Статья Универсальные учебные действия на уроках иностранного языка.


Универсальные учебные действия на уроках иностранного языка
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока:  личностный,  регулятивный, познавательный  и  коммуникативный. Все четыре блока универсальных учебных действий представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется общей логикой возрастного развития. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса. Каждый учебный предмет  раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Представим характеристику универсальным учебным действиям   с учётом специфики предмета «Иностранный язык (английский)». Личностные универсальные учебные действия на уроке иностранного языка обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: - действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Теперь рассмотрим пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка: 1). положительное отношение к учению, к познавательной деятельности (упражнения, стимулирующие познавательную деятельность, например, найти информацию, дополнить текст); 2). желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся (работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем); 3). желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению (анализ и синтез текста); 4). желание осваивать новые виды деятельности (разнообразие упражнений, например, ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка проектов); 5). желание участвовать в творческом, созидательном процессе (выполнение проектов, написание эссе); 6). осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.); 7). признание для себя общепринятых морально-этических норм (обсуждения поведения персонажей); 8). осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран); 9). создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества (тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению, работа в парах и группах); 10). развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций (анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и иностранном языках). Регулятивные универсальные учебные действия на уроке иностранного языка обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования – развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста  является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности. Рассмотрим регулятивные УУД и пути их формирования на уроках иностранного языка: 1). действия целеполагания (постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить, понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать); 2). действия планирования (определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата – способности использовать иностранный язык как новое средство общения, умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность); 3). действия прогнозирования (вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении, предвосхищение результатов своей деятельности по овладению иностранным языком и уровня своих умений); 4). действия контроля (сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца  - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками, адекватное восприятие оценки учителя и сверстников); 5). действия коррекции (умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки  - умение видеть ошибку и справит её как с помощью, так и без помощи взрослого); 6). действия оценки /самооценки (осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на иностранном языке, каков его уровень в освоении иностранного языка, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать иностранный язык); 7). действия саморегуляции (умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удаётся с первого раза при устном и письменном общении на иностранном языке (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность). Познавательные универсальные учебные действия на уроке иностранного языка представляют  собой самый обширный блок УУД, поскольку включают общеучебные действия, логические действия, действия по постановке и решению проблемы. Теперь рассмотрим пути формирования познавательных УУД на уроке иностранного языка: 1). действия общеучебные, включая знаково-символические действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на иностранном языке), самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения)  на иностранном языке, выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения, рефлексия деятельности по овладению иностранным языком, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности, смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста), овладение моделированием); 2). логические действия (синтез, то есть составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи, установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование); 3). действия по постановке и решению проблемы (формулирование проблемы творческого и поискового характера, самостоятельное решение проблемы).   Коммуникативные универсальные учебные действия на уроке иностранного языка в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие  партнёров по общению или деятельности. Рассмотрим коммуникативные УУД и пути их формирования на уроках иностранного языка: 1). планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (учёт позиции партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми); 2). постановка вопросов (умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром); 3). разрешение конфликтов (умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, то есть договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов); 4). управление поведением партнера по иноязычному общению (взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра  по общению на иностранном языке); 5). полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соответствии с задачами и условиями общения, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка). Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Учитель чётко должен знать: чему учить, как учить и ради чего учить? Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Литература:
Асмолов А. Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
Никитенко З. Н.Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.
Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.
Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. Просвещение, 2010.
Никитенко З. Н. Языковой портфель в начальной школе //ИЯШ.2008.№5.