Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке курсовой проект


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Московской области
( ГОУ Педагогическая академия)
Итоговый практико-значимый проект
« Универсальные учебные действия –
формирование и развитие на уроке»
по курсу инвариантного академического учебного модуля
«Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки»
Слушатель:
Дзаболова Ирина Мурадична,
мастер производственного обучения, преподаватель химии
ГБОУ НПО ПУ №24 г. Климовска
Подольского района
Московской области
Научный руководитель проекта:
Кирсанова В. Г.,
доцент, кандидат психологических наук.
2011
Содержание
Введение 3
Основная часть
1. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных
учебных действий на ступени начального общего образования 5
2. Виды универсальных учебных действий 7
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 11
Заключение 13

Введение.
«Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь…"
Балабан М. А.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его
3
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Наше время – время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество, семья, помимо приобретения современных знаний и умений, является раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание условий для формирования самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.
Цель данного проекта: повышение личной профессиональной компетентности в области философии и политики государства в сфере образования, раскрытие возможностей использования полученных знаний в образовательной практике; формирование у обучающихся способностей к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
4
Основная часть. Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.»
Древнекитайская мудрость
1. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
5
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
6
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
2. Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
7
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
8
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
9
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
10
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.
В своей учительской деятельности использую различные формы обучения, отдавая предпочтение дифференцированному методу обучения. И на обучающих уроках и на уроках закрепления в ход идут разноуровневые универсальные дидактические карточки, с помощью которых можно давать задания каждому учащемуся, учитывая его уровень подготовки. (Приложение 1)
Задания по карточке.
I уровень. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.
II уровень. 1. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.
2. Привести по 2 примера их гомологов и изомеров в структурном виде
III уровень. 1. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.
2. Привести по 2 примера их гомологов и изомеров в структурном виде.
3.Написать уравнения реакций, характеризующих свойства алканов.
11
При изложении нового материала учитель постоянно обращается к ученикам, помогает им анализировать, сопоставлять и делать выводы; самостоятельно успешно усваивать новые знания. Таким образом успешно формируютсярегулятивные универсальные действия (Приложение 2).
Мне, как учителю, очень близки активные формы обучения: уроки-конференции, уроки-аукционы, уроки-презентации. Обучающимся очень нравятся такие уроки, они их ждут, охотно к ним готовятся. Именно в подготовке к таким урокам, на начальном этапе начинают проявляться их фантазия, смекалка, умение применять свои знания, от стаивать свое мнение.
Даже самые слабые учащиеся активно включаются в работу. В поиске материала к уроку, работе с учебной и научно-популярной литературой и «оттачиваются», по моему мнению, универсальные учебные действия. Как правило, это итоговые обобщающие уроки по таким темам как « Металлы», « Неметаллы», «Полимеры». По этим темам разработаны и многократно проводились уроки-презентации «Металлы космической эры», «С неметаллами в будущее», «Материалы тысячи назначений», «Работа маленького НИСа».
На этих уроках обучающиеся сами преподносят учебный материал по схеме: изделие → вещество, из которого оно изготовлено → свойства этого вещества →строение вещества. В отличие от традиционных уроков, порядок рассмотрения обратный, но именно он помогает обучающимся доказать важность химических веществ, их широкое применение в науке и технике.
12
Заключение.
Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения и здоровья детей.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам.
Приложение 1. Дидактические карточки, используемые при изучении органической химии.
I II III IV V VI
C5H12 C2H2 C2H5OH CH3Br C4H8 C6H10
C2H5OH C5H10 C2H6 C3H6 C7H12 C5H10
C3H6 CH3OH CH3Cl C6H14 C5H11OH CH3COOH
HCOOH C4H10 C3H8 C5H10 C2H5COOH C6H14
CH3COH C2H5Cl HCOONa C6H10 CH3NH2 HCOH
CH4 C6H5NO2 C4H6 C4H9OH C7H16 C4H9OH
C6H5Cl CH3COOH C4H10 C10H22 C3H6 C8H14
CH3COONa HCOH C8H18 C3H7COH C9H20 C2H6
C6H12 C7H14 C3H7COOH C4H9Cl C2H5COH C2H2
C4H6 C3H8 C5H11Br HCOONa C5H8 C3H7NH2
13
Литература:
1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н/Д. 2006.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А.,Салмина Н. Г.,Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред.А. Г. Асмолова - М.,2008.
3. А. Г. Асмолов. «Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения».
4. Гребенюк О. С. Педагогические технологии и инновации. http://www.pedlib.ru
5. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
6. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
7. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 400 с.
8. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 232 с.
14