Урок Виды облаков и осадки


Виды облаков и осадки.
Цели урока: Сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков.
- Развивать познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать любовь к природе, Родине.
Формирование духовно – нравственных качеств уч-ся.
Оборудование: Раздаточный материал с диаграммами и сведениями о выпадении осадков в течение года по месяцам;
-пуховое перышко.
-карточки;
-карта;
-ИКТ
Эпиграф:
Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задаёт природа.
В.А. Обручев.


Ход урока.
1.Организационный момент
Создание эмоционального настроения.
- Доброе утро. Давайте мы улыбнемся и подарим всем хорошее настроение.
Учитель:
Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок.
Тут девчонки и мальчишкиСтихи, игры – всё для вас.Пожелаю вам удачи –За работу, в добрый час!
2 Изучение нового материала.
Отгадайте загадку: Белые гуси по синему морю плывут. (облака)

(слайд 1)
Тема нашего урока « Виды облаков и осадки».
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
О чем мы сегодня с вами поговорим?
Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами облаков и осадков, а также научимся анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.
Эпиграфом нашего урока будут слова Обручева:
Слайд 2
Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.
Загадка:
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко
(туман)
Что такое туман ? -Почему образуется туман?
Взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды. Образуется в результате конденсации водяного пара вблизи поверхности земли.
-Что такое облако? Посмотрите на облако.
(Уч.-ся смотрят на небо)
Какие мысли у вас возникают?
(А если поднять туман выше?)
-Что тогда произойдёт?
(Образуется облако)
-Запишите свои версии определений термина «облако»
Облако- туман, поднявшийся на определённую высоту.
Облако- это мельчайшие капельки воды, находящиеся высоко над земной поверхностью.
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, будем говорить о небесных странниках – облаках.
Облака называют индикаторами погоды. Узнать какая погода на улице довольно легко. Иногда беглый взгляд на небо может дать больше информации, чем подробный анализ погоды, переданный по радио: над головой будет или беспредельная голубизна, или черные грозовые тучи, ясно говорящие о надвигающемся ненастье.
Тучки небесные, вечные странники.
Степью лазурною, цепью жемчужною.
Мчитесь вы будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную
Так писал об облаках (кто?) М. Ю. Лермонтов. А что же такое облако с точки зрения науки?
Облака имеют разную форму и от этого разное название.
Сегодня мы познакомимся с тремя основными типами облаков.
Слайд 3
Облака
Кучевые Слоистые Перистые
По ходу нашего с ними знакомства вам необходимо заполнить в тетради схему.
Слайд 4
Работа по группам
Заполните в тетради таблицу с помощью учебника.
(стр. 122-124)
Кучевые облака стр-122;
Слоистые облака стр-124;
Перистые облака стр-124, 2 абзац
Сравнительная характеристика облаков
Виды облаков Внешний вид Высота образования В какой сезон года Причина образования
Кучевые Белые «кучи ваты» 2-10 кмС весны по осень При подъёме теплого воздуха
Слоистые Большие валы оттенком, часто образуют сплошную облачность Менее 2 кмВ течение всего года При контакте тёплого и холодного воздуха
Перистые Похожи на белые волокна или перья 10-12 км В течение всего года В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздух
Подвожу итог работы в группах.
Работа в парах
Ребята, перед вами описание облаков в произведениях классиков отечественной литературы. Определите формы облаков.
Ты небо недавно кругом облегала
И молния грозно тебя обвивала.
И ты издавало таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
( А.С. Пушкин) ( кучево – дождевые)
Облака,
Облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Легкие,
Воздушные –
Ветру послушные.
( С.В. Михалков) ( кучевые)
По небу по голубо – темному как будто исполинскую кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота: изредка белели клоками легкие и прозрачные облака.
( Н.В. Гоголь) ( перистые)
В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами…
( М.М. Пришвин) ( слоисто – дождевые, слоисто – кучевые)
Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло
Он платок срывает с ветел
И стрижет их наголо.
Брызжет дождик через сито
Крепнет холода напор
Точно все стыдом покрыто,
Точно в осени позор.
Б.Пастернак
(слоистые облака, затяжной моросящий дождь)
Подвожу итог работы.
- Почему не из всех облаков выпадают осадки?
Беру пуховое перышко.
- Представьте, что перышко – это капля дождя.
бросаю перышко и снизу дую на него.
Какой возникает ответ?
Снизу конвективные потоки поднимают ( подбрасывают)
каплю вверх.
- А в каком случае капля – перо упадет на земную поверхность?
Перышко упадет в том случае, если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха.
Капельки воды в облаке находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь.
- Откройте учебники на странице125, найдите ответ на вопрос:
- Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть?
Диаметр капли < 0,01 мм – облачная капля
Диаметр капли от 0,5 до 5 мм – дождевая капля
Итак, что еще мы должны сегодня узнать?
Виды осадков.
- Перечислите виды осадков.
начертить схему в тетради.
Виды осадков
Дождь Морось Снег крупа град роса иней изморось
Посмотрите на форзац учебника.
Здесь даны условные обозначения осадков.
Все осадки можно разделить на группы по разным признакам.
(слайд 5)
Осадки могут быть жидкими и твердыми.
(слайд 6)
Выделяют осадки по сезонам года.
(слайд 7)
Осадки могут образовываться на разной высоте.
(слайд 8)
Дождь, жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель размером от 0,5 мм и более. Различают ливневые и обложные дожди.
Ливневые осадки обычно кратковременные, с резкими колебаниями интенсивности, часто сильные; выпадаю из кучево-дождливых облаков.
Обложные осадки выпадают из слоисто-дождевых (или слоистых) облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые.
Одним из самых «мокрых» мест на земном шаре метеорологи считают гору Вайамам на Гавайских островах, где остатки составляют в среднем 12,5 м в год и город Черапунджи в Индии.
На земле есть такие места, где человек под дождем остается совершенно сухим, потому что и сам дождь … сухой. Чаще всего это явление наблюдается во многих пустынных областях земного шара. Облака здесь-редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Дождевые капли часто испаряются в воздухе, не достигнув земли. В таких случаях вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете его.
(слайд 9)
Морось, жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоят из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Капли падают с такой малой скоростью, что кажутся висящими в воздухе.
Работа с атласом.
Найти места упомянутые в сообщении.
«Мокрое место» гора Вайамам на Гавайских островах – осадки 12,5 м в год
Г. Черапунджи в Индии в предгорье Гималаев.

Необычные дожди
(слайд 10)
Необыкновенный дождь прошел в Индии. Из огненно-красной тучи выпали тяжелые красные капли. После обследования ученые нашли в них пыль красноватого цвета. Ветер принес эту пыль из пустыни, которая и окрасила дождевые капли.
Известны случаи выпадения и дождей другого цвета, например, черных, коричневых, желтых и молочных.
(слайд11)
Представьте себе изумление людей, когда с неба вместе с дождем сыплются лягушки! Дождь из тысяч зеленых красавиц прошел в Хорватии.
В Греции, Эфиопии прошел «рыбный» дождь. Бывает, что с неба падают морские раки и медузы. В Испании с неба как-то высыпалась пшеница.
(слайд 12)
В один из летних дней 1940г. жители села Мещеры Нижегородской области видели, как с неба лился дождь из старинных золотых и серебряных монет чеканки времен Ивана Грозного.
Как же такое происходит? В облака все это доставляют смерчи, торнадо. Один из них «прогулялся» по морю, другой перешел реку, третий вырыл клад из древних монет. Потом, потеряв силу, смерч распадается, и предметы выпадают на землю вместе с дождем.
(слайд 13.)
Снег, твердые осадки, выпадающие в холодное время года из многих видов облаков, в особенности из слоисто-дождевых, высокослоистых, в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек; встречаются также игольчатые кристаллы, иногда 3-х или 12-лучевые звездочки.
Диаметр снежных хлопьев равен примерно сантиметру. В отдельных случаях они бывают и более крупными. Так, 4 декабря 1892 г. в Саксонии падали хлопья снега, достигавшие 12 см в поперечнике.
В национальном парке Парадайс – Валлей (Райская долина) на высоте 1,6 км над уровнем моря в среднем выпадает около 15 м снега в год. Зимой 1955/56 гг. в этом парке выпало максимальное количество снега – 25/4 м.
В помещения, где живут служащие парка, и в другие постройки в течение большей части зимы и весны можно пройти только через тоннели, проложенные в снегу. Случается, что до 1 июля эти тоннели остаются единственным путём к домикам для туристов и к другим большим строениям.
(слайд 14)
(слайд 15)
Нет ни одной одинаковой снежинки
Рассыпался горох на тысячи дорог, никто его не подберет. Что это? (град)
(слайд 16)
Град, осадки в виде твёрдых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, размеры, которые иногда с горошину или мельче, иногда до 15 – 20 см в диаметре. Град выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков.
Похожа на град снежная крупа, только это не ледяной, а снежный шарик.
(слайд 17)
Роса не выпадает из облаков. Это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью.
(слайд 18)
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся на охлажденной поверхности из водяного пара.
Что же такое атмосферные осадки?
(слайд 19)
Запишите определение в тетрадь.
Какие виды осадков преобладают у нас по сезонам года?
Количество осадков измеряется с помощью осадкомера.
(слайд 20)
Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег, в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки определяют путем складывания результатов двух измерений. Так же можно сосчитать количество осадков за месяц или за год. Количество осадков за месяц –это сумма осадков, выпавших за все дни этого месяца.
Годовое количество осадков – это сумма осадков, выпавших за все месяцы этого года
- А сейчас научимся анализировать диаграммы годового количества осадков. - Откройте учебник на странице 126, рис. 81. Давайте проанализируем диаграмму количества осадков по многолетним данным для разных населенных пунктов.
План анализа
Количество осадков, выпадающих за год;
Месяц. За который выпадает больше всего осадков;
Месяц с самым маленьким количеством осадков.
На количество осадков влияет Мировой океан и преобладающие ветры над территорией.
Учимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков
Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.
По вертикальной оси – количество осадков в миллиметрах; масштаб выбирают произвольный.
По горизонтальной линии – месяца, начиная с января, масштаб в 1 см – 1 месяц.
Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за данный месяц.
Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной 1 смТаблица данных
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь
октябрь
ноябрь декабрь
10 мм15
мм 5
мм 10
мм 15
мм 25
мм 30
мм 40
мм 60
мм 65
мм 50
мм 30
мм

Подвожу итог работы .
4 Закрепление
На «3»
1. Хмурится на небе тучка
Слезы капают из глаз
Отгадайте, что за штучка
Это облако у нас (кучево-дождевые)
2. В жаркий день на небе чистом
Потеряли перья птицы
Ну, а может и не птицы
Что же это, объясните (перистые облака)
Капелек прозрачных чистых не жалея,
Утро подарило травам ожерелья.
Лютику, ромашке, незабудке синей –
Всем «к лицу» подарки. Что же это? … роса
Все засуетились, крик, переполох.
С неба очень больно сыпется горох.
Нет уж, не хотим мы эти чудеса!
Причитают люди: «Перестань, … град
Тучи во всё небо над землей висят,
Целый день уныло капли моросят.
И такой картине я совсем не рад –
Выйти на прогулку мне мешает … дождь
Что случилось – тонет мир в белом молоке,
И совсем не видно, что там вдалеке.
Объяснит загадку вам каждый человек –
Просто ранним утром над землёю … туман
На «4»
- Ребята, а знаете ли вы, что облака и атмосферные осадки могут предсказывать погоду? определите к какой погоде ясной или пасмурной они относятся.
«+» - к ясной погоде
«-« - к пасмурной погоде
На горизонте появились облака в виде нитей с загнутыми концами – коготками, часов через 18-20 ждите ненастную погоду.
Развитие кучевой облачности после восхода солнца, растекание ее к вечеру и полное исчезновение после захода солнца;
Появление росы;
Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают;
Вечером обильная роса;
Облака идут против ветра;
Слоистые облака приближаются с запада, опускаются, уплотняются.
На «5»
написать графический диктант с помощью условных обозначений
Текст для учащихся:
Мы вышли из дома. На небе не было ни облачка, светило яркое солнышко. Пройдя через луг, вышли к озеру. Здесь мы загорали и купались около 2 часов. Внезапно подул сильный западный ветер, такой, что с деревьев стали срываться листья. На небе появились кучево-дождевые облака. Кто-то из ребят определил, что ветер дует с силой около 6 баллов. Через несколько минут начался дождь. Не успев добежать до дома, мы все промокли до нитки. Дождь продолжался недолго, около 20 минут. Вскоре кучевые облака рассеялись, их стало совсем немного. И снова выглянуло солнце.

5 Итог урока
Сегодня на уроке мы познакомились с еще одной темой. Я надеюсь, что знания полученные на уроках географии пригодятся вам в жизни. Ведь действительно огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.
Ребята , вы согласны со мной?
Рефлексия: ( 1 мин) Какие впечатления об уроке остались у вас?
Пожалуйста поделитесь своими впечатлениями.
6. Домашнее задание
Параграф 41; прочитать, уметь ответить на вопросы.
Подготовить приметы погоды
или рисунок видов облаков
или стихотворение о погоде

Учимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков
Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.
По вертикальной оси – количество осадков в миллиметрах; масштаб выбирают произвольный.
По горизонтальной линии – месяца, начиная с января, масштаб в 1 см – 1 месяц.
Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за данный месяц.
Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной 1 смТаблица данных
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь
октябрь
ноябрь декабрь
10 мм15
мм 5
мм 10
мм 15
мм 25
мм 30
мм 40
мм 60
мм 65
мм 50
мм 30
мм

Сравнительная характеристика облаков
Виды облаков Внешний вид Высота образования В какой сезон года Причина образования
Кучевые Слоистые Перистые
Сравнительная характеристика облаков
Виды облаков Внешний вид Высота образования В какой сезон года Причина образования
Кучевые Слоистые Перистые Ты небо недавно кругом облегала
И молния грозно тебя обвивала.
И ты издавало таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
( А.С. Пушкин)
Облака,
Облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Легкие,
Воздушные –
Ветру послушные.
( С.В. Михалков)
По небу по голубо – темному как будто исполинскую кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота: изредка белели клоками легкие и прозрачные облака.
( Н.В. Гоголь)

В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами…
( М.М. Пришвин)
Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло
Он платок срывает с ветел
И стрижет их наголо.
Брызжет дождик через сито
Крепнет холода напор
Точно все стыдом покрыто,
Точно в осени позор.
Б.Пастернак
На «3» Отгадайте загадки.
1. Хмурится на небе тучка
Слезы капают из глаз
Отгадайте, что за штучка
Это облако у нас ………..
2. В жаркий день на небе чистом
Потеряли перья птицы
Ну, а может и не птицы
Что же это, объясните ………..
3.Капелек прозрачных чистых не жалея,
Утро подарило травам ожерелья.
Лютику, ромашке, незабудке синей –
Всем «к лицу» подарки. Что же это? …
4.Все засуетились, крик, переполох.
С неба очень больно сыпется горох.
Нет уж, не хотим мы эти чудеса!
Причитают люди: «Перестань, …
5.Тучи во всё небо над землей висят,
Целый день уныло капли моросят.
И такой картине я совсем не рад –
Выйти на прогулку мне мешает …….
На «4»
- Ребята, а знаете ли вы, что облака и атмосферные осадки могут предсказывать погоду? Определите к какой погоде ясной или пасмурной они относятся.
«+» - к ясной погоде
«-« - к пасмурной погоде
1.На горизонте появились облака в виде нитей с загнутыми концами – коготками, часов через 18-20 ждите ненастную погоду.
2. Развитие кучевой облачности после восхода солнца, растекание ее к вечеру и полное исчезновение после захода солнца;
3. Появление росы;
4. Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают;
5. Вечером обильная роса;
6. Облака идут против ветра;
7. Слоистые облака приближаются с запада, опускаются, уплотняются.
На «5»
Написать диктант с помощью условных обозначений
Текст для учащихся:
Мы вышли из дома. На небе не было ни облачка, светило яркое солнышко. Пройдя через луг, вышли к озеру. Здесь мы загорали и купались около 2 часов. Внезапно подул сильный западный ветер, такой, что с деревьев стали срываться листья. На небе появились кучево-дождевые облака. Кто-то из ребят определил, что ветер дует с силой около 6 баллов. Через несколько минут начался дождь. Не успев добежать до дома, мы все промокли до нитки. Дождь продолжался недолго, около 20 минут. Вскоре кучевые облака рассеялись, их стало совсем немного. И снова выглянуло солнце.