МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «СОЛДАТ УДАЧИ» (ЗИМНИЙ ЭТАП «ЗАРНИЦЫ»)

Павлова Т.В.










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ
«СОЛДАТ УДАЧИ» (ЗИМНИЙ ЭТАП «ЗАРНИЦЫ»)










Россия, Самарская обл., г.о. Чапаевск,
ГБОУ СОШ «Центр образования» г.о. Чапаевск
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















Пояснительная записка

1
Автор (Ф.И.О., должность)
Павлова Татьяна Вадимовна

2
Название ресурса
Методическая разработка военно - спортивной игры «Солдат удачи» (зимний этап «Зарницы»)

3
Вид ресурса
Положение о проведении военно-спортивной игры «Солдат удачи» (зимний этап «Зарницы»)

4
Предмет, УМК
Внеклассное мероприятие

5
Цель и задачи ресурса
Цель:
- Совершенствование и повышение эффективности системы патриотического воспитания подрастающего поколения посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование «Зарница»; Задачи:
- способствовать утверждению в сознании и чувствах обучающихся социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому России, повышения престижа военной службы;
- способствовать формированию и закреплению у обучающихся военно-спортивных и прикладных знаний, практических умений и навыков в соответствии с направлениями зарничного движения;
- способствовать улучшению психологической подготовки к преодолению трудностей, выработки навыков и способности действовать в экстремальных условиях;
- способствовать активизации мотивации на повышение уровня физической подготовленности;
- способствовать формированию умения организовывать сотрудничество и развитию чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;
- координация деятельности заинтересованных сторон образовательного процесса (учитель – родитель - ученик) в улучшении системы патриотического воспитания в школе.

6
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс
1-11 класс

7
Программа, в которой создан ресурс
Microsoft Word

8
Методические рекомендации по использованию ресурса
Ресурс можно использовать в режиме как Дня Здоровья, так и проводить в несколько этапов (дней) во внеурочное время.

9
Источники информации


1. Строевой устав Вооруженных Сил Российской федерации/ введен в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 года № 111/ под наблюдением генерал-майора А.И. Моисеенко, полковников А.С. Зиновьева, С.И. Марахова. – М., Воениздат, 2006.
2. http://zarnici.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Текст ФГОС основного общего образования (вводится с 01.09.2013). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ;
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентация «Индивидуальные средства защиты».


Актуальность
Изменившиеся круто условия жизни российского общества в течение последних 20 лет, в целом, не способствовали воспитанию у подрастающего поколения ни патриотических ценностей и убеждений, ни любви к Отечеству и готовности к его защите. На поток было поставлено воспитание целеустремленного к личной выгоде человека. Система физической и морально- волевой подготовки допризывной молодежи Советского Союза была разрушена, сейчас наблюдается упадок общественной морали, у молодежи размыты понятия о границах дозволенного, снижен авторитет военного. Человек не может жить, все время не замечая происходящего вокруг: в семье, в городе, в стране, в мире. Нельзя не понимать, что твоя страна жива, пока ты жив и стоишь на защите принятых моральных ценностей. Поэтому восстановление системы патриотического воспитания является актуальной и необходимой к реализации задачей для духовного возрождения нации.
Защита Отечества - священный долг гражданина России. В систему патриотического воспитания должны входить как традиционные методы и формы (историко-краеведческие музеи, Вахты Памяти и др.), так и активные и интерактивные (сюжетно-ролевые игры, диспуты и дебаты, социальные проекты). И военизированная игра  «Зарница» (под разными названиями) востребована молодым поколением. Через неё дети могут ярче и шире увидеть историю своей страны, научатся уважать и быть внимательными к героическому прошлому Родины. Участвуя в Игре, дети получают возможность проверить свои физические силы, военную теоретическую подготовку, проявить волевые и коммуникативные качества. При проведении на местности, эти игры развивают умение работать в команде, проявлять инициативу, брать ответственность на себя. Подготовка к ним стимулирует повышать свои физические возможности, практические навыки по выживанию, преодолению препятствий и оказанию первой медицинской помощи.
Для реализации всех этих возможностей мы проводим ежегодно военно-спортивную игру «Солдат удачи» (зимний этап «Зарницы») (далее – Игра) во всех классах. Дата проведения зимнего этапа максимально приближена к празднованию Дня Защитника Отечества, это позволяет на ментальном уровне закреплять значимые исторические события в сознании учащихся, создает определенный эмоциональный настрой, стремление к победе.
Ниже представлены материалы для проведения общешкольного военно-спортивного мероприятия «Солдат удачи». Для этого мероприятия выделяется один день – чаще всего – День Здоровья. При проведении возможны варианты: например, одиннадцатиклассники участвовали в Игре в качестве судей, сопровождающих, секретариата(весь класс); или первоклассники не участвовали в строевой подготовке, а были только зрителями и т.п. А если есть возможность выполнять преодоление полосы препятствий в индивидуальном рабочем противогазе, как это делали мы в юности.. Желаю Удачи!

Положение о проведении военно-спортивной игры «Солдат удачи»
(зимний этап «Зарницы»)
I. Общие положения
1.1. Цель:
- Совершенствование и повышение эффективности системы патриотического воспитания подрастающего поколения посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование «Зарница».
Задачи:
- способствовать утверждению в сознании и чувствах обучающихся социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому России, повышения престижа военной службы;
- способствовать формированию и закреплению у обучающихся военно-спортивных и прикладных знаний, практических умений и навыков в соответствии с направлениями зарничного движения;
- способствовать улучшению психологической подготовки к преодолению трудностей, выработки навыков и способности действовать в экстремальных условиях;
- способствовать активизации мотивации на повышение уровня физической подготовленности;
- способствовать формированию умения организовывать сотрудничество и развитию чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;
- координация деятельности заинтересованных сторон образовательного процесса (учитель – родитель - ученик) в улучшении системы патриотического воспитания в школе.
1.2. Учредители конкурса:
Комитет воинов – интернационалистов
Администрация ГБОУ СОШ «Центр образования»
1.3.Организаторы:
Руководство подготовкой и проведением конкурса осуществляется оргкомитетом, в
состав которого входят представители Учредителей и заинтересованных структур.
Оргкомитет обладает правами жюри и дополняет его по своему усмотрению. Ответственность за соблюдение мер безопасности участниками во время соревнований возлагается на классного руководителя команды. За медицинскую помощь ответственность несет медицинский персонал.
1.4. Участники конкурса:
Классные команды 1- 4, 5-8, 9-11 классов. Состав команд: 10 участников (из них не
менее 2 девушек), 1 командир отряда юнармейцев. Общее количество – 11 человек.
1.5. Условия приема команд:
Игра проводится 20 февраля 2015 года на территории школы, пришкольной площадке
и поселка. Заявки на участие подаются до 14 февраля 2015 года. В заявке указывается название отряда, список команды, командир отряда.
1.6. Условия проведения конкурса:
Школьный конкурс проходит в течение одного дня (для 1-4 классов отдельно) и заключается в последовательном выполнении заданий, предусмотренных данным Положением. Вмешательство классного руководителя в действие команды не допускается и штрафуется снятием команды с этапа. Команда является на этап в соответствии с графиком, выданным оргкомитетом. В случае неявки команды она считается снятой с данного этапа и не допускается к его прохождению.
Члены команды должны иметь:
1. форму одежды: парадная и спортивная (уличная форма для практических занятий, для зала – для прохождения станций), на рукаве или на груди эмблема команды;
2. сменная обувь;
1.7. Подведение итогов:
Результаты команд в конкурсах и соревнованиях определяются по маршрутному листу согласно Приложению 1. Победитель конкурса в комплексном зачете определяется наименьшей суммой мест, полученных на всех этапах. В случае равенства очков предпочтение отдается команде, имеющей большее количество 1-х мест.
1.8.Награждение:
Команды, занявшие 1 – 3 места в общем зачёте, награждаются грамотами. В личном зачёте участники, занявшие 1 места, награждаются дипломами. Команды, занявшие призовые места в отдельных видах и конкурсах, награждаются дипломами.
II. ПРОГРАММА КОНКУРСА «СОЛДАТ УДАЧИ»
1-4 классы – «Зарничка».
Начало в 8.30 час. Сбор в актовом зале. Звучат маршевые песни. Торжественное открытие – слова директора, подъём государственного флага России. Показательное выступление призеров городских военно-спортивных соревнований в смотре строевой подготовки. Получение маршрутных листов.
Конкурсы и беседы:
«Ратные страницы истории» (проводят учащиеся старших классов в форме беседы с презентацией «История Российской Армии», см. электронное приложение);
санитарная подготовка (проводит медицинская сестра и учащиеся старших классов, беседа и практические умения – остановка кровотечения, наложение бинта на различные части тела и т.д.);
неполная разборка и сборка АКМ (рассказ и показ проводят учащиеся старших классов, приглашенные бывшие ученики, прошедшие службу в рядах ВС РФ);
«Защита» (проводят учащиеся старших классов в форме беседы с презентацией «Средства индивидуальной защиты», см. электронное приложение)
Соревнования:
смотр строя и песни (выполнение в строю команд «Равняй-сь!», «Смир-но!», поворотов на месте и движение на месте походным шагом с песней – 1 куплет);
«Сильные, ловкие» (участвует вся команда; выполняют упражнения: сгибание и разгибание рук в упоре лежа - на количество раз; поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек – на количество раз)
По прохождении всех этапов - подвижные игры на свежем воздухе. По окончании – подведение итогов и полевой обед – 10.30 час
5 - 11 классы – «Солдат удачи». Начало – в 11.00 час. Сбор в актовом зале. Торжественное открытие – слова директора, подъём государственного флага России.
Гимн России. Выступление танцевальной группы с композицией «Милитари». Слово приглашенных воинов – интернационалистов.
Конкурсы:
«Смотр строя и песни» (в жюри – представители комитета воинов-
интернационалистов). По окончании - получение маршрутных листов.
«Ратные страницы истории»
Участвует вся команда. Для ответов в форме тестирования отводится 10 минут. Конкурс проводится по темам:
1.Основные типы вооружения СССР и Германии в период Великой Отечественной войны.
2. Сталинградская битва (военачальники, основные события, герои и их подвиги, войсковые соединения).
3. Крупнейшие сражения из военной истории России XIII – XX веков: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Гангутское сражение, Бородинская битва, Крымская война, русско-японская война, Первая мировая война, Великая Отечественная война.
Санитарная подготовка
В конкурсе участвует вся команда. Участники должны показать теоретические знания в области оказания первой медицинской помощи пострадавшим при травмах и ранениях, ожогах, перегреве, отравлении ОВ, клинической смерти и др., а также продемонстрировать практические умения: переноска пострадавших, временная остановка наружного кровотечения, обработка ран с наложением асептической повязки, выполнение транспортной иммобилизации при переломах конечностей, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, одевание противогаза на пострадавшего.
1 этап: команде будет предложена ситуационная задача, в решение которой необходимо составить алгоритм оказания первой медицинской помощи в конкретной ситуации с перечислением необходимых действий.
2 этап: демонстрация практических навыков в выполнении манипуляций, перечисленных выше.
3 этап: транспортировка раненого на одеяле. Фиксируется время выполнения задания. Неправильный ответ – 1 балл – штраф - 5 сек.
«Защита». Участвует 3 человека. Каждому участнику необходимо надеть
противогаз.
Надевание противогаза. Участвует 3 человека. После доклада командира судье о готовности подается команда «ГАЗЫ!». Юнармейцы надевают противогазы. Время отсчитывается от подачи команды до надевания противогаза последним членом команды. Штрафные баллы: 1 балл = 1 сек.
Основы военной службы
. В конкурсе принимает участие вся команда. Конкурс проводится в виде тестов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Примерное содержание вопросов конкурса:
- государственная и военная символика;
- Вооруженные Силы РФ (предназначение и структура ВС РФ, виды ВС, рода войск,и др.);
- воинские звания, знаки различия.
Соревнования:
неполная разборка АКМ, сборка после неполной разборки

Участвуют 3 человека. Каждый участник команды на время производит: разборку и сборку на время. Выполнение упражнения производится на оружии, предоставленном организаторами.
«Сильные, ловкие»
5-11 классы:
Юноши и девушки: комплексное упражнение (отжимание на количество раз за 30 сек, без перерыва поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой - всего времени – 1 мин)
«Меткий стрелок». Соревнования «Меткий стрелок» Могут быть проведены
накануне дня проведения основных конкурсов «Солдат удачи» или в этот же день. Участвуют 2 юношей и 1 девушка, в том числе командир. Юнармейцы выполняют упражнение по стрельбе из пневматической винтовки с открытым прицелом из положения лежа. Количество пулек на одного человека – 5 зачетных. Расстояние до мишени 8 метров, мишень – 8. Стрельба ведется из оружия, предоставленного организаторами. Оценка ведется по количеству выбитых очков.
После прохождения выше перечисленных конкурсов и соревнований, участники собираются в актовом зале и 8-11 классы формируются в две армии, состав каждой примерно по 40-50 человек (Синие и Красные).
Ориентирование на местности (на территории поселка)
5-7 классы: Игра «Охота на лис».
10 участников каждого класса – «лисы», используя естественные укрытия, прячутся на территории поселка. Остальные участники, имея карту поселка (Приложение 3),
должны найти «лис» и отметить их положение на топографической карте поселка ( живые «лисы» могут быть заменены картинками лис, которые заранее спрятали помощники). Расположение «лис» по квадратам может быть у найденных «лис» или написано на обратной стороне картинок. А может и не быть. При этом, найти надо чужих «лис»: 5-му классу – «лис» 6-го класса; 6-му классу – «лис» 7 класса; 7-му классу – «лис» 5 класса. «Лисам» запрещено забираться на деревья и прятаться в подъездах. Время игры ограничено одним часом, после этого поиск «лис» прекращается. Выигрывает команда, нашедшая больше «лис» за отведенное время.
8-11 классы: Боевые действия игры «Солдат Удачи».
I этап – Ориентирование на местности - Боевая задача – доставить в свой штаб пакет с донесением (Приложение 2), пройдя всем личным составом через 3 КПП, выполняя определенные задания. Время ограничено 30 мин.
II этап – Захват флага - Боевая задача – обнаружить местоположение штаба соперника, захватить чужой флаг, доставить в свой штаб и удерживать некоторое время. Время военных действий ограничено часом. Участники имеют по два погона своего цвета (пришитые 2-3 стежками к плечам на верхней одежде). При срывании обоих погон игрок считается «мертвым» и не может участвовать в боевой операции. За невыполнение – «армия» наказывается штрафными баллами. «Раненые» и «мертвые» должны вернуться в свой штаб для учета и находиться там до особого распоряжения. В сопровождении есть независимые наблюдатели.
Общий сбор по истечении времени в генеральном штабе (актовом зале), объявление результатов и награждение победителей. По окончании - полевой обед для участников – 13.30 час.

Приложение 1
Маршрутный лист 1-4 классов «Зарничка» (примерный и для 5-11 кл)
Класс _________ Название команды _________________________

Название этапа
Номер прохождения этапа
Итоги участия
Название этапа
Номер прохождения этапа
Итоги участия

Смотр строя и песни


«Сильные, ловкие»



«Ратные страницы истории»


Неполная разборка и сборка АКМ



Санитарная подготовка


«Защита»



Итого





Приложение 2
Пакеты
КПП 1 ул. Котовского, 14 КПП 1 ул. Котовского,9
Задание: Найти пакет Задание: Найти пакет
КПП 2 ул. Гайдара, 13 КПП 2 ул. Котовского,23А
Задание: Преодолеть полосу препятствий Задание: Преодолеть «Минное поле»
всей командой как можно быстрее. след в след всей командой по снегу
КПП 3 ул. Мячина, 8 КПП 3 ул. Котовского, 30
Задание: Преодолеть «Минное поле» Задание: Преодолеть полосу препятствий
след в след всей командой по снегу всей командой как можно быстрее





Приложение 3

A B C D I F

1


2


3


4


5


6








13PAGE 15


13PAGE 141015






http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti- zhiznedeyatelnosti/library/2013/11/17/sredstva-individualnoy-zashchityhttp://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti- zhiznedeyatelnosti/library/2013/11/17/sredstva-individualnoy-zashchity Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315