Городской семинар учителей биологии Подготовка к ЕГЭ. Селекция и биотехнология выступление учителя биологии МОАУ Гимназия №7 (полного дня) Улоговой Марины Евгеньевны


Селекция и биотехнология. Улогова Марина Евгеньевна,учитель биологииМОАУ «Гимназия №7»(полного дня) Изменения в структуре КИМ по биологии:1)Уменьшено число заданий в экзаменационной работе с 50 до 40. 2)Уменьшено число заданий с выбором одного верного ответа с 36 до 25. 3) Увеличено число заданий с развёрнутым ответом с 6 до 7. Задания делятся на несколько категорий в зависимости от сложности и типа ответа:1. 36 вопросов с вариантами ответа. Нужно лишь выбрать верный. Такие задания оцениваются 1 баллом;2. 8 заданий по 16 баллов каждое. Здесь в качестве ответа выступает число или последняя цифра;3. Заключительные 6 задач требуют развернутого ответа. Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во100-балльников Длитель-ность экзамена, мин. 2009 35 2010 36 56,38 171 257 6,1 133 180 2011 36 54,29 144 045 7,8 53 180 2012 36 54 168 683 8,2 51 180 2013 36 59,5 481 990 5,1 500 180 2014 36 54,1 180 2015 36 53,2 180 2016 36 180 Распределение заданий по уровню сложности  № Уровень сложности Число заданий % выполнения задания Всего Часть А Часть В Часть С 1 Базовый 26 26 - - 60%-90% 2 Повышенный 19 10 8 1 30%-60% 3 Высокий 5 - - 5 5%-30% итого 50 36 8 6 № Проверяемый элемент содержания  Уровень сложности Уровень решаемости, % А1 Биология как наука. Методы научного познания, основные уровни организации живой природы. Б 63,3 А2. Клеточная теория. Многообразие клеток Б 72,05 А3. Клетка: химический состав, строение, функции органоидов. Б 58,75 А4. Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток. Б 36,50 А5. Разнообразие организмов. Вирусы. Б 49,46 А6. Воспроизведение организмов. Онтогенез Б 62,56 А7. Генетика, ее задачи, основные генетические понятия. Б 60,18 А8. Закономерности наследственности. Генетика человека Б 50,30 А9. Закономерности изменчивости. Б 67,68 А10. Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Б 68,11 А11. Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений. Б 69,90 А12. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Б 55,61 А13. Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих. Б 58,56 А14. Хордовые животные. Основные классы, их характеристика. Б 36,1 А15. Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения. Б 58,35 А16. Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Б 65,38 А17. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ. Б 70,85 А18. Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция. Б 49,90 А19. Гигиена человека. Факторы здоровья и риска. Б 44,30 А20. Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование. Б 57,56 А21. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции. Б 71,90 А22. Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов. Б 55,40 А23. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Происхождение человека Б 75,509 А24. Экологические факторы. Взаимоотношения организмов. Б 48,38 А25 Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы. Б 59,40 А26 Биосфера. Круговорот веществ в биосфере .Глобальные изменения в биосфере. Б 39,35 А27 Структурно-функциональная и химическая организация клетки. П 41,38 А28 Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза. П 44,16 А29 Деление клетки. Воспроизведение организмов. П 39,58 А30 Генетические закономерности.  Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма. П 47,51 А31 Селекция. Биотехнология. П 53,28 А32 Многообразие  организмов. П 30,85 А33 Процессы жизнедеятельности организма человека. П 33,58 А34 Человек. Нейрогуморальная регуляция .Анализаторы. Высшая нервная деятельность. П 21,40 А35 Эволюция органического мира. П 37,06 А36 Экосистемы и присущие им закономерности. П 49,06 В1 Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни. П 25,7 В2. Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке. П 64,3 В3. Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира. П 52,2 В4. Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств. П 51,5 В5. Сопоставление особенностей строения и функционирования  организма  человека. П 26,9 В6. Сопоставление биологических  объектов, процессов, явлений,  проявляющихся на всех уровнях организации жизни. П 18,8 В7. Установление последовательности биологических объектов процессов, явлений. П 37,8 В8. Установление последовательности экологических и эволюционных процессов и объектов. П 28,4 С1 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание). П 36,8 С2 Работа с текстом или рисунком. В 16,1 С3 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. В 13,0 С4 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира. В 16,2 С5 Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. В 17,6 С6 Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. В 48,5 Низкий уровень выполнения  продемонстрировали школьники в заданияхА4, А14, А26, А28, А32, А33, А34, А35.В1, В5, В6, В7, В8.С1-С5 Результатом клонирования  клубники становится организм, имеющий1 исходный генотип2 другой набор хромосом3 новый генотип4 новые генотип и фенотип Южноамериканский центр происхождения культурных растений — это родина1 картофеля, кукурузы, ананаса2 риса, сахарного тростника3 чая, кофе4 бананов, табака Чистую исходную линию сорта гороха можно быстрее получить1 изоляцией самоопыляющихся линий2 искусственным перекрестным опылением3 отбором определенных фенотипов растений 4 межвидовым скрещиванием С помощью генной инженерии человеческий инсулин получают в настоящее время в промышленном масштабе из1 клеток кожи человека в культуре ткани2 клеток поджелудочной железы свиней3 клеток растений 4 клеток бактерий Селекционеры часто скрещивают две чистые линии с разными генотипами (например, AAbbCC… и aaBBcc…). Это обычно делают с целью получения1третьей чистой линии2исходного материала для селекции3гибридов второго поколения с заданными признаками4гибридов первого поколения с заданными признаками, обладающих гибридной мощностью При клонировании млекопитающих ядро соматической клетки пересаживают в яйцеклетку, предварительно удалив из нее ядро. Клонированный организм - это1 полная копия организма-донора ядра2 генетическая копия организма-донора ядра3 генетическая копия организма-донора яйцеклетки4 полная фенотипическая копия организма Полиплоиды часто отличаются крупными размерами и высокими темпами роста1 у растений2 у птиц3 у крупного рогатого скота4 у бактерий Приходится постоянно получать и внедрять новые антибиотики, так как1 в ходе эволюции возникают новые устойчивые штаммы вирусов2 среди бактерий в результате отбора возникают устойчивые формы3 под действием антибиотиков повышается частота мутаций бактерий, позволяющих к нему приспособиться4 в природу из лабораторий попадают генетически модифицированные бактерии, устойчивые к антибиотикам С помощью химических мутагенов в ходе селекции можно1 получить направленные полезные мутации2 осуществить отбор полезных уклонений3 увеличить генетическое разнообразие исходного материала4 уменьшить число вредных мутаций и увеличить число полезных Количественные признаки (удойность коров, яйценоскость кур, скорость роста молодняка и т.п.)1 обычно не наследуются2 всегда являются наследственными3 чаще всего зависят от одного гена4 часто являются полигенными (контролируются многими генами)  Успехов в работе !