Урок на тему «Кадры и оплата труда на предприятии»


Рассмотрена
цикловой комиссией
специальных дисциплин экономического и гуманитарного профиля
Протокол № 7
от 28 марта 2014 г.
Председатель
________________ Я.В. Воинова

Экономика организации: Методическая разработка открытого урока/ Е.П.Прилепко – АФ КГА ПОУ «ДВЭК», 2014.
Методическая разработка предназначена для проведения урока по теме «Кадры и оплата труда в организации» в рамках дисциплины «Экономика организации».
Данная методическая разработка содержит полное описание урока по дисциплине «Экономика организации».
В методической разработке раскрывается методика проведения повторно-обобщающего урока по дисциплине «Экономика организации». Методическая разработка рассчитана на преподавателей и студентов экономических дисциплин.
Организация разработчик: АФ КГА ПОУ «ДВЭК»
Разработчик: Прилепко Е.П., преподаватель АФ КГА ПОУ «ДВЭК»


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc431749042 \h 4Подготовительный этап PAGEREF _Toc431749043 \h 6План урока PAGEREF _Toc431749044 \h 7Методика проведения занятия PAGEREF _Toc431749045 \h 9Заключение PAGEREF _Toc431749046 \h 11Список литературы PAGEREF _Toc431749047 \h 12Приложение А PAGEREF _Toc431749048 \h 13
ВведениеМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения».
Методическая разработка урока повторения и обобщения знаний с использованием работы малых групп является актуальной для преподавателей, стремящихся  вовлечь в активную работу всех студентов, т.к. данная форма учебной работы позволяет включить разные группы студентов в выполнение различных заданий для более полного повторения ранее изученного материала.
Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по изучаемой дисциплине, что позволяет преподавателю выявить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике, а студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.
Тема урока «Кадры и оплата труда в организации» является актуальной и имеет большое значение при оценке эффективности деятельности предприятия, так как заработная плата является одним из основных элементов себестоимости продукции, от правильности ее использования зависит окончательная цена продукции и прибыли в целом.
Трудовые ресурсы занимают особое место во всей совокупности ресурсов предприятия (организации). В период рыночных отношений роль трудовых ресурсов существенно возрастает. Инвестиционный характер производства, его наукоемкость, повышение конкурентоспособности продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в управлении персоналом на предприятии.
Учет труда и его оплаты платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний и умений (проверка умений и навыков), включающий контроль знаний, подготовку к выполнению практического ситуационного задания и саму практическую работу самостоятельно.
Контроль знаний осуществляется по теме: «Кадры и оплата труда в организации». Форма контроля разнообразная: опрос в форме решения тематического кроссворда, выполнение самостоятельной практической работы малыми группами, закрепление материала.
Работа студентов на уроке оценивается по пятибалльной системе на основании условий и критериев оценивания.
После проведения контроля знаний и выполнения практической ситуационной работы по теме студент должен освоить следующий набор общих компетенций:
Общие компетенции (ОК):
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
2. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
5. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Источниками информации для изучения темы: «Кадры и оплата труда в организации» являются:
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Титов В.И. Экономика предприятия : учебник /В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008.
Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Интернет-ресурсы.
Подготовительный этап Целью проведения урока повторения и обобщения по дисциплине «Экономика организации» является более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации знаний.
По масштабу контроля можно отнести к текущему и рубежному, так как занятие является завершающим по разделу 3.1 «Кадры и оплата труда в организации» в рамках изучения дисциплины «Экономика организации» на 2 курсе по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от учебного заведения, а значит и от преподавателя, сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к дисциплине.
Студенты готовятся по пройденной теме. Они должны знать основные определения, формулы, показатели, выполнять практические задания, самостоятельно делать выводы о движении кадров, производительности труда, производить расчет заработной платы.
Начало урока проводится традиционным способом – преподавателем сообщаются цели, задачи, задания и критерии оценки.
Выполнение задания проходит в малых группах, каждая группа отвечает на теоретические вопросы путем решения кроссворда, а затем решает свое практическое задание, составляет выводы по задачам.
Оценку выполненных заданий проводят арбитры, по критериям, представленным студентам вначале урока.

План урокаУчебная дисциплина Экономика организации
Тема Кадры и оплата труда на предприятии
Триединая дидактическая цель
Образовательная 1.Продолжить формирование умений и навыков, на основе знаний, приобретенных обучающимися при изучении дисциплины
2.Установить взаимосвязь между полученными знаниями и практикой их применения
3.Научиться применять полученные знания при разрешении практических ситуаций
Развивающая 1.Развивать умения экономически грамотно излагать мысли, правильно делать выводы по результатам практических работ
2. Формировать у студентов умения по преодолению трудностей в учении
3.Формировать основы коммуникативной культуры студентов, развивать аналитические умения
Воспитательная 1.Воспитать интерес к изучению дисциплины
2. Формировать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, добросовестности
3.Формировать умения и навыки самостоятельной умственной деятельности
Обеспечиваемые
компетенции Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать свою собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективное качество
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
7. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичным объектам
8. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применяемых подходов и методов оценки
9.Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний и умений, развития навыков (проверка умений и навыков)
Вид урока Урок-повторение
Методы и формы обучения Информационно-рецептивный – актуализация изученного
Деятельностный метод (выполнение практического задания)
Оборудование и обеспечение урока Мультимедийное оборудование;
Раздаточный материал: бланки с кроссвордами, практическими заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент- 5 минут. Приветствие, организация внимания
Постановка целей и задач урока
Подготовка обучающихся к работе (актуализация и мотивация)
Создание на уроке благоприятной психологической обстановки
Группа делится на 4 команды, в каждой выбирается капитан команды. Отдельно выделяются ведущий и арбитры, чьей задачей является выставление и подсчет баллов за выполненные этапы урока.
2. Презентация «Оплата труда в царской России» -10 минут. Ведущий делает доклад по слайдовой презентации «Оплата труда в царской России»
3. Проведение практической части урока – 40 минут Повторение и закрепление материала происходит в несколько этапов:
1 этап - решение кроссворда по теоретическим вопросам изученных тем;
2 этап - решение задач:
Расчет показателей изменения численности работников;
Расчет производительности труда;
Расчет заработной платы
Группам выдаются кроссворды и карточки с заданием. Задание включает три задачи. Кроссворд и задания выдаются на определенное время (40 мин). Группа, закончившая раньше, получает еще одну задачу повышенной сложности и, соответственно, дополнительные баллы. Решенные кроссворды и практические задания передаются для проверки арбитрам
4. Проведение викторины – 10 минут Во время проверки арбитрами выполненных работ, студенты участвуют в викторине, которая содержит вопросы, как по изученным темам, так и по прослушанному докладу.
Ответы на вопросы викторины оцениваются индивидуально, таким образом, даже если группа получает низкий общий балл, студент может повысить свою оценку. На викторине отвечает тот, кто первым поднял руку.
4. Подведение итогов (рефлексия) – 10 минут. Оценка результатов работы обучающихся включает выполнение кроссворда, практических заданий и ответов на вопросы викторины.
5. Домашнее задание – 5 минут. Подготовить сообщения по теме «Классификация затрат».
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Титов В.И. Экономика предприятия : учебник /В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008.
Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Методика проведения занятияУрок начинается с организационного момента: приветствие, организация внимания, постановка целей и задач урока, подготовка обучающихся к работе (актуализация и мотивация). Группа делится на 4 команды, в каждой выбирается капитан команды. Отдельно выделяются ведущий и арбитры, чьей задачей является выставление и подсчет баллов за выполненные этапы урока.
На втором этапе занятия ведущий делает доклад по слайдовой презентации «Оплата труда в царской России».
Повторение и закрепление материала происходит в несколько этапов:
1 этап - решение кроссворда по теоретическим вопросам изученных тем;
2 этап - решение задач:
Расчет показателей изменения численности работников;
Расчет производительности труда;
Расчет заработной платы
Группам выдаются кроссворды и карточки с заданием. Задание включает три задачи. Кроссворд и задания выдаются на определенное время (40 мин). Группа, закончившая раньше, получает еще одну задачу повышенной сложности и, соответственно, дополнительные баллы. Решенные кроссворды и практические задания передаются для проверки арбитрам
Оценки распределяются следующим образом:
Задания Правильные ответы Неполные ответы Ответы с ошибками
Кроссворд 25 баллов 15 баллов 15 баллов
Задача 1 25 баллов 15 баллов 5 баллов
Задача 2 25 баллов 15 баллов 5 баллов
Задача 3 25 баллов 15 баллов 5 баллов
Вопросы викторины 5 баллов 3 балла 1 балл
Количество баллов Оценка
100 баллов и выше «5» (отлично)
от 75 баллов до 99 баллов «4» (хорошо)
от 50 баллов до 75 баллов «3» (удовлетворительно)
менее 50 баллов «2» (неудовлетворительно)
Ответы на вопросы викторины оцениваются индивидуально, таким образом, даже если группа получает низкий общий балл, студент может повысить свою оценку. На викторине отвечает тот, кто первым поднял руку.
Арбитры подводят окончательные итоги и проставляет оценки каждому студенту согласно полученным результатам.
Завершающий момент урока – подведение итогов преподавателем. Оценку за урок получает каждый студент в зависимости от правильности ответов на вопросы викторины, правильности выполнения кроссворда и практического задания.
В заключение выдаётся задание на дом:
Подготовить сообщения по теме «Классификация затрат».
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Титов В.И. Экономика предприятия : учебник /В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008.
Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Интернет-источники
ЗаключениеМетодика проведения урока повторения и обобщения знаний с использованием малых групп является актуальной для преподавателей, стремящихся  вовлечь в активную работу всех студентов, т.к. данная форма учебной работы позволяет включить разные группы студентов в выполнение различных заданий для более полного повторения ранее изученного материала.
Основной дидактической целью уроков повторения является предотвращение забывания усвоенного материала, углубления сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения.
Особенностью урока «Кадры и оплата труда в организации» являлось то, что при его проведении использовались разнообразные формы повторения и обобщения полученных знаний: устный опрос в форме викторины, решение кроссворда по теоретическому материалу раздела, а также решение задач по углублению практических умений и навыков.
Список литературыГрузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Титов В.И. Экономика предприятия : учебник /В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008.
Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Интернет-ресурсы.
Приложение Таблица полученных баллов
Группа Балл Оценка Группа Балл Оценка
Кроссворд Кроссворд Задача 1 Задача 1 Задача 2 Задача 2 Задача 3 Задача 3 Итого: Итого:
I 3 1 2 2 4 5 3 4 6 5 7 6 7 По горизонтали:
Персонал, находящийся на балансе предприятия и обслуживающий культурно-бытовые, медицинские учреждения, входящих в состав предприятия.
Коэффициент, характеризующий изменение списочной численности персонала и находящийся как отношение числа выбывших за период по причинам, характеризующим излишний оборот к среднесписочному числу за тот же период.
Численность, характеризующая общее количество работников, занятых на предприятии.
Показатель, характеризующий эффективность труда.
Метод измерения производительности, который основан на расчете трудоемкости каждого продукта.
Сдельная система оплаты труда, которая рассчитывается по формуле: - Расценка * Количество изделий * К премии
Метод нормирования труда, при котором происходит наблюдение и замер рабочего времени в его длительности в течение рабочего дня.
По вертикали:
Определение максимально допустимого количества времени для выполнения конкретной работы.
Лица, непосредственно участвующие в производственном процессе по преобразованию предметов труда в готовую продукцию.
Коэффициент изменения списочной численности персонала и находящийся как отношение числа принятых за период к среднесписочному числу работающих за тот же период.
Совокупность работников предприятия и входящих в его основной (штатный, постоянный) состав.
Система оплаты труда, разновидностями которой являются рейтинговая и контрактная.
Форма оплаты труда, при которой оплата производится по сдельным расценкам и количеству изготовленной продукции.
Система оплаты труда, представляющая собой совокупность нормативов, регулирующих уровень заработной платы в зависимости от квалификации, условий труда, должности работника.
II 1 1 2 3 4 5 2 6 7 3 4 5 6 7 По горизонтали:
Персонал, находящийся на балансе предприятия и обслуживающий культурно-бытовые, медицинские учреждения, входящих в состав предприятия.
Коэффициент, характеризующий изменение списочной численности персонала и находящийся как отношение числа выбывших за период по причинам, характеризующим излишний оборот к среднесписочному числу за тот же период.
Численность, характеризующая общее количество работников, занятых на предприятии.
Показатель, характеризующий эффективность труда.
Метод измерения производительности, который основан на расчете трудоемкости каждого продукта.
Сдельная система оплаты труда, которая рассчитывается по формуле: - Расценка * Количество изделий * К премии
Метод нормирования труда, при котором происходит наблюдение и замер рабочего времени в его длительности в течение рабочего дня.
По вертикали:
Определение максимально допустимого количества времени для выполнения конкретной работы.
Лица, непосредственно участвующие в производственном процессе по преобразованию предметов труда в готовую продукцию.
Коэффициент изменения списочной численности персонала и находящийся как отношение числа принятых за период к среднесписочному числу работающих за тот же период.
Совокупность работников предприятия и входящих в его основной (штатный, постоянный) состав.
Система оплаты труда, разновидностями которой являются рейтинговая и контрактная.
Форма оплаты труда, при которой оплата производится по сдельным расценкам и количеству изготовленной продукции.
Система оплаты труда, представляющая собой совокупность нормативов, регулирующих уровень заработной платы в зависимости от квалификации, условий труда, должности работника.
Практические задания для группы 1
Задача 1.
Определить состояние кадров за год, если
Принято – 25 человек,
Уволено:
за нарушение трудовой дисциплины – 15 человек;
по сокращению – 5 чел.
В связи с выходом на пенсию – 1 чел.
Среднесписочная численность работников – 230 человек, из них 205 человек работают на предприятии постоянно.
Задача № 2.
Определить производительность труда в планируемом году, если в отчетном году численность работающих составила 500 человек, объем выпускаемой продукции – 890 тыс. руб. В планируемом году предусматривается рост производительности труда на одного работающего на 20 %.
Задача № 3.
Определить заработную плату рабочего-повременщика за месяц, если часовая тарифная ставка – 27,86 руб., отработано за месяц 162 часа, премия составляет 35 %.
Практические задания для группы 2
Задача № 1.
Определить состояние кадров за год, если
Принято – 11 человек,
Уволено:
за нарушение трудовой дисциплины – 5 человек;
по собственному желанию – 2 чел.
В связи с призывом в армию – 1 чел;
В декретном отпуске – 2 чел.
Среднесписочная численность работников – 315 человек, из них 280 человек работают на предприятии постоянно.
Задача № 2
Определить производительность труда в планируемом году, если в отчетном году численность работающих составила 320 человек, объем выпускаемой продукции – 460 тыс. руб. В планируемом году предусматривается рост производительности труда на одного работающего на 25 %.
Задача № 3.
Определить заработную плату рабочего-сдельщика за месяц, если сдельная расценка – 15 руб. за изделие по норме, сверх нормы – 18 руб. Фактически изготовлено – 150 изделий, при плане – 136.
Практические задания для группы 3
Задача № 1.
Определить состояние кадров за год, если
Принято – 9 человек,
Уволено:
по собственному желанию – 1 человек;
за нарушение трудовой дисциплины – 2 человека;
в связи с уходом в декретный отпуск – 2 человека;
по сокращению – 1 чел.
Среднесписочная численность работников – 156 человек, из них 129 человек работают на предприятии более 1 года.
Задача № 2.
Определить рост производительности труда, если в базисном периоде рабочие участка выполнили работы в объеме 48 тыс. нормо-часов, отработав при этом фактически 41 тыс.часов, а в отчетном периоде выполнили работы в объеме 65 тыс.нормо-часов, отработав фактически 61 тыс.часов
Задача № 3.
Определите месячный заработок рабочего-сдельщика 4 разряда, если норма времени на изготовление одного изделия 3,7 часа. Количество изготовленных изделий в месяц 50 (при плане – 43). Часовая тарифная ставка 6,3 руб. При перевыполнении плана рабочему выплачивается премия в размере 25 % от заработка.
Практические задания для группы 4
Задача № 1.
Определить состояние кадров за год, если
Принято – 16 человек,
Уволено:
по собственному желанию – 18 человек;
в связи с уходом в армию – 6 чел.
С связи с переводом на другие предприятия - 2 чел.
Среднесписочная численность работников – 156 человек, из них 128 человек работают на предприятии постоянно.
Задача № 2.
Определить производительность труда в планируемом году, если в отчетном году численность работающих составила 980 человек, объем выпускаемой продукции – 578 тыс. руб. В планируемом году предусматривается рост производительности труда на одного работающего на 10 %.
Задача № 3.
Определить заработную плату рабочего-сдельщика, если сдельная расценка за единицу продукции – 20 руб., фактически изготовлено продукции – 560 шт. при плане 545 штук. Премия за перевыполнение плана составляет 20 %.
Вопросы для викторины
На какие категории делятся все работники по принципу участия в производственной деятельности? (Промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал)
На какие категории делится промышленно-производственный персонал по характеру выполняемых функций? (рабочие и служащие)
Какие категории работников относятся к служащим? (руководители, специалисты и непосредственно служащие)
Перечислите причины выбытия работников, (выбытие по причинам физиологического характера; по причинам, прямо предусмотренным законом и по причинам, связанным с личностью работника)
Какие показатели характеризуют изменение списочной численности работников? (коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести, коэффициент общего оборота (замещения), коэффициент постоянства кадров)
Какие методы нормирования труда вы знаете9 (опытно-статистический и аналитический)
Какие методы относятся к аналитически-исследовательскому методу нормирования труда (хронометраж, фотография рабочего дня, метод моментальных наблюдений (выборочный метод изучения потерь рабочего времени))
Какие методы измерения производительности труда вы знаете? (натуральный, стоимостной и трудовой)
Какие показатели характеризуют производительность труда? (выработка и трудоемкость)
Какие элементы включает в себя тарифная система оплаты труда? (тарифную сетку, тарифную ставку, тарифные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, тарифный разряд)
Какие формы оплаты труда вы знаете? (повременная и сдельная)
На какие системы делится повременная форма оплаты труда? (простая повременная и повременно-премиальная)
На какие системы делится сдельная форма оплаты труда (прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная)
Что включает понятие «Фонд оплаты труда»? (это общая сумма затрат на оплату труда работников и выплат социального характера)
Где был издан один из первых законов об оплате труда? (в Англии королем Эдуардом II)