Статья Взаимодействие работы педагога дополнительного образования с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию


О.В.Зуева
Взаимодействие работы педагога дополнительного образования с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию в МБУ ДО «Кулебакский Центр детского технического творчества»
МБУ ДО «Кулебакский ЦДТТ»
e.mail cdtt_kulebaki@mail.ru
Самый лучший компас в детстве – родительские советы.
Л.ФейтвангерГражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи всегда было в центре внимания отечественной государственной политики. В последние годы предприняты действенные меры по развитию и совершенствованию системы гражданско-патриотического воспитания граждан. Утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы, в основу которой положен опыт и традиции патриотического воспитания, накопленный за последние десятилетия.
Общеобразовательные учреждения вместе с учреждениями дополнительного образования должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования должны сотрудничать и взаимодействовать с семьями учащихся.
Развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа с родителями и патриотическое воспитание тесно связаны между собой.
На протяжении нескольких лет в МБУ ДО Кулебакский Центр детского технического творчества» работает творческое объединение «Юный авиамоделист». Само название объединения, уже подразумевает патриотическое воспитание учащихся. Кроме этого, занятия имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Учащиеся знакомятся с историей развития авиатехники, самолетами, космической техники, ее создателями, т.е. с историей Родины. Они получают представление об авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми будущей профессии.
Развитие интереса к авиамоделированию, конструкторско-технологической деятельности, дает развитие не только мелкой моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. А участие в соревнованиях и конкурсах по авиамоделированию с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Кроме этого, занятия имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение.
Учащиеся знакомятся с историей развития авиатехники, самолетами, космической техники, ее создателями, т.е. с историей Родины. Они получают представление об авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми будущей профессии.
По традиции первое воспитательное мероприятие в творческом объединении проводится на тему «Государственная символика России». Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции. От общегосударственной символики мы переходим к созданию семейной символики – герба, а также исследовательской работе «Откуда произошла моя фамилия?» Ведь еще Н.М.Карамзин говорил: «Любовь к собственному благу  производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма». Эта творческая, поисковая работа была проведена детьми с опорой на знание семейных традиций и её качественное выполнение было бы невозможным без активного участия взрослых членов семьи.
Ребята вели свою работу по нескольким направлениям. Некоторые, поняв задание буквально, при помощи интернета нашли старинные фамильные гербы своих однофамильцев, а может (кто знает!) и родственников. Ребята узнали о многих славных делах, совершёнными носителями их фамилий. Юные герольды брали за основу герба и род занятий своих родителей, и семейное хобби и необычайную сплочённость всех членов семьи, и ещё много-много интереснейших фактов.
В зимние каникулы организуется экскурсия в ДОСААФ, где открыта комната боевой Славы. Много интересного дети узнают о своих земляках, о подвигах, совершенными в ВОВ, Афганистане и Чечне. Имеют возможность прикоснуться к вещам, принадлежавшим героям. Подержать в руках оружие, вещи и просто послушать интересные факты и впечатления организатора и руководителя поисковой группы Клюкина И.Ю.
Мероприятие «Есть такая профессия - Родину защищать», к празднованию Дня Победы, также проходит совместно с родителями, более старшим поколением бабушек и дедушек.
Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективнее взаимодействовать педагогу с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Работа с родителями строится не от праздника к празднику, не от конкурса к конкурсу, а имеет своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.
Одно из направлений работы с родителями это проведение практических семинаров и мастер-классов, где передается накопленный опыт работы как педагогов, так и родителей («Копилка технических знаний» к празднованию Дня защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта - «Подарок моим родителям»). В течение учебного года проводятся совместные с родителями воспитательные мероприятия: Весёлые старты, «Жили-были…», «В космос всем открыта дверь, а ну-ка, сам себя проверь», КВН, а так же соревнования где обязательно есть номинация «семейные команды». С этой целью проводятся мастер-классы для детей и родителей к конкурсам: «Летит бумажная модель» для самых маленьких участников (1-2 классы); «Скоростной полет» (3-4 классы); «Лети, модель!» для 1-2 и 3-4 классов, «На взлетной полосе» для младших школьников.
Чем больше мы общаемся с родителями, а родители и дети с педагогами, тем успешнее и образованнее будет ребенок. Родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе, в дополнительном образовании и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует умение работать в коллективе.