Программа летнего оздоровительного лагеря Круиз в лето


МОУ Русско-Бектяшкинская средняя
общеобразовательная
школа

Программа


летнего оздоровительного   лагеря
«КОРАБЛЬ РБШ»
при МОУ Русско-Бектяшкинская СОШ
Сенгилеевский район
Ульяновской области.
 










с.Русская Бектяшка-2012
Паспорт программы
Название          программы
Летний оздоровительный лагерь «Корабль РБШ» с дневным пребыванием детей МОУ Русско-Бектяшкинская средняя общеобразовательная школа
Программа «Круиз в лето» (сюжетно-ролевая игра)

Основание для разработки программы
Закон РФ “Об образовании”
Конвенция о правах ребенка
КЦП «Каникулы»
КЦП «Здоровье»
КЦП «Патриотическое воспитание»

Место реализации программы
МОУ Русско-Бектяшкинская средняя общеобразовательная школа

Адрес учреждения
433389 Ульяновская область, Сенгилеевский район, село Русская Бектяшка, тел.8(84233)2-33-30, rbektyashka@rambler.ru

Руководитель ОУ
Потапов Е.А.

Автор Программы
Бусалаева Т.Н., заместитель диретора по УВР
Потапова Т.Ю., заместитель директора по ВР

Субъект РФ
РФ, Ульяновская область, Сенгилеевский район ,
село Русская Бектяшка

География участников
Ульяновская область, Сенгилеевский район ,
село Русская Бектяшка
Учащиеся и педагоги МОУ Русско-Бектяшкинская СОШ, все заинтересованные лица.

Продолжительность
21 день

Время реализации
5 -26 июня 2012 года,
8.30.-14.30 ежедневно

Количество участников программы
15 учащихся 2- 8 классов (7-14 лет)
10 человек педагогов и заинтересованных лиц.

Количество смен
1 смена 21 день

Кадры
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал, медицинская сестра, повара.

Условия участия в программе
Территория МОУ Русско-Бектяшкинская СОШ (отрядные комнаты, спортивный зал, столовая, компьютерный класс, спортивная площадка), , культурно-просветительные учреждения села, которые задействованы в реализации проекта.

Официальный язык программы
Русский.

Задачи
Организационные:
Вовлечение детей в игровой проект смены.
Организация досугово-развивающей деятельности.
Воспитательные:
Формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Воспитание гражданской позиции, морально-нравственных ценностей, взглядов, идеалов.
Помочь каждому ребенку обрести смелость и желание быть самим собой, быть свободным и ответственным за свою собственную жизнь и свою судьбу.
Создание в лагере отношений сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых.
Развивающие:
Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Корабль РБШ».
Создать эффективное развивающее, оздоровительное и воспитательное пространство лагеря через формирование моделей игровой деятельности.
Обретение ребенком уникального своего «Я» на перекрестке различных возможностей, ценностей, видов деятельности, в процессе приобретения знаний, умений и навыков по программе «Круиз в лето»


Наиболее важные публикации о программе
Школьный сайт : rbektyashka.ucoz.ru

Особая информация и примечания
Данную программу можно изменять и дополнять приложениями, подпрограммами для дальнейшего развития.
Основные принципы педагогического процесса следующие:
тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых (при этом все имеют равные права и обязанности), развитие творчества и самодеятельности;
игровая основа организации деятельности,
единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом половых, индивидуальных, возрастных особенностей;
соблюдение добровольности участия в деятельности,
создание временного детского коллектива как микроструктуры жизнедеятельности и структурной единицы программы, имеющей ряд особенностей: временный и сжатый срок жизнедеятельности и цикличность развития;
праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.

Специализация программы
Участники программы - дети младшего, среднего и старшего школьного возраста (7- 15 лет).

Система организации контроля за исполнением программы
Отдел образования администрации МО «Сенгилеевский район» осуществляет в установленном порядке общее руководство и контроль за выполнением программы. Ответственные за исполнение программы «Круиз в лето» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей информируют о ходе выполнения и результатах реализации программы отдел образования, родительскую и педагогическую общественность школы.






Игры детей - вовсе не игры,
и правильнее смотреть на них как
на самое значительное и глубокомысленное
занятие этого возраста.
М. Монтень

Пояснительная записка
Программа «Круиз в лето » летнего оздоровительного лагеря «Корабль РБШ» разработана для обеспечения детей активным оздоровительным отдыхом во время летних каникул. Программа реализуется на базе МОУ Русско-Бектяшкинская средняя общеобразовательная школа. В период летних каникул лагерь принимает детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет. Численность детей в одной смене – 15 человек. На протяжении многих лет лагерь принимает детей из малообеспеченных, многодетных семей .
Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов (эстетических, творческих, познавательных, спортивных, трудовых), о поиске «нового себя».
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Основа программы – игровой проект тематическая смена «Круиз в лето». Детей ждут в свои объятия и зеркальная речка, цветущий луг, и таинственная зеленая прохлада лесопосадки. Детей, как корабль на рейде, готовый к отплытию, ждет летний оздоровительный лагерь «Корабль РБШ». Дети становятся членами экипажа, которые, живя на «корабле», совершают различные путешествия по речным просторам и окружающей местности.
Актуальность программы «Круиз в лето»:
Во-первых, детей всегда увлекают путешествия.
Во-вторых, программа «Круиз в лето» - сюжетно-ролевая игра. Её ценность определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы. Сюжетно-ролевая игра реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие все. Сюжетно-ролевые игры представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все участники!
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, требует его активной умственной деятельности, развивает мышление и самостоятельность действий, игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Сюжетно-ролевая игра:
раскрывает и развивает творческие способности ребенка через игровую деятельность;
знакомит детей с окружающим миром, продолжает экологическое образование школьников, способствует формированию гражданско-патриотических качеств через изучение истории родного края.
Данная программа актуальна и интересна тем, что в нашей стране 2012 год объявлен годом Российской истории, а в области- годом культуры, в программе прослеживается данная тематика.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей играет особую роль, так как для многих семей нашей школы это единственная возможность предоставить отдых своему ребенку.
Новизна и оригинальность. Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Дети погружаются в игровую легенду о том, что Домовенок Кузя, поселившейся в нашей школе 7 лет назад, решил выйти из стен школы и совершить путешествие по нашему заливу, реке Волге, окружающей местности, изучить достопримечательности родного края.
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха. Программа позволяет каждому ребенку в соответствии с возрастом играть свою роль в этой сюжетно-ролевой игре ( юнги, летописцы, радисты, штурманы)
Сюжетно-ролевая игра «Круиз в лето» начинается с момента знакомства с детьми и продолжается 21 день до закрытия смены.
Основные принципы педагогического процесса:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Круиз в лето» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Гуманизма – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип совместной деятельности– именно совместная деятельность формирует единство отряда, рождает традиции,
Вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания
Толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
Безопасности- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
Цели и задачи
Цели и задачи программы реализуются через сюжетно-ролевую игру.
Цель программы: Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования.
Задачи :
Организационные:
Вовлечение детей в игровой проект смены.
Организация досугово-развивающей деятельности.
Воспитательные:
Формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Воспитание гражданской позиции, морально-нравственных ценностей, взглядов, идеалов, развитие у школьников чувства патриотизма и любви к Родине., родному краю.
Помочь каждому ребенку обрести смелость и желание быть самим собой, быть свободным и ответственным за свою собственную жизнь и свою судьбу.
Создание в лагере отношений сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых.
Развивающие:
Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Корабль РБШ».
Создать эффективное развивающее, оздоровительное и воспитательное пространство лагеря через формирование моделей игровой деятельности.
Обретение ребенком уникального своего «Я» на перекрестке различных возможностей, ценностей, видов деятельности, в процессе приобретения знаний, умений и навыков по программе «Круиз в лето»
При реализации программы в детском лагере можно использовать следующие Воспитательные методы:
увлечение детей радостной перспективой, полезным делом, творческим поиском;
поощрение, одобрение, похвала, награда;
доверие - доверительное отношение к ребенку;
убеждение, приведение доводов, взглядов, требований;
общественное поручение: развитие ответственности за порученное дело;
традиции: сплочение коллектива, создание собственных традиции.
Содержательные блоки
(Направления деятельности)
Реализация программы осуществляется через конкретные мероприятия по направлениям:
СПОРТИВНО– ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЕ
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

Спортивно- оздоровительное направление связано с оздоровлением и физическим развитием детей и подростков. Это спортивная программа лагеря, в которую включены подвижные игры на свежем воздухе, спортивные игры и соревнования, легкоатлетические упражнения, оздоровительные комплексы.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика.
Выполнение режимных моментов в соответствии с возрастом детей.
Занятия по интересам различными видами спорта: футбол, волейбол, бадминтон, пионербол,лапта, шахматы.
Проведение различных соревнований и спортивных праздников: «Спартакиада». «День спорта», эстафеты, шуточные спортивные эстафеты, подвижные игры и т.д.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Познавательно- творческое направление – направление, раскрывающее интеллектуальный и творческий потенциал учащихся на основе конкурсов, турниров для смекалистых, посещение библиотеки, музея, использование информационных технологий и т.д.
Гражданско - патриотическое направление - направление деятельности, связанное
с воспитанием чувства любви и бережного отношения к традициям своей Родины. Это направление включает экскурсии, походы, беседы, чтение книг, просмотры презентаций, фильмов и т.д

Механизм реализации программы
Этапы реализации:
I этап - подготовительный – апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что примерно за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Поведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
Изучение запросов детей и их родителей
Подбор начальника лагеря, воспитателей, медработника.
издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, рассмотрение и обсуждение на заседании педагогического совета , утверждение директором школы.
составление необходимой документации для деятельности лагеря (список детей, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап - организационный – июнь
         Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.  Основной деятельностью этого этапа является:
Решение организационных вопросов
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Круиз в лето»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
Сплочение отряда;
Формирование законов и условий совместной работы;
Подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

III этап - основной - июнь.

Основной этап включает реализацию основных положений программы. Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
работа творческих мастерских.
Ежедневное отслеживание эмоционального состояния воспитанников.

IV этап - заключительный этап – июнь
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
проведение церемонии закрытия лагерной смены с награждением детей по её итогам;
мониторинг качества проведения лагерной смены, анализ результатов и оформление итоговой документации, презентация жизнедеятельности лагеря.


Ресурсное обеспечение реализации программы



Применение

Ответственные

Кабинет начальных классов
Комната отдыха, игровая комната
Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал

Спортивный
зал
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
воспитатели,

Спортивная площадка
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
воспитатели,

Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия
Воспитатели, администрация лагеря

Актовый
зал
Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской
Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский кабинет)
Медицинский контроль мероприятий лагерной смены
Медицинский работник школы

Школьная библиотека
Литература для педагогов и детей лагеря
Библиотекарь

Школьная столовая
Завтрак, обед.
Повар

Комнаты гигиены
Туалет, раздевалка
Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал

Кабинет информатики
Пользование интернет ресурсом, мультимедийным комплексом, оргтехникой
воспитатели

Фойе школы
Сборы, линейки, информационный стенд
воспитатели


Материально- техническое обеспечение
Игровой материал и инвентарь
Мячи: резиновые, волейбольные, футбольные
Обручи
Скакалки
Шашки, шахматы
Кольцебросы
Бадминтон
Игры настольные

Оборудование
Столы и стулья
Компьютеры
Мультимедийный проектор
Микрофон
Видеомагнитофон
Магнитофон
Телевизор
Цифровой фотоаппарат
Принтер
Сканер



Кадровое обеспечение
В реализации программы «Круиз в лето» участвуют:
Начальник лагеря
Воспитатели
Медицинский работник
Учителя средней общеобразовательной школы;
Работники Дома культуры, сельской, школьной библиотеки;
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. В лагере будут работать начальник лагеря, два воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги – воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных (экипажных) и общелагерных дел. Вожатые – волонтеры участвуют в работе экипажа корабля, а также занимаются организацией отрядной (экипажной) жизни.
Функциональные обязанности сотрудников лагеря:
Начальник лагеря:
Организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
Руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
Воспитатели:
Обеспечивают реализацию плана работы;
Обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
Несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.

Методическое обеспечение
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.



Содержание и формы реализации программы
Игровая модель содержания программы

В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры, основанная на вымысле. С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Игровой замысел опирается на потребности и склонности ребят младшего и среднего школьного возраста, учитывает их возрастные особенности: стремление к романтике, приключениям. Во время игры дети смогут расширить знакомство с разнообразием окружающего мира, с традициями, достопримечательностями родного края, с важными историческими событиями.
Программа смены включает в себя отрядные дела, спортивно-оздоровительные и культурно-досуговые мероприятия, работу в органах самоуправления, различные по степени сложности игры и конкурсы.
Дети погружаются в игровую легенду о том, что Домовенок Кузя, поселившейся в нашей школе 7 лет назад, решил выйти из стен школы и совершить путешествие по нашему заливу, реке Волге, окружающей местности, изучить достопримечательности родного края. Он предлагает набрать команду на «Корабль РБШ» и совершить на нем круиз. Все передвижения корабля фиксируются флажками на большом стенде с изображением карты путешествий ( острова, зеленые стоянки, пристани, порты, судовые доки)
Возможные испытания в пути: шторм, встреча с пиратами, отмели, необитаемый остров, и т.д. помогут ребятам научиться выходить из сложных, экстремальных ситуаций. Препятствия, возникающие на пути, преодолеваются с помощью дружбы и взаимопомощи. И ребята и взрослые- единый экипаж корабля. Экипаж корабля делится на команды.
Судно, причалив к берегу, делает 1- и 3-дневные остановки, во время которых, команда должна оставить на суше память о себе. Например: разбить клумбу«Дружбы», организовать экологическую кампанию, тимуровское движение, шефскую помощь и т.д.
Каждая команда придумывает себе название и девиз. Экипаж живет по корабельному уставу, своим законам, имеет песню, речевку атрибуты, флаг, знаки различия, эмблемы.
Активность детей в различных делах и мероприятиях отражается разноцветными флажками различной формы на мачте корабля:
за спортивные достижения- флажок в форме квадрата;
за трудовые успехи- флажок в форме треугольника;
за интеллект- флажок;
очень хорошо- красный цвет;
хорошо- синий цвет;
участие- зелёный цвет

Органы управления «Кораблем РБШ»
Капитан – начальник лагерной смены.
Штурманы – воспитатели. Ведают здоровьем всего экипажа, могут показать путь, готовятся к к путешествию (работа по плану воспитателей), следят за соблюдением и исполнением Законов, Устава лагеря, Режима лагеря.
Судовой врач-школьная медицинская сестра, которая проводит оздоровительные процедур
·ы. Следит за здоровым образом жизни экипажей (зарядка, закаливание и т.п.)
Кок – повар. Осуществляет заправку экипажей витаминами.
Матросы,Юнги,  Боцман, Летописцы, Радист – дети
Боцман. Главный дежурный. Назначает вахтенных.
Радист. Собирает информацию, доводит информацию до членов экипажа.
Летописцы. Постоянно действующая творческая группа, освещает события жизни лагеря, ведет летопись «Судового журнала».
Матросы, юнги (все остальные). Составляют большую часть экипажа. Стоят на вахте (дежурство по отряду), встречаются с судовым врачем, главные участники всех игр и мероприятий, прилежные исполнители Устава, Законов, режима дня.
Корабельный совет (педагоги и сотрудники школы),
Совет матросов (совет командиров отрядов),
Каждый день на Корабельных советах (советах отрядов) вместе с детьми подводятся итоги дня

Наши деньги
В конце смены заработанные различные флажки эквивалентно обмениваются на виртуальные деньги- круизики.. Дети, приняв игру, принимают и «реальность» использования денег. На закрытии лагеря проводится Аукцион, где каждый может на свои круизики купить реальный товар ( сладости, игрушки).
За невыполнение законов взимается штраф.
Традиции
Выполнение законов лагеря.
Оформление отрядного уголка,
ведение «Судового журнала».
Церемония награждения - вручение премий «Золотой волны», «Золотого якоря»,
«Золотого Штурвала».

Девиз -
Вперед, «РБШ»!»
Не сядь на мель!
Чем крепче дружба,
Тем ближе цель!»


















Гимн экипажа «Корабля РБШ»
А, ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер
Веселый ветер, веселый ветер.
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам ветер про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Про смелых и больших людей.
Припев:
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел, тот смеется,
Кто хочет, тот добьется,
Кто ищет, тот всегда найдет.

А ну-ка песню нам пропой веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер.
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам ветер про чащи лесные,
Про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные, про мускулы стальные,
Про радость боевых побед.
Спой нам ветер про славу и смелость,
Про ученых героев бойцов.
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов





























Жизнь на корабле строится по следующим законам:

Заповеди «Корабля РБШ»:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим


Закон 00- это закон точности. Жизнь на корабле является чередой событий. Если ты сам будешь точным пунктуальным, то и твоя команда будет такой же. Опоздания, лишние паузы- это то, что делает жизнь на корабле неинтересной, приводит к конфликтам среди детей и взрослых.

Закон территории- это очень строгий закон. Никому нельзя покидать корабль без разрешения командования. Нарушение закона грозит опасностью для жизни и здоровья детей.

Закон зелени- закон бережного отношения к природе, к растительному и животному миру, который нас окружает на суше. Важно учитывать и то, что многие растения, насекомые и животные могут представлять угрозу для жизни и здоровья детей.

Закон творчества- издавна существует правило: «Все дела делай творчески, а иначе- зачем?» Творчество нельзя ограничить. Выдумывайте, творите и фантазируйте.

Закон поднятой руки- хочешь высказать своё мнение согласие или несогласие во время обсуждения- подними руку. Закон гласит: если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то нужное. Когда поднимается рука, все вокруг должны слушать.
Эти законы должны стать нормой поведения в группе, помочь в приобретении общечеловеческих качеств, умений и навыков.




8.30 - 9.00 Сбор. Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.00 - 9.15 Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!

9.15 - 10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00 - 11.00 Трудовой час
11.00.-11.15 Ланч
Снова повар нас зовёт,
Сладкий фрукт в столовой ждет!
11.15 – 13.00 Отрядные лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, кто в огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
13.00 - 13.30 Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.

13.30-14.15 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
За обедом виден сразу
Наш отменный аппетит.

14.15 -14.30 Заседание совета
14.30 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

Говорим мы на прощанье







РАСПИСАНИЕ МАРШРУТА КОРАБЛЯ РБШ

Дни
Мероприятия

Ежедневно
Уборка территории лагеря

Ежедневно
Ведение судового журнала

Ежедневно
Утренняя зарядка

1 день 5 июня
«Веселый отлив»
Регистрация детей, комплектование экипажей «Корабль РБШ».
Сбор – инструктаж. Принятие правил поведения.
Знакомство с маршрутом путешествия и остановками в пути.
Игры – знакомства.
Операция «Уют» - обустройство и оформление кают-компании.
Занятия по интересам, игры на свежем воздухе.

2 день 6 июня
«Свистать всех наверх»
Презентация экипажей: название экипажа, девиз, символика.
Инструктаж по Т/Б
Ярмарка идей. Творческая мастерская.
Занятия по интересам.

3 день 7 июня
«Родная пристань»
1.Благоустройство школьного двора ( изготовление фигур, поделок) 2.Конкурс рисунков «Милый сердцу родной уголок». 3. Экскурсия в школьный музей
4. Занятия по интересам.

4 день 8 июня
«Полный вперед!»
1.Торжественное открытие смены
2.Посвящение в юнги.
3.Дискотека «На морской волне».

5 день 9 июня
«Музыкальный залив»
1.Конкурсная программа «Угадай мелодию»;
2.КТД «Морское ассорти».
3. Занятия по интересам.

6 день 11июня
Родная гавань «Мой дом –Россия»
1. Торжественная линейка: «России – как много в этом слове»
2.Урок гражданина:
- презентация «История герба, флага России».
3. Конкурс рисунков на асфальте: «Россия – Родина моя»
4. Занятия по интересам.

7 день 13 июня
«Пиратский остров»
Спортивное КТД «Вперед за сокровищами»
Занятия по интересам.


8 день 14 июня
«Экватор»
Час общения: «Я вижу мир»
Конкурс «Мистер Морской Волк».
Интеллектуальное казино.
Спортивные эстафеты «А вам Слабо?»


9 день 15 июня
«Полундра! Человек за бортом!»
Морской десант (уборка территории вблизи школы, изготовление фигур, поделок).
Конкурс плакатов «Что такое ЗОЖ?»
Выступление агитбригады «Быть здоровым – обязанность каждого!»

10 день 16 июня
«Порт сообразительности»
1.Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
2.КВН «Семь футов под килем»
3.Занятия по интересам.

11 день 18 июня «Остров
невезения »
1.«Корабельная кутерьма»: кораблекрушение, высадка на необитаемом острове
2.Спортивно-игровая программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».
3.Дискотека «Аквариум».

12 день 19 июня
«Мыс Надежды»
1.Экологический десант (уборка территории школы).
2.Просмотр видеоролика «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы».
3.Викторина «Рыбы, птицы, звери».
4.Конкурс на лучший летний букет.

13 день 20 июня «Пролив Юмора»
Игровая программа «Нам без шуток – никуда!»
Конкурс юмористических шаржей.
3.Юмористические эстафеты на свежем воздухе.

14 день 21 июня
«Море Памяти»
1.Дни воинской славы «Города – Герои Поволжья»
2.Акция «Забота»
3.Благоустройство территории у обелиска.
4. Занятия по интересам.

15 день 22 июня
«Море Памяти»
1.Линейка памяти «Всем, кто ушёл в бессмертие – посвящается!» (проводится у памятника воинам ВОВ совместно ).
2.Экскурсия в школьный краеведческий музей.
3.Тимуровская работа


16 день 23 июня
«Морские байки»
1.КТД «Операция «КоВчеГ» или «Кто во что горазд!»
спортивно
2.«Морская правда» - выпуск экспресс-газет экипажами.
3. Занятия по интересам.

17 день 25 июня
«Домашний причал»
1.Подведение итогов Круиза в лето
2. Хит-парад «На морской волне.
3. Гала концерт «На всех парусах».

18 день 26 июня
«С корабля на бал»
Закрытие смены. Поездка в Ульяновск





























Каждый день в лагере проводятся уроки здоровья.
«Советы доктора воды» «Вредные привычки»
«Друзья Вода и Мыло» «Если хочешь быть здоров»
«Глаза- главные помощники человека» «Почему мы болеем?»
«Чтобы уши слышали» «Что нужно знать о лекарствах»
«Почему болят зубы» «Кто и как предохраняет нас от болезней»
«Как сохранить улыбку красивой?» «Как избежать отравления?»
«Рабочие инструменты» человека» «Как защититься от насекомых?»
«Забота о коде» «Расти здоровым»
«Как следует питаться»
«Как сделать сон полезным»
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Клещевой энцефалит» «Правила поведения на воде».
профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних




Диагностика и мониторинг программы

Показатели
Сбор информации

1. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психолого – педагогического климата в детском коллективе:
Вводная диагностика

2. Степень включенности в различную деятельность каждого участника проекта.
Выставление символов - цветопись

3. Эмоциональный и психологический микроклимат в отрядах.
Цветопись настроения..
Наблюдение педагогов лагеря.

4. Творческий потенциал и возможности ребенка.
Анкета «Расскажи о себе».

5. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в лагере.
Тест «Круг моего общения».

6. Рефлексия от лагерной смены.
Анкета «Что дал мне лагерь.
Тест «Незаконченное
предложение».
Интервью с участниками смены.




Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Развить творческую активность, индивидуальные способности, коммуникативные качества каждого ребенка благодаря ежедневному участию в подготовке и проведении творческих отрядных и общих лагерных дел.
Формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях.
Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества.
Закалить организм воспитанников и сформировать у них практические навыки организации здорового образа жизни в ходе проведения спортивных игр и соревнований.
Воспитать у детей чувство уважения и любви к родителям, семье, своей Родине.
Приобретение навыков общения с людьми разного возраста.
Успешная реализация сюжетно-ролевой модели смены.
Профилактика правонарушений среди детей и подростков.
Но главным ожидаемым результатом будет организационный, интересный, полноценный отдых и оздоровление ребенка



Основные индикаторы эффективности программы
Участники программы
Ожидаемые результаты

Учащиеся
1. Физическое и духовное оздоровление детей и подростков на основе подвижных и спортивных игр, спортивно- оздоровительных комплексов.
2. Практическое применение подвижных игр в свободное от учебы и каникулярное время.
3. Расширение кругозора учащихся, развитие их организаторских и творческих способностей.

Родители
1.Физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;
2.Реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;
3.Полноценный отдых ребенка.

Педагоги
1.Реализация запланированных мероприятий в означенных сферах деятельности
2.Улучшение социально- психологического климата в школе.
3.Совершенствовать патриотизм, как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность в воспитании человека.





Эффективность программы определяется системой целевых индикаторов, показателей (таблица), которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям
Целевые показатели
Индикаторы

Спортивно- оздоровительное
развитие
отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся;
выработка положительной мотивации детей и подростков к принципам здорового образа жизни

Развитие познавательной и творческой активности учащихся
100% участие воспитанников лагеря в различных конкурсах, викторинах.
Хороший уровень качества знаний учащихся по культуре родного края, по изучению окружающего мира

Гражданско- патриотическое воспитание учащихся
рост социальной активности учащихся;
повышение степени осознания понятия «патриотизм»
сформированность основных нравственных качеств личности;
отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди учащихся
Хороший уровень качества знаний учащихся по истории родного края, России в целом.


Литература:
Педагогика каникул . УИПК ПРО г.Ульяновск 2003
Здравствуй, лето .Сенгилеевское педагогическое училище 1997
Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
Газета «Последний звонок» за 2010-2012 год.
Газета: «После уроков » за 2005-2012 год.
Интернет-ресурсы















































Карта настроения членов корабля РБШ


п/п
Ф.И.О. ребенка
Дни смены
Итоги



5
6
7
8
9
11
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
25
26


1.
Галкин Н




















2.
Галкина Т




















3
Назарова Н.




















4.
Кудряшов И.




















5.
Кошелев Д




















6.
Кошелев Ю




















7.
Разубаев С




















8.
Аблапохин Ю.




















9.
Дроздов Д




















10
Назаров Е.





















Условные обозначения:



Веселое Спокойно Грустное


Речёвки и кричалки
С добрым утром детвора.

И тот час же по порядку,
Все ребята на зарядку.

Солнце только что проснулось?
Проснулось!
И ребятам улыбнулось?
Улыбнулось!
На линейку все построены?
Построены!
На работу все настроены?
Настроены!
Солнце, воздух и вода-
Да, да, да!
Наши лучшие друзья-
Да, да, да!

Все за стол- узнать пора, Дайте нам побольше каши,
Чем накормят повара. Все рекорды будут наши.

Но у всех смешливых даже
За столом серьёзный вид
На удивленье всем покажем
Наш рабочий аппетит.

Не грусти в семействе нашем Сейчас мы книжки почитаем,
Мы поём, играем, пляшем И все вместе поиграем.
Все занятия хороши
Выполняй их от души.

Дружно в поле мы выходим
И работу всем находим.

Ну, держитесь сорняки, Ну, держитесь бумажки
К вам идут орлы. Мы совсем не чебурашки

До свидания, девчата,
До свидания, ребята,
Завтра нас здесь снова ждут.




ИГРЫ
Игры на внимательность
«Поход»
Участники встают в круг. Первый участник называет своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход, например: « Меня зовут Катя, я беру с собой палатку, пожалуйста». Всем участникам необходимо догадаться о том, что после названия предмета необходимо добавлять слово «пожалуйста». Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

«Азбука»

Каждый участник игры получает карточку с буквой алфавита, соответствующей начальной букве имени или фамилии участника. Ведущий рассказывает детям что-нибудь, например: сказку, интересную историю, и вдруг хлопает в ладоши, произнося любое слово (напр., «малина»). Игроки должны быстро встать таким образом, чтобы из карточек с буквой алфавита сложилось названное слово.
«Из лесу вышло 5 крокодилов»
Участники сидят в кругу. Ведущий, распределив номера между участниками, начинает:
Из лесу вышло 5 крокодилов.
Игрок №5 возмущается:
А почему 5?
А сколько? – спрашивает ведущий.
Четырнадцать! – отвечает игрок №5
А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.
Вовремя не вступившие в игру, участники выбывают. Игрокам необходимо называть разные числа, для того чтобы все дети участвовали в игре.

Игры на выявление лидера

«Делай раз, делай два»
Ведущий показывает несколько пальцев на руке и ровно столько человек должно подняться. Ведущий проигрывает несколько комбинаций, наблюдая при этом, кто чаще всех встаёт. Это люди с лидерскими способностями- «совесть» отряда.

Игры на взаимодействие

Летел лебедь Участники становятся в круг, вытягивают руки, при этом ладони необходимо держать вертикально, положив свою правую ладонь на левую ладонь соседа справа. Все игроки поочерёдно произносят по одному слову из считалки, под каждое слово делают ход - хлопок по левой руке соседа слева. «Летел - лебедь - по - синему - небу - загадал - число - ». Тот человек, на кого выпало слово « число», называет вслух любое число и делает хлопок. Хлопки вслух поочерёдно считают. Задача игрока, на которого «выпада - ет» названное число, быстро убрать руку из под хлопка. Кто не успел - выбывает. Таким образом, выясняется самый ловкий в отряде. Телеграмма Участники становятся в круг, держатся за руки. В центре круга - водящий. Кто-нибудь из игроков начинает: « Я отправляю поздравительную открытку Кате, в которой желаю ей добра». Как только произносит слова, лёгким пожатием руки любого из соседей, «отправляет» открытку. По цепочке открытка должна дойти до адресата. Важно слегка пожимать руки друг другу, чтобы водящий не смог перехватить почту. Как только адресат получает открытку, сразу говорит слово «получил» и, теперь он, отправляет свою открытку кому-то в кругу. Отправлять можно письма, посылки, бандероли, телеграммы и т. д. Если водящий заметил, где пожимают руку, т.е. где проходит почта, тот игрок становится водящим.
Игры в помещении
Любимое занятие Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим. Суета сует Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звёзды Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберёт имена. Молекула - хаос Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде вожатого: » Молекула по 2, по 3 и т. д.«, игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: » Хаос", участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается. Построения Ведущий предлагает построиться участникам по цвету глаз (от самых светлых до тёмных); по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря; в алфавитном порядке по первым буквам полных имён и т. д.


Подвижные игры.
«Конь вороной»

Участники игры выбирают ведущего. Задача ведущего - «запятнать» всех игроков. Для этого все участники разбегаются в разные стороны, а ведущий, догоняя, легким прикосновением касается плеч игроков. Тот, кого «запятнали», замирает на месте, разводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня, вороного коня!». «Распятнать» своих друзей можно только горячим объятием. Итак, задача ведущего – «запятнать» всех игроков, задача игроков - выручать друг др

«Хвост дракона»
Играющие выстраиваются в колонну по- одному и берут друг друга за пояс или за плечи. Задача игрока, стоящего первым, - поймать игрока, стоящего последним. Внимание! Игру лучше всего проводить на поляне.
«Тише едешь - дальше будешь»

Водящий становится лицом к стене. Остальные выстраиваются в шеренгу на расстоянии 20-30 шагов от водящего. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь». Игроки в этот момент приближаются, говоря: «А приедешь - дома будешь!». После этих слов водящий резко поворачивается к игрокам. Тот, кого он заметил в движении, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто приблизился настолько, что может коснуться стоящего у стены. Выигравший становится водящим.



- 1, 2, 3, 4!
- 3, 4, 1, 2!
- Эй, ребята, шире шаг!
- Нет, наверно в целом мире
 Веселей, дружней ребят!
- Не грустят в семействе нашем!
- Мы поем, рисуем, пляшем!
- Все занятья хороши!
- Веселимся от души!
- Эй, дружок, не унывай, громко   песню запевай!
***
- 1,2!
- Мы не ели!
- 3,4!
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери!
 - А то повара съедим!
- Руки?
- Чистые!
- Лицо?
- Умыто!
-Всем, всем
-Приятного аппетита
***
- Открывайте шире двери!
- Мы голодные, как звери!
- Нам еда полезна будет!
- Силы новые разбудит!
 - Что голодный хор поет, когда повар есть зовет?
-Бери ложку, бери хлеб и садись-ка за обед!
-Бим-бом, та-ра-рам!
-Что сготовил повар нам?
 
***
- Мы идем
- На стадион!
- Отряд наш будет
- Чемпион!
- Кто задору солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройся в ряд!
- А команды есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Победим в соревнованьях, отстоим отряда честь
- раз, два, три, четыре! три, четыре, раз, два! солнце только что проснулось и ребятам улыбнулось! поскорей, дружок, вставай, на зарядку выбегай! солнце светит ярко-ярко! нам от солнца жарко-жарко! солнышко, сильнее грей, воду в речке нам согрей! солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
РОСТО-ВЕСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОЛ «Корабль РБШ»

Ф.И.О
Вес
Рост



01.06.11г.
24.06.11г.
01.06.11г.
24.06.11г.











«Корабль РБШ



Законы экипажаTimes New RomanРаспорядок дняTimes New RomanНАШИ РЕЧЕВКИ
НА ВСЕ СЛУЧАИ
ЖИЗНИ Заголовок 1ўђ Заголовок 2ўђ Заголовок 3ўђ Заголовок 4 Заголовок 915