Презентация к семинару Универсальные учебные действия на уроках географии


Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках естественнонаучного цикла Структура ФГОС С точки зрения действующего учителя, освоение ФГОС это – в первую очередь, результат освоения ООП обучения:Предметные (географические знания, умения и возможности их использования в реальной жизни)Личностные (определенные качества личности востребованные современным обществом: гражданственность, патриотизм, толерантность и др.)Метапредметные (универсальные учебные действия и межпредметные понятия) Требования ФГОСВ процессе изучения географии преобладающими видами деятельности являются познавательная и коммуникативная, поскольку география – предмет в системе основного общего образования охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания Наиболее значимый признак «ФГОСовского урока»Направленность на реализацию деятельностного подхода в обученииПрограмма развития универсальных учебных действий направлена на формирование компетентности личности – умения учиться, и создания благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся Задачи, которые стоят перед учителемКак добиться усвоения материала при разном уровне подготовки обучающихся?Как заинтересовать при разной степени мотивации?Как сделать полученные знания частью жизненного опыта обучающихся Задача учителя на деятельностном урокеСпланировать деятельность на урокеНаучить навыкам умения работы на уроке с информацией, анализировать, систематизировать, сопоставлять, сравнивать, находить положительное и отрицательное Найти способы, приемы, изюминку урока, погрузить в данную ситуациюРабота с понятием , с конкретным словом для получения знаний Проблемы формирования причинно-следственных связейУчащиеся путают причину и следствиеПри рассуждениях из цепочек связей выпадают промежуточные звенья, в результате чего они теряют стройность, а иногда и смыслПри характеристике географических объектов, вместо объяснения их особенностей, учащиеся перечисляют факты или подменяют объяснение тавтологией (говорят то же самое, но другими словами) Какие приемы использую я на уроке (логические УУД)Создание образа территории (представить картинку, через осмысленное чтение)Составление целого из отдельных частейУстановление причинно-следственных связей через построение логической цепи рассуждений и умозаключений Создание модели географических объектовПроблемно-поисковый подход при выведении формулировки географических понятий Прием составление целого из отдельных частейПлан описания моряНазвание океана, часть которого является море.Положение моря между (параллелями и меридианами)Протяженность в градусах и км.Свойства воды (соленость, , температура, наличие живых организмов) и т.д. Один из метапредметных образовательных результатов:умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задачДаже самые примитивные модели можно использовать на уроках в слабо мотивированных классах, где учащиеся задумываются над проблемой.Какой формы углубление, как оно заполнилось водой, какое может быть озеро по глубине Прием формирования причинно-следственных связейУгол падения солнечных лучейКоличество теплаклиматПриродная зона Формирование логических УУД через выстраивание логической цепочкиВопрос: «Где территория тайги имеет наибольшую площадь (в европейской или азиатской части России) и почему ?» Ответ ученика: «Наибольшая в азиатской части России, так как там в основном тайга….» Больше площадь тайгитайгаМеньше площадь тайгиБольше площадь тайгиРазные климатические условия Вопрос: Как рельеф влияет на внутренние воды? Ответ ученика:«Рельеф зависит от внутренних вод. Например, если гористая поверхность, то и вода будет гористой; если овражистая, то и вода будет течь через овраг, а если поверхность ровная, то и река будет ровная»Перепутаны причины и следствия Если рельеф горный, то и реки будут иметь характер горной реки (скорость течения, угол падения реки)Равнина формирует характер равниной реки рельефВнутренние водырельефВнутренние воды Высотная поясность «ФГОСовский урок»(Проблемно-поисковый подход при выведении формулировки географических понятий)Установление причин, определяющих набор высотных поясов (мини-исследование). Схема горных систем Заполнить схему Сформулировать вывод: чем определяется большее количество высотных поясов в Алтае. Высотная поясность: «ФГОСовский урок»:подведение под понятие (продолжение)Формулировка понятия «высотная поясность» - закономерная смена почв, растительности, животного мира в зависимости от высоты местаСравнение понятий «широтная зональность» и «высотная поясность» заполнение сравнительной таблицы; сходства и различия Чрезвычайно полезные задания на сравнение, которые помогают организовать на уроке деятельность на сравнение«погода» и «климат», «теплый или холодный атмосферный фронт», «циклон» и «антициклон», «пассат» и «муссон» («муссон» и «бриз»), географическая карта и план местности и т.п.Сравнение можно осуществлять на любом этапе урокаНа выявление достоинств и недостатков изучаемых объектов Типичные недостатки при осуществлении школьниками приема сравнения:Неспособность адекватно выбрать сравниваемые признаки (попытки сравнить «длинное с зеленым»)Подмена сравнения рассказом сначала об одном из сравниваемых объектов или явлений, а потом – о другом.Примеры сравнительных таблиц (школьники хуже устанавливают сходства, чем различия). Задания на «изъятие лишнего слова»Перечень терминов или понятий, одно из которых по некоторому признаку «выбивается» из логического ряда.Определите «лишнее» слово:Бархан, река, речная долина, оврагРассуждение школьников могут быть разные Большинство будет в затруднении Сложность этого задания в схожести двух понятий «река- речная долина»Проблема решается формированием понятия «рельеф» как совокупности неровностей земной поверхностиТаким образом «река» не подпадает под понятие рельеф, так как это водный поток Создание образа территории (на примере художественных описаний территории)«В Кандалакше ослепительные горы закрыли горизонт снежными куполами. У полотна дороги ревела непрерывным водопадом река Нива с черной прозрачной водой. Потом прошло озеро Имандра – не озеро, а море – все в посиневшем льду, окруженное ступенями синих и белых гор. Хибины медленно уходили к югу сглаженными куполами». О каком полуострове писал К.Г.Паустовский? Продолжение«..Это девственный и первобытный лес, состоящий из кедра, черной березы, амурской пихты, ильмы, тополя, сибирской ели, липы маньчжурской, даурской лиственницы, ясеня, дуба монгольского… пробкового дерева… И все это перепуталось виноградником, лианами и кишмишем». О какой разновидности леса России пишет В.К.Арсеньев? подведем итогБезусловно, выполнение заданий предполагает определенные временные затраты. За это время учитель мог бы дать существенно больший объем информацииПри выполнении заданий школьники усваивают меньший объем, но при этом овладевают способами их получения, что в современных условиях ФГОС считается наиболее важным.