Открытый урок по предмету живой мир Насекомые


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г. Оханска
Открытый урок
по предмету живой мир
4 класс
По теме: « Насекомые»
Составила:
Моисей Алена Васильевна
учитель начальных классов
февраль 2017
1.​ Живой мир, 4 класс.
2.​ Тема урока: Насекомые.
3.​ Цель урока;
Изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии.
4.​ Задачи;
Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии мира насекомых;
Развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о том, чем отличаются насекомые от других видов животных; способствовать развитию познавательного интереса, воображения.
Воспитательные: способствовать воспитанию стремления бережно относится к природе в повседневной жизни. Воспитание эмоциональной адекватности.
Коррекционная: закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках; развивать зрительное восприятие, коррекция мышления на основе упражнения в классификации.
Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки, пазлы, цветные карандаши, картинки насекомых.
Ход урока:
Орг. Момент
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
- Добрый день, дорогие гости, ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в гости. А к кому вы узнаете выполнив задание.
(Дети собирают пазлы, называют насекомое, классифицируют их в общую группу).
Сообщение темы и цели урока.
-Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны найти слово, которое спряталось в цепочки букв. Слайд …
-Итак, сегодня мы будем говорить о насекомых.
Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.
Актуализация знаний учащихся.
- Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете насекомых.
Разгадывание кроссворда. Слайд …
-Какое слово у нас получилось? (насекомое)
Работа над новой темой урока.
А) Рассказ учителя.
Много миллионов лет назад на земле появились насекомые. Они жили везде: на полях, лугах, в лесах, водоёмах. За 400 миллионов лет до появления человека на Земле уже жили – летали, ползали, прыгали –
существа, всем нам известные насекомые.
Б) Слайд…
-Обратите внимание, на них какие они разные по форме, по размеру, по цвету. Но всё же давайте попробуем найти у них общие признаки.
-Тело насекомых состоит из головы, груди, брюшка.
-У всех насекомых 6 ног.
Вывод: насекомые – это животные, у которых 6 ног.
В) Слайд …
- Как называется это насекомое? (муравей)
- Ещё раз рассмотрим строение его тела.
….
Г) Слайд …
Посмотрите на эту таблицу и ответьте на вопрос: где живут насекомые?
-Насекомые живут в воздухе, в земле, в воде.
Д) Слайд…
-Рассмотрите фотографии этих животных. Какие из них являются насекомым, а кто нет. Почему?
Вывод: Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко).Как вы думаете на какие две группы можно разделить насекомых?
Полезные
Вредные
А нужно ли охранять насекомых?
Этот год посвящен году экологии, я вас хочу познакомить с красивам насекомым – это бабочка Махаон. Эта бабочка нуждается в охране! В наших краях колонии этих бабочек расположены в районе Першино. За камой есть охраняемый участок леса – Кончуринский бор. Там на полянах можно встретить этих бабочек.
А сейчас проверим ваши знания. Но перед этим проведем физкультминутку для глаз.
Закрепление.
Игра «Проверь себя»
- Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых.. На партах у вас лежат желтые карточки. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.
(выполняют работу)
- Проверяем.
(ответы детей)
- Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.
(оценивают)
б) вредные и полезные насекомые
(работа в парах)
- Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?
(ответы детей)
- Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.
- Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.
Вредные насекомые Полезные насекомые Колорадский жук
Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.
Муравей
Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!
Муха
Я – муха. Я очень опасна и переношу очень много разных инфекций: кишечные, яйца глистов, брюшной тиф, холеру и туберкулез. Одна муха несет на себе до 6 миллионов микробов.
Пчела
Я - пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.
Божья коровка
Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.
(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)
Комар
Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.
- Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?
(предположения детей)
- Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.
- Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?
(ответы детей)
- Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.
- Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?
(ответы детей)
Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.- Оцените сою работу. В графе 2 задание выставляем баллы.
(оценивают)
ФизминуткаЧок–чок, каблучок! (Потопать ногами)
В танце кружится сверчок.( Покружиться)
А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)
Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)
С муравьем она порхает. (Покружиться )Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)
Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)
в) Игра «Потопаем – похлопаем»
- Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вредспособны приносит насекомые.
- Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:
- Собирают мёд; (хлопают в ладоши)
- Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)
- Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)
- Переносят заразные заболевания; (топают ногами)
- Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)
- Поедают молодую зелень; (топают ногами)
- Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)
- Опыляют растения;(хлопают в ладоши)
- Поедают останки погибших животных.(хлопают в ладоши)
- Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.
- Оцените свою работу. В графе 3 задание выставляем баллы.
(оценивают)
6. Закрепление изученного материала.
(слайд )
а) классификация вредных и полезных насекомых
- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это – (божья коровка) Над цветком она летала,
И пыльцу из цветов собирала.
Полосатая она.
И зовут её...(пчела)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползёт,
Бедный листик весь сгрызёт.
(гусеница) Очень мелкие они,
Для листов они враги.
Сок из листьев выпивают,
Листья вянут, засыхают.
(тля)
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей) Этот жук их Колорадо,
Есть картошку обожает.
Налетит он если тучей,
Все листочки вмиг съедает.
(колорадский жук)
- Выполним проверку.Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.
- Оцените свою работу. В графе 4 задание выставляем баллы.
(оценивают)
(слайд )б) дополни предложения
- Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом - иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.
Строит муравейник
.
Стрекочет в траве .
Собирает нектар с цветов .
Плетёт паутину .
(слайд )- Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)
1. на уничтожает.
2. и переносят инфекции.
3. и летают над .
4. опыляют .
- Выполним проверку.
(дети зачитывают предложения вслух)
- Молодцы! Оцените свою работу. В графе 5 задание выставляем баллы.
(оценивают)
- Сегодня на уроке мы ставили цель:узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.
7. Домашнее задание.
- Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.
8. Рефлексия.
- Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя - по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.
Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;
Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;
Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.
Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.
23 – 25 баллов – оценка «5»
18 – 23 баллов – оценка «4»
13 – 17 баллов – оценка «3»
< 13 баллов – оценка «2»
(оцениваю)
- Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».
- Молодцы!
- А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.
- Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась.
- Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.
(слайд )- Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.
Я сорвал цветок - и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
А.Барто(слайд)
- Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.