Современные процессы интернационализации в Японии


УДК 316.42
Гущин И.И.
Современные процессы интернационализации в Японии

I.Gushchin
Modern processes of internationalization in Japan
Аннотация. Япония в разные периоды своей истории пережила несколько интернационализаций, каждая из которых повлекла за собой преобразования в политической, культурной и социальной жизни страны. В конце минувшего столетия стартовала очередная интернационализационная волна. В данной статье отражается специфика современных процессов интернационализации Японии в области иммиграционной политики, образования, семейных отношений, общественной жизни. Выделены и охарактеризованы успехи страны, достигнутые благодаря интернационализации. Подробно рассматривается интернационализационная политика в сфере высшего образования, раскрывается суть проекта «Global 30».
Ключевые слова: интернационализация, Япония, государственная политика, высшее образование, иммиграционные процессы.
Abstract. During different historical periods Japan experienced some internationalization, which resulted in transformations in political, cultural and social spheres of life. Another internationalizational process started at the end of the past century. This article tells on specificity of modern processes of internationalization in Japan in such spheres as immigrational policy, education, marital relations, and social life. It marks and characterizes success of the country achieved as a result of internationalization. It observes internationalizational policy in sphere of higher education and clears up the aim of the project ‘‘Global 30’’.
Key words: internationalization, Japan, public policy, higher education, immigratory processes
Сегодня международный термин «интернационализация» используется во всех сферах мирового жизненного обеспечения: культуры, экономики, менеджмента, программного обеспечения, образования и т.д. В японский обиход термин «интернационализация» прочно вошел с середины 1960-х гг., теперь он широко используется применительно ко всем сферам жизни общества, в первую очередь, к интернационализации образования.
По мнению большинства японских исследователей, интернационализация в самом широком смысле - это «процесс взаимодействия культур, проявления которого, время от времени, давали о себе знать на протяжении всей истории человечества» [2, c.156]. Данная трактовка, несомненно, обусловлена тем, что сама Япония, обладающая многовековыми национальными традициями, пережила несколько интернационализаций: «вестернизацию» (1868-1912 гг.), «американизацию» (1945-1952 гг.), «азиатизацию» (конец ХХ века – наше время).
Заметим, что интернационализация может быть спонтанной или организованной, проводиться правящей элитой страны или быть навязанной извне. В Японии же каждая из интернационализаций, как правило, вынужденная, являющаяся ответной реакцией страны на воздействие внешних факторов, на вызовы современности.
Сейчас Япония решила обратиться к своим корням, которые, естественно, уходят в Азию, поэтому лозунгом современных изменений является формула: «Япония – часть Азии». Это не случайно. Японию и другие страны Азии уже на протяжении многих веков объединяют общие этнокультурные особенности, общее историческое прошлое, общие мировоззренческие и религиозные основы, языковая близость и т.д. Все это облегчает понимание культур в рамках единого региона и делает культурное присутствие Японии в Азии органичным и естественным. Благодаря этому предполагается экспортировать в азиатские страны товары и услуги, связанные с культурой, здравоохранением, охраной окружающей среды, социальным обеспечением и т.д. Взаимодействия и сосуществуя с Азией, которая сейчас является центром роста, Япония обеспечит себе источники роста.
В отношении продвижения в Азию новое правительство Японии выдвигает весьма амбициозные планы, а именно: создать территорию свободной торговли АТР (Free Trade Area of the Asia Pacific — FTAAP), проводить внутренние реформы, направленные на удвоение потоков людей, товаров, капиталов между Японией и АТР, содействовать удвоению доходов в азиатских странах с тем, чтобы расширить возможности роста японской экономики [5,c. 186].Как отмечают ученые, современную интернационализацию нельзя сводить только к азиатизации. Этот процесс гораздо сложнее, многоаспектнее, охватывает самые разные проблемы современного японского общества.
Например, из-за демографических проблем властям Японии приходится пересматривать иммиграционные законы. Пессимистические прогнозы аналитиков предрекают исчезновение японской нации уже через два столетия: «По официальным министерским прогнозам, к 2050 г. естественная убыль населения в Японии составит 21,6 млн. человек, поэтому необходима замещающая трудовая иммиграция численностью около 30 млн., т.е. по 600 тыс. человек ежегодно» [1, c.63]. Вследствие этого демографический кризис является одним из аспектов современной интернационализации.
Часть изменений в иммиграционных законах обусловлена необходимостью в притоке иностранной рабочей силы, так как современная японская молодежь очень хорошо культурно развита и образована, и ее стремление избегать «трех К» (кицуй, кикэн, китанай), т.е. «тяжелой, опасной, грязной» работы вылилось в дефицит рабочей силы в стране.
Следует отметить, что работа, которая может быть выполнена японцем, никогда не будет предложена иностранцу. В страну приглашаются только высококвалифицированные специалисты с хорошим образованием и большим опытом работы, низкоквалифицированная рабочая сила в страну не допускается.
В целом же японская иммиграционная политика, начиная с 1990-х годов эволюционировала к большему либерализму, ослаблению контроля за допуском и пребыванием иностранцев. Ранее Япония проводила политику полнейшей самоизоляции от внешнего мира, предпринимались попытки сохранить свою гомогенность.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что в 80-90-е гг. начался существенный приток в страну иностранцев из Таиланда, Кореи, Филиппин. В наше время все больше людей мигрируют из КНР. Возросло количество студентов-иностранцев, прибывших в Японию получать образование.
Подчеркнем, что со стороны японского правительства идет поощрение приезда ученых, стажеров, студентов именно из азиатских стран. Существует мнение, что большая часть иностранцев приезжает на заработки, а не за знаниями.
В ходе культурной интернационализации в японском обществе происходят существенные изменения в семейных отношениях. Во-первых, осуществляется переход от иерархических отношений к эгалитарным. Во-вторых, идет модернизация гендерных отношений, которая направлена, прежде всего, на устранение дискриминации женщин.
Передовые интернационалистские настроения распространены среди азиатской молодежи. Новое поколение, к примеру, не видит ничего плохого в интернациональных браках, которые в Японии сегодня не редкость. Старшее же поколение, по давним традициям, выступает за «чистоту нации», поэтому всячески порицает и препятствует бракам с иностранными гражданами.
Государственная политика, направленная на интернационализацию общественной жизни, не всегда получает одобрение со стороны японского народа. Тем не менее признается, что модернизация и реформирование необходимы Японии. Так, реформы, проводимые в сфере образования, обусловлены не только политическими и экономическими интересами, но и призваны решить ряд социальных и культурных проблем страны.
В ХХI веке в Японии началась повсеместная интернационализация вузов. В 2008 г. был разработан и сформулирован проекте «Global 30». Японское правительство решилось на реализацию данного проекта, считая, что если открыть доступ в национальные вузы и аспирантуры, то это благотворно скажется на успехах нации в научно-технической области, а также поможет японской промышленности стать более конкурентоспособной на мировом рынке.
В соответствии с проектом «Global 30» к 2020 г. будут отобраны 30 лучших японских университетов, которые смогут готовить специалистов международного уровня. В числе отобранных вузов уже сейчас значатся: The Tokyo University, Osaka University, Kyoto University, Tohoku University, Waseda University, Nagoya University и др.
Реализация программы «Global 30» предполагает:
преподавание дисциплин и курсов на английском языке;
приглашение преподавателей, исследователей, специалистов из-за рубежа;
выпуск учебников и учебных материалов на английском языке;
выбранные университеты будут получать приоритетную финансовую поддержку в размере 200-400 млн. иен в год в течение пяти лет;
повышение образовательных стандартов посредством организации неяпонских факультетов
выдачу международных дипломов студентам исключительно на английском языке;
содействие обучению японскому языку за границей и централизация международных контактов для тех, кто хотел бы учиться в Японии;
открытие офисов выбранных университетов по программе;
привлечение иностранных студентов, а также обмен студентами с другими странами;
индивидуальные краткосрочные программы для иностранных студентов;
создание центров поддержки для иностранных студентов и т.д.
До конца 2020 г. планируется привлечь в Японию 300 тыс. студентов-иностранцев. «Количество 300 тыс. не случайно, это 10% от общего числа студентов в Японии. Сейчас этот показатель составляет 123 тыс. студентов, или 4%» [4, c. 69].
Трагические события марта 2011 года частично разрушили глобальные планы японского правительства. После землетрясения и цунами в стране существенно сократилось число иностранных студентов: «действующие поспешили покинуть страну, а потенциальные испугались и не приехали. Университет Тохоку, например, после землетрясения покинуло 34 студента, из 81 студента, которые обучались там по программе обмена, 44 спешно покинули страну, а треть претендентов отказались от своих планов. Всего Япония потеряла 10% от общего количества иностранных студентов, и аналитики предсказывают, что этот процент будет постепенно увеличиваться» [7].
Некоторые специалисты говорят о временной приостановке интернационализационных процессов, после которой начнется новая эра интернационализации.
В целом в новом тысячелетии можно говорить о некоторых успехах в области интернационализации Японии. Так Задохин А.Г. (профессор академии МИД РФ) выделяет ряд самых значимых достижений Японии в данном процессе:
рост числа иностранцев, проживающих в стране и посещающих Японию;
значительное увеличение общего объема иностранных инвестиций в Японии;
либерализация внешней торговли;
повышение интереса к изучению иностранных языков и соответственно уровня их знания (особенно английского);
рост числа иностранных учителей, преподающих в японских вузах, и рост числа японцев обучающихся в иностранных учебных университетах;
расширение частных контактов японцев с иностранцами;
расширение преподавания японского языка за границей не только в вузах или на специальных курсах, но и в средних школах;
повышение знаний о японской культуре за рубежом [6].
К этому списку можно добавить стандартизацию образования, либерализацию иммиграционной политики, сближение Японии с азиатскими странами в политической, экономической и культурной сфере, приток иностранной рабочей силы, а также высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, устранение женской и расовой дискриминаций.
Таким образом, процессы интернационализации общества ощутимы в Японии. Японское правительство проводит государственную политику, направленную на совершенствование и системы образования, и культуры, и экономики, достигая при этом весомых результатов.
Литература
Анисимцев Н.В. Япония: национальная модель иммиграционной политики // Этнографическое обозрение. 2004. № 3. С. 63.
Железняк О. Японская культура в условиях глобализации // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 3. C. 156-161.
Казаков О. О международной научной конференции «Япония в АТР» // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2. C. 162-169.
Орусова О.В. Современные тенденции развития высшего образования в Японии // Alma Mater. 2010. № 8. C. 64-69.
Тимонина И.Л. Жизнь после кризиса: направления трансформации экономической модели Японии // Вестник МГИМО Университета. 2010. № 4. С. 183-190.
Интернет-ресурсы (электронные ресурсы удаленного доступа)
Задохин А.Г. Политика интернационализации: модернизация по-японски // Мир и политика. 2011. № 2. [Электронный ресурс] - URL: http://mir-politika.ru/archive/224/685/ (дата обращения: 30.03.2012).
Япония: Нова эра интернационализации высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://kompasgid.ru/?p=13732 (дата обращения: 30.03.2012).