«Универсальные учебные действия – их формирование и развитие на уроках биологии»


«Универсальные учебные действия –
их формирование и развитие на уроках биологии»
За последние десятилетия в нашем обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации. Общепризнанные и реализуемые знания, умения и навыки как основные итоги образования изжили себя к настоящему времени. Мы должны подходить к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к проявлению активной жизненной позиции, успешному решению реальных задач, умению сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Универсальные учебные действия и их классификация В структуре основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Классификация УУД Личностные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем
Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии в основной и старшей школе 1) Формирование универсальных учебных действий на уроках изучения нового материала, обобщения темы. В целях формирования познавательных и регулятивных УУД предлагаются задания: самостоятельно изучить материал по тексту параграфа, составить план ответа, подтвердив каждый пункт плана соответствующим тезисом, или заполнить таблицу.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий я предлагаю следующие виды заданий: - Составь проблемный вопрос партнеру, начиная со слова «почему…»; - «Отгадай, о ком говорим». Учащиеся составляют ряд признаков одного из представителей изученного типа животных и предлагают определить это животное другим учащимся. - Работа по составлению кроссворда, обмен кроссвордами для их решения
2)Формирование универсальных учебных действий при выполнении проектов. 3)Генетические задачи, формирующие универсальные учебные действия. Задача 1. Косолапый диабетик вступает в брак с нормальной (относительно рассматриваемых признаков) женщиной. Рождаются дети: первый – диабетик, но не косолапый, второй – косолапый, но не диабетик. Определите вероятность (%) того, что в этой семье действительно могли появиться такие дети, если известно, что косолапость и отсутствие диабета – доминантные гены, расположенные в разных хромосомах. Задача 2. Кареглазый правша женился на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье, если генотипы родителей гомозиготны? Учтите, что доминантными признаками являются праворукость и карий цвет глаз.
Заключение Применяемые универсальные учебные действия на уроках биологии позволяют достичь метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ. Выпускники научатся: применять методы биологической науки для изучения объектов; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности; ориентироваться в системе познавательных ценностей; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ; осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа.