Педагогическое эссе на тему: «Я учу детей нового поколения».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЖЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г. РОССОШИ РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Педагогическое эссе на тему:
«Я учу детей нового поколения».
Учитель физики и математики
Наталья Александровна Досаева
Россошь 2016
Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
если на десять лет вперед – сажай лес,
если же на сто лет – воспитывай детей.
Народная мудрость.

Однажды я прочитала притчу известного педагога Ш.А. Амонашвили «Крылья»:
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
Эта притча заставила меня задуматься над тем, есть ли крылья у меня?
Ведь в отличие от большинства своих коллег я не мечтала стать учителем с самого раннего детства. Осознание этого пришло намного позже.
Мне всегда нравилось общаться и со сверстниками, и с малышами, и с людьми старшего возраста. Общение со сверстниками помогало быть в курсе молодежных новостей, общение с малышами возвращало меня в детство, а от старших я старалась взять жизненный опыт.
С детства я обожала походы и жизнь в палатках, мне очень нравилось познавать мир, который меня окружал. Безумно нравилось организовывать концерты, которые мы ставили в подъезде дома, и участвовать в них, приглашая смотреть всех бабушек и дедушек, живущих рядом. Всегда с удовольствием принимала участие в школьных вечерах, праздниках и мероприятиях. В те годы, когда я училась в школе, нас нагружали различными общественными поручениями. Мне всегда поручали заниматься со слабоуспевающими. Для кого то, такие поручения были в тягость, а я выполняла свое с удовольствием. Мне очень нравилось делиться знаниями с одноклассниками. А когда пришло время ответить на вопрос, кем я хочу стать, я пришла к выводу, что все, что я люблю делать в этой жизни, объединяется в одной профессии – учитель.
И вот я - студентка Ташкентского областного Государственного педагогического института. Все как обычно: лекции, пары, семинары, зачеты и сессии. Первая педпрактика в школе и уверенность, что я сделала правильный выбор.
Сейчас мой педагогический стаж 20 лет, а я ни на секунду не усомнилась в правильности выбора.
Теперь я точно знаю, что мои педагоги умели «летать» и научили «летать» меня.
А могу ли я научить «летать» своих учеников?
За это время многое изменилось: изменилось страна, в которой я жила, изменилось семейное положение, изменились и требования к моей специальности, но изменились ли дети?
Отличаются ли ученики нового поколения от предыдущих?
Да, отличаются: они сейчас «рождаются с компьютерной мышкой в руках»;
- они могут узнать об окружающем нас мире в десятки раз больше, чем мы с вами в их возрасте.
- они умеют за считанные секунды найти столько информации в интернете, сколько я бы в библиотеке не собрала за неделю;
На них ежедневно обрушивается огромный поток информации, но не все могут систематизировать ее и применить с пользой. Вот тут-то и нужна моя помощь, мои умения направить их поиски в нужное русло.
Да, они другие потому, что они находятся на новом витке развития общества, но ведь и я нахожусь там же, поэтому мне тоже нужно все время развиваться, самосовершенствоваться и самореализовываться.
Но какими бы ни были времена ученики- это прежде всего дети. И в век космических скоростей и новых требований у них по-прежнему есть и всегда будет интерес и тысяча «почему».
Когда на своих уроках физики я показываю простые опыты, например, по атмосферному давлению, когда стакан с водой, закрытый обычным листком бумаги и перевернутый вверх дном, не выливается; или когда от электромотора загорается лампочка, то на их лицах читается такое удивление и восхищение , как будто я показала самый сложный фокус. А когда ты видишь, как твой ученик часами старается удержать теннисный мячик в струе воздуха пылесоса, то хочется показать и рассказать ему все, что знаешь.
На своих уроках я учу читать «между строк», сопоставлять полученные знания об окружающем нас мире, дополнять и пополнять их.
Мой девиз «Мир интересней, чем он кажется!» И каждым своим уроком, каждым классным часом я призываю своих детей смотреть на мир шире, то есть подниматься на своих крыльях выше и увидеть мир сверху.
Мне очень хочется, чтобы знания по моему предмету помогли моим ученикам, но за много лет работы я понимаю, что оценка по предмету не главное. Главное, чтобы человек был хороший. А что значит «хороший человек»? Я думаю, что это человек, который делает добрые дела, приносит людям радость, честный, порядочный.
Сейчас время «двойных стандартов», то есть мы учим в школе одним жизненным ценностям, но многочисленные примеры из жизни, сцены жестокости и насилия, хитрости и воровства, подлости и предательства, которые они смотрят по телевизору, подрывают нравственные основы общества: человеколюбие, сочувствие, самопожертвование, бескорыстие, любовь. А мы, учителя, должны противостоять всему этому путем личного примера.
Непросто приходится учителям. В силу своей профессии мы должны и сеять зерно, и растить лес, и воспитывать детей, отдавая им свое сердце. Но без мечты, без горения, без желания «сердце отдавать детям» жить в школе просто невозможно. Мы хотим дать ребенку «крылья надежды», ведь бескрылый человек сделать этого не сможет.
Я твердо уверена в том, что у моих детей «вырастут крылья».