Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием Радужная страна


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Радуга»
городского поселения «Рабочий посёлок Октябрьский»
Ванинского муниципального района Хабаровского края
(МБОУ ДОД ЦВР «Радуга» п.Октябрьский)
682892, п. Октябрьский, ул.10 пятилетки, д.5
Тел. 8(42137) 24932, 89622895744
E-mail: tzvr.raduga@edu.27.ruwww.cvr-raduga.edu.27.ru

Организация занятости детей в летний период в МБОУ ДОД ЦВР «Радуга» п. Октябрьский
Проект профильной смены
«Радужная страна»
Разработчики проекта:
Михайлова Лариса Александровна – педагог-организатор
Карпова Наталья Александровна - методист
п. Октябрьский, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Участниками лагерных смен являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья. Каникулярный отдых социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
Это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться играть, с пользой провести свободное время. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться красиво проигрывать и побеждать.
Цели и задачи, поставленные в проекте оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радужная страна», отвечают реалиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развитие ребенка, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора. Разнообразие деятельности педагогического коллектива позволяют организовать интересный и разноплановый отдых детей в условиях временного детского коллектива.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Проектирование    проходило с использованием нормативных документов: – Закон Российской федерации «Об образовании»– Конвенция о правах ребенка– Типовое положение об учреждениях дополнительного образования– Федеральный Закон «О дополнительном образовании»– Целевая программа «Организация летнего отдыха детей»– Постановление главного государственного санитарного врача
Сроки и этапы реализации проекта
I этап, подготовительный: март – май 2015 г.
- изучение проблемы занятости в летний период детей и
подростков;
- изучение нормативно-правовой базы;
- сбор информации и написание проекта;
- решение организационных вопросов.
Основная задача этого этапа – создать условия для успешной реализации проекта.
II этап, основной: июнь – июль 2015 г.
На этом этапе организуется деятельность по реализации целей и задач
проекта.
III этап, заключительный: сентябрь 2015 г.
На данном этапе будет проведен анализ деятельности по реализации проекта:
- подведение итогов;
- постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию системы летнего отдыха и занятости детей и подростков.
Участники проекта
Проект профильной смены «Радужная страна» предусматривает организацию летнего отдыха детей 6-13 лет в условиях временного детского коллектива.
Оптимальное количество участников – 40-50 человек.
Место проведения
МБОУ ДОД ЦВР «Радуга» п. ОктябрьскийМОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЯ
Методы и формы реализации проекта:
Ведущая технология проекта – игровая. Эта технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Модель смены
1 июня ребята от 6 до 12 лет становятся жителями необычной Радужной страны, каждый в одном из трёх городов, название которому они придумают позже. У каждого города есть свои законы, правила и мэр (воспитатель). Эти правила не сложные, нужно быть дружным и активным, участвовать в событиях и зарабатывать «радужки» (деньги Радужной страны). Все жители участвуют в оформлении и украшении образовательно-оздоровительной среды своих городов, в которых отражают: девиз, речевка, дежурство, почетные грамоты.
Каждое утро в Радужной стране начинается с зарядки, утреннего фильтра и планёрки предстоящего дня.
В течение всей смены жители страны получают вкусное и разнообразное 2х разовое питание в столовой на базе МБОУ СОШ п. Октябрьский. Медицинский работник ведет антропометрические измерения в начале и конце смены
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта
Создание единого образовательно-воспитательного и социокультурного пространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию ее творческого потенциала и самовыражения в творческой деятельности, сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия, формирование у детей социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания, подготовленности к жизнедеятельности в детском коллективе.
Основные направления и задачи
1. Интеллектуально-творческое воспитание
- Развитие творческих способностей  через КПД и индивидуальную деятельность.
- Создание благоприятной атмосферы для взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, творческой и интеллектуальной деятельности.
2. Здоровый  образ жизни
- Развитие физических способностей детей через групповое взаимодействие.
- Обучение приемам и методам оздоровления организма.
- Привитие навыков к здоровому образу жизни.
3. Экологическое воспитание - воспитание экологической культуры здоровья, жилья.  Взаимоотношений с окружающим миром.
- Обогащение личного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
- Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков.
4. Нравственно - патриотическое воспитание
- Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране.
- Воспитывать у детей доброту, человечность, милосердие.
- Патриотическое воспитание через отношение к окружающей действительности.
Принципы проекта
Принцип самореализации:
-осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере;
-добровольность включения ребят в ту или иную деятельность;
-создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;
-обязательный учет индивидуальных особенностей детей.
Принцип включенности в социально-значимые  отношения,
который предусматривает:
-обеспечение детям гарантий свободного выбора  деятельности и права на информацию;
-наличие возможности переключения с одного вида на другой в рамках смены;
-предоставление возможности  и права отстаивать свое мнение;
-взаимоуважение всех участников  работы лагеря.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предусматривает:
-создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
-формирование чувств ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
-защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
Принцип  динамичности  (постоянной смены видов деятельности).
Принцип  единства  тематического  содержания:
- целостность образовательной среды (единство, взаимосвязь, интеграция программ групп по интересам и игрового сюжета лагерной жизни и экологического воспитания);
- свободное творческое самоопределение (ориентация не только на результат творческого и исследовательского поиска, сколько на сам процесс);
- экологическая воспитанность (повышение уровня общей экологической грамотности, понимание роли человека в преобразовании окружающей среды).
РЕЖИМ ДНЯ ЛАГЕРЯ:
время проводимые мероприятия
8.45 – 9.00 встреча детей
9.00 – 9.15 зарядка
9.15 – 9.30 утренняя планёрка
9.30 – 10.00 завтрак
10.00 – 12.30 отрядные дела, территория безопасности
12.30 – 13.00 обед
13.00 – 14.15 досугово-развлекательныое событие или бассейн
14.15 – 14.30 полдник
14.30 – 14.45 уборка игрового и спортивного инвентаря
14.45 – 15.00 планёрка (подведение итогов дня)
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Материально-техническое обеспечение
3 кабинета для размещения отрядов, актовый зал, спортивная площадка
канцелярские товары: бумага А4, цветная бумага, фотобумага 10х15 глянцевая, карандаши простые и цветные, фломастеры, маркеры, ножницы, гуашь и т. п.;
настольные игры, игры для улицы и спортивный инвентарь (бадминтон, мячи, скакалки, обручи)
наградная продукция: грамоты, призы.
мультимедийный проектор с проекционным экраном;
Кадровое обеспечение

п/пФ.И.О. Должность Вид
деятельности
1. Леонтьева Е.А. директор начальник ЛОУ
2. Карпова Н.А методист начальник ЛОУ
3. Михайлова Л.А. педагог-организатор педагог-организатор
4. Старенкова Т.В.
Курендина О.С.
Исакова П.В.
Якуненко Т.В. педагог дополнительного образования воспитатель
5. Бехер О. Вмедицинский работник медицинский работник
6. Колосова Н.А технический персонал технический персонал
Методическое обеспечение
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа
тренинги
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данного проекта ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Для того чтобы проект заработал, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- постановка реальных целей и планирование результатов проекта;
- соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации проекта, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
  
        
ПЛАН-СЕТКА СМЕНЫ
Дата Мероприятия
1 день Заезд жителей в Радужную страну. Монтаж городков, знакомство с правилами проживания в Радужной стране.
Конкурсная программа «Лагерь, встречай!»
2 день Минутка пожарной безопасности – «Героическая профессия - пожарный»
Продолжение монтажа городков.
«Визит-шоу» - посвящение в жителей Радужной страны.
3 день Правила поведения в автобусе.
Богатырские забавы
4 день Минутка пожарной безопасности – «Как защитить жилье от пожара»
«Музыкальный батл»
5 день Правила поведения на дороге.
ШОУ-игра «КУБ»
6 день Минутка пожарной безопасности – «Курильщик»
Игра «Солнышки и дождики»
7 день Минутка пожарной безопасности - «Лес»
«ШАР-ШОУ»
8 день Правила поведения на воде.
«Кулинарный батл»
9 день Минутка безопасности «Внимание!!!»
Подготовка к конкурсу «Один в один»
10 день Минутка пожарной безопасности – «На всякий пожарный»
«Один в один», «Спортивно-экологическая эстафета»
11 день Инструктаж о поведении в общественных местах.
«Зов джунглей».
12 день Правила поведения на воде.
Развлекательная программа «Сто к одному».
13 день Минутка пожарной безопасности – «Не допусти трагедию»
Легкоатлетические соревнования «Юные Олимпийцы».
Игра-викторина «Знание пожарной безопасности»
14 день Минутка пожарной безопасности
«Мисс июнь»
15 день Минутка пожарной безопасности – «Пожарным посвящается»
«Мистер июнь»
16 день Минутка пожарной безопасности – «Я буду звонить -01!»
«Энкаунтер»
17 день Правила поведения на воде.
Игры нашего двора
18 день Официальное закрытие Радужной страны.
Территория Траты Радужки.