Программа по изучению декоративно-прикладного творчества Радуга талантов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР ТУРИЗМА «ЮНОСТЬ»
Программа утверждена
на педагогическом совете
Протокол №1
«29» 08. 2014 г. Утверждаю:
Директор: Е.Н.Липчак
«29» 08. 2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Автор:
Педагог дополнительного образования
Ховалкина Елена Васильевна
БЕРДСК
Содержание
Пояснительная записка____________________________________стр. 3-7
Целеполагание____________________________________________стр. 3-4
Учебно-тематический план и содержание программы___________стр. 7-13
Методическое обеспечение__________________________________стр.14-15
Литература________________________________________________стр.16
Пояснительная записка
Программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Режим занятий
Программа предназначена для обучающихся начальных классов.
Срок реализации - 1 год обучения.
Занятия могут проводиться 1- 2 раза в неделю (по 1-2 часа).
Основные цели программы:
Организация досуговой деятельности детей.
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;
овладение элементарными трудовыми навыками; способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Основная задача:
помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
научить вести себя в коллективе;
развивать мелкую моторику рук, глазомер;
освоить приёмы владения простейшими инструментами;
прививать культуру труда.
В результате обучения школьники должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
связи теории с практикой
систематичности и последовательности;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
доступности и посильности;
творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
общетрудовые: организаторские, конструкторские;
специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Первый год обучения
№ Тема и содержание темы всего теория практика
1 Набор и формирование группы 4 4
2 Вводное занятие 1 1 -
3 Поделки для дома. 32 10 22
4 Художественное оформление 4 1 3
Поделки из бумаги. 20 2 18
5 Мягкая игрушка (знакомство, изготовление, выставка) 10 2 8
6 Выставка по итогам года 1 1
Всего 72 16 56
Содержание программы
1. Вводное занятие (1час).
2. Поделки для дома (32 часа)
Подставка под горячее из старых газет (2часа).
Панно из китайских палочек (2часа).
Оберег для дома (2 часа).
Сувенир из атласных лент «Башмачок» (2часа).
Магнитики на холодильник из соленого теста (2часа).
Ваза «Природа». (одноразовый стаканчик + веточки) (1час).
Панно «Бабочки» в рамке (2часа).
Декупаж на свечке (1час).
Цветная соль в мини-бутылочке (2часа).
«Ловец снов» (2часа).
Фоторамка из природного материала (2часа).
Именное панно (картон+тесто) (2часа).
Пасхальная корзиночка (из одноразового стаканчика) (1час).
Черепашка (из перчатки) (2часа).
«Сюрприз» (поделка из скорлупы грецких орехов) (1час).
Делаем наклейки в домашних условиях (с помощью скотча) (2часа).
Поделки из макарон (2часа).
Картины из ракушек (2часа).
3. Художественное оформление (4часа)
Тематическая композиция «Любимая сказка». Выбор сказки. (1 час)
Заготовка для книжки (1 час)
Рисование эскизов для сказки. (1 час)
Оформление книжки «Любимая сказка». (1 час)
4. Поделки из бумаги (20часов)
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам.(«Осень золотая», «День Рождения», «День матери», «С Новым Годом!», «Открытка другу», «23 февраля», «8 марта», «День памяти») (8часов).
Мраморная бумага (2часа)
Цветы из бумаги (астры) (1час).
Закладки для книг (2часа).
Подарочные коробочки (2часа).
Плетеные сердечки (1час).
Оригами (кусудамы и их применение в домашнем интерьере) (4часа).
5. Мягкая игрушка(знакомство, изготовление, выставка (10 часа)
6. Выставка по итогам года (1час)
Календарно-тематический план к программе
№ Тема и содержание темы всего теория практика
Сентябрь
1 Набор и формирование группы 4 4
2 Вводное занятие 1 1 -
3 - Подставка под горячее из старых газет. 2 0,5 1,5
4 Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «Открытка другу» 1 1
5 - Цветы из бумаги (астры). 1 0,5 0,5
Октябрь
1 - Поделки из макарон. «Чайная чашка» 2 0,5 1,5
2 - Фоторамка из природного материала. 2 0,5 1,5
3 - Оберег для дома. 2 0,5 1,5
4 - Панно из китайских палочек. 2 0,5 1,5
5 Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «Осень золотая». 1 1
Ноябрь
1 - Панно «Бабочки» в рамке. 2 0,5 1,5
2 - Закладки для книг. 2 0,5 1,5
3 - Сувенир из атласных лент «Башмачок». 2 0,5 1,5
4 Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «День матери» 1 1
Декабрь
1 - Подарочные коробочки. 2 2
2 - Цветная соль в мини-бутылочке. 2 0,5 1,5
3 Тематическая композиция
«Любимая сказка». Выбор сказки. Заготовка для книжки. Рисование эскизов для сказки. Оформление книжки «Любимая сказка». 4 0,25 3,75
4 Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «С Новым Годом!» 1 1
Январь
1 - Магнитики на холодильник из соленого теста. 2 0,5 1,5
2 - «Ловец снов». 2 0,5 1,5
3 - Именное панно (картон+тесто). 2 0,5 1,5
4 Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «День Рождения». 1 1
Февраль
1 - Мраморная бумага. 2 2
2 - Плетеные сердечки. 1 1
3 - Черепашка (из перчатки) 2 0,5 1,5
4 Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «23 февраля». 1 1
5 - Картины из ракушек 2 0,5 1,5
Март
1 - «Сюрприз» (поделка из скорлупы грецких орехов). 1 0,5 0,5
2 - Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «8 марта». 1 1
3 - Делаем наклейки в домашних условиях (с помощью скотча). 2 0,5 1,5
4 - Ваза «Природа». (одноразовый стаканчик + веточки). 1 0,5 0,5
5 - Оригами (кусудамы и их применение в домашнем интерьере). 4 1 3
Апрель
1 - Декупаж на свечке. 1 0,5 0,5
2 - Пасхальная корзиночка (из одноразового стаканчика) 1 0,5 0,5
Мягкая игрушка. Знакомство. Изготовление. 7 1 6
Май
1 Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «День Рождения», «День памяти». 2 2
2 Мягкая игрушка. Изготовление. Выставка. 5 5
3 Выставка по итогам года 1 1
Методическое обеспечение
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности педагога и обучающихся.
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения.
лекционные занятия,
беседы,
практические занятия,
творческие задания,
творческие мастерские,
мастер – классы,
выставки творческих работ.
Средства обучения:
Традиционные средства: таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал.
Средства двигательной направленности: физкультминутки.
Условия реализации программы
Для успешного выполнения программы в полном объёме необходимо:
Кадровое обеспечение:
Педагог, реализующий программу, должен обладать следующими качествами:
Обладать знаниями по данной программе;
Обладать умениями создавать комфортные условия для успешного развития личности;
Обладать умениями вызывать интерес к себе и своей программе;
Обладать умением увидеть и раскрыть творческие способности обучающихся;
Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство и повышать уровень квалификации по специальности.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наличие учебного кабинета;
Помещение кабинета светлое, чистое;
Помещение кабинета зонировано (рабочая зона для практических занятий, игровая зона);
Санитарно-гигиенические условия:
Оптимальная температура в кабинете +18+20 С.
Кабинет проветривается перед занятиями. Освещение достаточное
Размеры столов соответствуют росту обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Методический материал:
Лекала и шаблоны изделий, поделок, систематизированные по темам;
Готовые образцы работ.
Тематическое планирование.
Инструменты и материалы для работы:
природный материал;
канцелярские принадлежности (клей, ножницы, карандаши, линейки);
картон, бумага, калька, гофрированная бумага;
соль, мука, пластилин;
тесьма, пряжа.
Психолого-педагогическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
Создание ситуации успеха, развитие интереса, ролевые игры.
Педагогика сотрудничества.
Эстетика общения, одежды; культура речи.
Снятие психического напряжения
Компоненты развивающей среды
Учебный кабинет: оформление кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями.
Выставочные стенды детских работ
Литература
Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://www.liveinternet.ru/, http://ped-kopilka.ru/, http://www.orange-elephant.ru/master_classe
Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987.
Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997
Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.
Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.