СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


«Средняя общеобразовательная школа № 10
города Новоалтайска Алтайского края»
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы учителя начальных классовТатарниковой Т.Г.)
Новоалтайск 2014 г.
В новых образовательных стандартах представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя и такие личностные характеристики: как
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать её каждый день своим трудом, учебой, добром – очень непростая задача. Подобная система работы по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Много лет я работаю в начальных классах и очень хорошо понимаю, что воспитать человека любящим свою землю, свой народ, защищать её каждый день своим трудом, учебой, добром – очень непростая задача.
Основная цель, которую я ставлю в своей деятельности по воспитанию патриотических чувств у детей – это воспитание любви к своей Родине и готовности её защищать.
В качестве методического решения этой цели я определила основные направления и по патриотическому воспитанию моих учеников:
1. Мы вместе.2. Мой город.3.Моя Родина.4. Это важно помнить.
Направление «Мы вместе» - включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Мы говорим, что патриотическое воспитание - это прежде всего любовь к Родине. Но любовь к Родине формируется у детей постепенно. Это чувство начинается с воспитания любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родителям и близким.
Формы работы по данному направлению различны.
Интересно прошёл классный час «Профессии наших родителей», на котором ученики с большой гордостью рассказывали, как важны профессии их родителей и как они хотят быть похожими на папу или маму.
Далее, поэтому направлению были проведены следующие мероприятия:
классный час «Что обозначает мое имя»);
составление генеалогического дерева семьи;
семейные гостиные, которые традиционно начинаются словами:
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом
 В семейном кругу все корни твои,
 И в жизнь ты выходишь из семьи.
 В семейном кругу мы жизнь создаем,
 Основа основ - родительский дом.
Следующее направление «Мой город».
В каждом городе есть своя гордость или особенность. И каждый человек, будь он взрослый или ребенок должен об этом знать.
Начиная эту работу, я, как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: « А люблю ли я свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?» Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребёнку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством.
Поэтому на классных часах «Из истории родного города» я знакомлю детей, с историей  основания города, историей названия улиц, провожу экскурсии по священным местам. Особую роль я отвожу воспитанию на примерах изучения жизни знаменитых земляков (Леонид Семёнович Мерзликин, Иван Иванович Григорьев, Георгий Николаевич Чернов, Землянов Василий Пантелеевич) Жизнь и творчество этих замечательных людей – яркий пример служению Отечеству.
Направление «Моя Родина» формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. В рамках этого направления я провожу много мероприятий, которые, на мой взгляд, проходят через душу каждого ребенка.
Например. «Праздник русской берёзы».
 Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас, в России. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. На этом празднике дети читали стихи, пели песни, посвящённые русской берёзе.
Но русский народ знает и другую берёзку – военную. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много могли бы рассказать они о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти. Стоят берёзки и у Вечного Огня. и у могил неизвестного солдата.
 
В этом году 1-го сентября я проводила классный час «Мы помним Беслан», посвящённый 10-ти летию этой трагедии.
В конце мероприятия дети изготовили голубей – символ мира.
Было очень трогательно, когда Бойко Влад вдруг тихонечко сказал: «А нам в этом году исполнилось по 10 лет. Трагедия произошла в тот год, когда мы родились». Все дети притихли и я поняла, что мои ребята искренне прониклись болью и горем Беслана.
Ну и 4-е направление «Это важно помнить».
Я всегда очень трепетно относилась и отношусь к тому, что связано с героическими событиями нашей страны и её историей. И стараюсь эти отношения передать моим ученикам и их родителям.
С этой целью я провожу:
праздники, посвященные дню Защитников Отечества и Дню Победы;
уроки Мужества;
ролевые игры «Ваши права»;
встречи с участниками войны.

В рамках этого направления уже четвёртый год мы тесно сотрудничаем с городским клубом «Ветеран» при Алтайвагоне.
Я стараюсь воспитывать у своих ребятишек глубокое уважение к своему народу, к своей стране, к своему городу. Я считаю, что моим детям необходимо правильно показать, что нашу страну следует уважать за ее великую историю, за ее великую культуру, за то, что здесь жили наши предки, и сегодня живет твоя семья, твои близкие друзья. Поэтому большое внимание я уделяю совместной работе с клубом «Ветеран».
Первая встреча произошла в ДК АВЗ, 23 февраля (когда дети учились в 1-м классе)
Дети были нарядные, красивые, просто юные казачата, исполнявшие песни и стихи перед хорошим зрителем. На детских румяных лицах видно, какое чувство их переполняет. Концерт был закончен шумными аплодисментами со стороны ветеранов.
Мы получили повторное приглашение, и с тех пор между нами завязалась большая дружба. Встречи проходят в «День машиностроителя», в «День пожилого человека», в день защитника Отечества, в Международный женский день, в день Победы.
Очень трогательно проходят встречи с ветеранами на дому. Дети читают стихи, поют песни вместе с ветеранами. Вот мы дома у …
В этом году 9 мая мы посетили администрацию города Новоалтайска и поздравили ветерана труда нашей школы, бывшего директора Егорову В.И.
А вот 25 сентября мы поздравляем ветеранов АВЗ с их профессиональным праздником.
Надо отметить, что ветераны нам очень благодарны и выражают своё отношение «Благодарственными письмами».
Своё выступление я хочу закончить словами Жан-Жака Руссо: «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству».