Реферат на тему Менеджмент в физической культуре и спорте


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Менеджмент физической культуры и спорта»
По теме:
«Менеджмент в физической культуре и спорте»
Исполнитель:
Уванзай Айлана Александровна
Москва 2016 год
Содержание
Введение с. 3
Характеристика менеджмента в сфере физической культуры
и спорта с. 4
Функции и принципы спортивного менеджмента с. 5
Методы менеджмента в сфере физической культуры
и спорта с. 12
Заключение с. 18
Список литературы с. 19
Введение
По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся вес более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации.
В настоящее время миллионы люден во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнасткой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий.
Социально-экономические изменения в российском обществе вызывают необходимость осмысления и широкого изучения вопросов организации и управления в сфере физической культуры и спорта на основе использования опыта, теории и практики менеджмента.
Менеджмент – это особая управленческая технология, необходимая организациям любого типа в условиях быстро меняющейся среды и представляющая собой систему гибкого, предприимчивого управления, способную своевременно перестраиваться, реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные блага.
Целью данной работы является изучение и описание менеджмента в физической культуре и спорте, его функций, принципов и методов.
Характеристика менеджмента в физической культуре и спорте
Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Таким образом, конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности фирмы путём рациональной организации производственного процесса.
В последнее десятилетие в сфере физической культуры и спорта, рекреации и туризма радикальным образом изменились условия работы - появились новые виды этой деятельности, новые базы, оборудование, инвентарь, технологии. Спортивные и, особенно туристские организации, стремящиеся выжить и успешно действовать в условиях жёсткой конкуренции, в настоящее время всё больше внимания уделяют профессиональной подготовке персонала и особое внимание профессиональной подготовке специалистов спортивного менеджмента.
Спортивный менеджмент – молодая, но быстро и неравномерно развивающаяся область научно-практических знаний. Как показывают исследования (В.У. Агеевец, В.А. Черепов, 1995), спортивный менеджмент занимает первое место по практической значимости для современных руководителей – организаторов спорта: руководителей спортивных организаций, клубов и обществ, начальников спортивных команд, тренеров сборных команд, руководителей учебных заведений в спорте, директоров спортивных сооружений и других. Подготовка высококвалифицированных спортивных менеджеров играет, в связи с отмеченным, исключительно важную роль. Эффективное функционирование различных физкультурно-спортивных организаций требует притока в них молодых специалистов, овладевших знаниями в области культуры управленческой деятельности.
Функции и принципы спортивного менеджмента
Главное, что осуществляет менеджмент - это не управление предметами, а управление организацией и техникой работы людей согласно принципам и программам маркетинга.
Зарубежные специалисты по спортивному менеджменту считают, что ему присущи четыре основные функции:
- планирование;
- организация;
- руководство;
- анализ.
Планирование определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, оно даёт ответы на вопросы: Что делать? Как делать?
Организация устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. В отличие от планирования, организация, в основном, должна дать ответ на вопрос: Кто будет делать?
Руководство представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.
Функция руководства - наиболее сложная из всех функций менеджера. Это связано с тем, что менеджер должен знать нужды и склонности работников; средства, повышающие и снижающие мотивацию; должен направлять свои усилия на установление взаимодействия между работниками или между менеджерами различных уровней.
Анализ связывает положение организации в целом, её подразделений и отдельных работников с качеством выполнения работы по её конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании и, таким образом, устанавливается обратная связь между целью и уровнем ее реализации.
Рассмотрим реализацию основных функций менеджмента на примере управления спортивно - оздоровительной работой:
1. Планирование - направлено на четкое и целенаправленное проведение спортивно-оздоровительной работы. Основное требование – мобильность планирования, то есть соответствие форм и методов организации активного отдыха духу времени.
2. Организация – обеспечивает создание единой организационной структуры.
3. Координирование - необходимо для взаимосвязи и взаимодействие различных организаций, занимающихся вопросами массовой физической культуры, необходимые для наиболее эффективного обмена и использования передового опыта.
4. Финансирование - преследует цель создания материальных фондов для развития массовой физической культуры, реконструкции и использования с максимальной отдачей устаревших спортивных сооружений.
5. Подготовка кадров - носит целенаправленный характер, учитывает специфику работы с населением.
Для оценки уровня спортивно-оздоровительной работы применяется система, предусматривающая:
а) оценку уровня проведения занятий (с помощью наблюдений, анализа обзоров и отчетов);
б) оценку реализации поставленных целей и задач (посредством анкетирования с занимающимися физической культурой и спортом);
в) разработку планов занятий (на основе данных двух первых этапов оценки составляется конкретный план работы, включающий сетку занятий, проект финансирования, требования к спортивным сооружениям и т.п.).
В систему управления спортивно - оздоровительной работой населения входит также широкая пропаганда массовой физической культуры.
Известно, что организации разительно отличаются друг от друга по размерам, структуре, выпускаемой продукции или предоставляемым услугам и др. В связи с этим возникает вопрос: возможны ли единые подходы к их управлению? Ответ на этот вопрос может быть дан утвердительный. В любой организации менеджмент выполняет одни и те же функции: планирование, организация, руководство и анализ, которые универсальны, вне зависимости от специфических особенностей организаций.
Современный спортивный менеджмент осуществляется на основе четырех принципов, позволяющих:
- улучшать взаимоотношения между сотрудниками для повышения эффективности результатов работы;
- выявлять потребности работников и изыскивать возможности их удовлетворения;
- оказывать влияние на членов организации и привлекать их к решению задач, стоящих перед организацией;
- использовать особенности традиций страны, ее истории и культуры, применяя их в модернизированной системе управления.
Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.
Механизма менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную реализацию целей ФСО, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.
Принципы менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.
К основным принципам менеджмента в физической культуре и спорте можно отнести следующие:
принцип демократического централизма, закрепленный в конституционном положении о том, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и проявляющийся в сочетании централизованного управления отраслью со стороны федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и самостоятельности в управлении отраслью со стороны соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и т.д.;
принцип научности, заключающийся в необходимости построения всей системы менеджмента (управления) на новейших научных данных, характеризующих закономерности и объективные тенденции развития физической культуры и спорта и т.п., использования индивидуального (персонифицированного) подхода к каждому объекту воздействия, осуществления критической оценки эффективности принимаемых решений, применения современных средств и методов обработки управленческой информации, организационной техники и др.;
принцип плановости, означающий установление на определенный период направлений, темпов и пропорций развития физической культуры и спорта, физкультурно-спортивной организации и т. п. Наиболее характерными проявлениями этого принципа являются плановое финансирование физической культуры и спорта из бюджетов различных уровней, в первую очередь с использованием ведомственной классификации, построение деятельности физкультурно-спортивной организации на основе бизнес-плана и иных видов планов и др.;
принцип иерархичности, подразумевающий наличие различных взаимосвязанных уровней управления физической культурой и спортом (федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации, местный -- районный, городской -- уровень) и менеджмента физкультурно-спортивной организацией (менеджеры высшего, среднего и первичного уровней);
принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т.п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Урожай», «Юность России» и т.п.), так и по территориальному (физкультурно-спортивный клуб по месту жительства и т. п.) принципу;
принцип экономичности и эффективности, предполагающий возможно большую экономию сил и наиболее производительное применение труда. С точки зрения теории в менеджменте (управлении) данный принцип не в последнюю очередь ориентирован на сокращение численности административно-управленческого аппарата. Названный принцип проявляется и в так называемой норме управляемости: большинство специалистов придерживаются мнения, что контроль руководителя над исполнителями будет достаточно эффективным, если численность последних не превышает 10-12 человек;
принцип ответственности, означающий в первую очередь обязательное установление прав, обязанностей и ответственности подразделений физкультурно-спортивной организации, их руководителей и сотрудников в форме различных нормативно-правовых документов (положений, должностных инструкций, приказов, распоряжений и т.п.). В настоящее время все большее внимание уделяется использованию этого принципа применительно к так называемой социальной ответственности, т.е. ответственности бизнеса перед социумом, реализуемой, например, в форме спонсорской поддержки развития физической культуры и спорта и т.д. Принцип ответственности на практике тесно связан с делегированием полномочий, когда руководитель передает часть своих прав, обязанностей и ответственности компетентным подчиненным, а также с так называемым «принципом первого руководителя», подразумевающим обязательность непосредственного участия первого руководителя в подготовке принципиально важных для деятельности организации документов и их реализации (например, в разработке и реализации бизнес-плана и т.п.);
принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что «всякая крайность (либо моральное, либо материальное стимулирование) есть признак ограниченности». Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли «физическая культура и спорт» является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций государственных наград (моральное стимулирование в виде признания со стороны общества заслуг конкретного работника), которое предполагает надбавку к заработной плате (материальное стимулирование труда конкретного работника), и др.
Современный спортивный менеджмент, осуществляемый на основе принципов, позволяет:
- улучшать взаимоотношения между сотрудниками для повышения эффективности результатов работы;
- выявлять потребности работников и изыскивать возможности их удовлетворения;
- оказывать влияние на членов организации и привлекать их к решению задач, стоящих перед организацией;
- использовать особенности традиций страны, ее истории и культуры, применяя их в модернизированной системе управления.
На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции менеджмента в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов.
Методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта
Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма. Механизма менеджмента в физической культуре и спорте (ФКиС) представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную реализацию целей ФСО, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей, производимых ими социально-культурных услуг.
Методы менеджмента в ФКиС представляют собой конкретные способы воздействия субъекта на объект (органа управления на физкультурно-спортивную организацию, руководителя физкультурно-спортивной организации на ее сотрудников и т.п.).
Методы менеджмента в физической культуре и спорте классифицируют по различным основаниям. В их совокупности выделяют методы прямого (достижение непосредственного результата) и косвенного (создание условий для достижения результата) воздействия; формального (авторитарный стиль руководства) и неформального (демократический стиль руководства) воздействия и т.д.
Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента имеет классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками физкультурно-спортивной организации в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организационные, экономические и социально-психологические.
Организационные методы менеджмента в ФКиС базируются на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов менеджмента обычно выделяют следующие группы.
Методы организационно-стабилизирующего воздействия применяются для создания организационной основы совместной работы и заключаются в распределении функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления порядка деловых взаимоотношений и т.д. Эта группа методов включает:
- регламентирование (четкое закрепление функций за организацией, ее руководителем, подразделением, исполнителем и т.п.);
- нормирование (определение допустимых границ деятельности и установление нормативов труда);
- инструктирование (ознакомление исполнителя с различными факторами и обстоятельствами выполнения определенных работ в форме объяснения, совета, предостережения, разъяснения и т.п.).
2. Методы распределительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.п.
3. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для ликвидации отклонений в деятельности, для обеспечения четкого и своевременного выполнения установленных обязанностей. За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей к работнику ФСО могут быть применены: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, штрафные санкции.
4. В качестве специфических разновидностей организационных методов рассматриваются административные методы и методы правового регулирования, которые по своей природе характерны в первую очередь для управления ФКиС.
Административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях:
- одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило прямо подчиненные ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет;
- одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) обладает правом рассматривать заявления, жалобы другой стороны взаимоотношений (граждан) и удовлетворять их законные интересы;
- одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (гражданами) и т.д.
Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения.
Различают два основных способа правового регулирования - авторитарный и автономный.
Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности.
Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их. Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в элементы авторитарного и автономного способов.
5. Социально-психологические методы менеджмента в ФКиС используются для воздействия на социально-психологические отношения людей и потому в наибольшей степени характерны для менеджмента ФСО. Специфика этих методов связана с применением разнообразных неформальных факторов, интересов личности, группы, трудового коллектива. К их числу относят:
- формирование трудовых коллективов с учетом социально психологических характеристик людей (способностей, темперамента, черт характера и т.п.), что создает благоприятные условия для совместной деятельности и социального развития ФСО;
- социальное нормирование поведения, в том числе путем поддержания традиций ФСО и т.п.;
- социальное регулирование, связанное с учетом реального взаимодействия социальных интересов, их единства и разнообразия;
- социальное стимулирование за счет создания обстановки социально-психологической заинтересованности в достижении целей деятельности ФСО (повышение квалификации, культурный рост сотрудников, творческое отношение к труду и т.п.);
- удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, в том числе обеспечение возможностей для проведения досуга, предоставление жилья и т.п. благ;
- создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата совместной работы за счет морального стимулирования социальной активности, требовательности, взаимоподдержки и помощи и др.
6. Экономические методы менеджмента в ФКиС предназначаются для воздействия на экономические отношения. Их спектр весьма широк и многообразен, поэтому часть экономических методов используется по преимуществу в целях управления ФКиС как отраслью (бюджетное финансирование, капитальные вложения, дотации и др.), а другая часть - в целях менеджмента ФСО (кооперирование средств, амортизационные отчисления, налогообложение, материальное стимулирование и др.). Среди экономических методов управления, которые могут находить применение в сфере ФКиС, можно выделить следующие:
1. Методы экономического воздействия.
2. Централизованный плановый метод.
3. Метод кредитования.
4. Метод хозяйственного расчета.
Методы экономического воздействия направлены на реализацию объективных экономических интересов. Материальное воздействие здесь выступает в 3-х формах: общественной; коллективной; индивидуальной.
К общественной форме в первую очередь относятся моральные стимулы.
Методы экономического воздействия на коллективные и индивидуальные интересы могут иметь как положительную направленность (материальное стимулирование), так и отрицательную (материальные санкции). К материальному стимулированию относятся: премия, заработная плата и др. К материальным санкциям относятся: штрафы, лишение премий, прекращение финансирования и др. Методы экономического воздействия находят широкое применение при переходе на контрактную систему работы в нашей сфере.
Централизованный плановый метод позволяет:
- определить направления и цели развития видов спорта по регионам;
- правильно распределить трудовые и финансовые ресурсы;
- внедрить достижения научно-технического прогресса;
- контролировать проведение и выполнение плановых заданий.
Характерная особенность этого метода - директивность, то есть обязательность выполнения установленных показателей и нормативов (Госзаказ), поэтому этот метод иногда путают с административным.
Метод кредитования. Кредит - крупнейший источник формирования средств. Применение кредитования в качестве экономического метода управления предполагает централизованное установление условий в заёмных средствах. Этот экономический метод управления в сфере ФКиС используется очень редко (до 20%).
Хозяйственный расчет (наиболее эффективный) - это экономический метод управления, обеспечивающий определенную хозяйственную самостоятельность спортивных организаций при условии выполнения плана. Он определяет обязательную самоокупаемость, рентабельность, взаимосвязь итогов деятельности с материальным поощрением.
Существуют 3 модели хозрасчёта.
Первые две модели получили свое название от двух форм оплаты труда: фонд заработной платы включается в хозрасчётный доход и таким образом он гарантируется, а фонд материального поощрения образуется из остаточной прибыли; на заработную плату идет остаток выручки - после вычета материальных затрат, расчета с бюджетом и вышестоящими организациями, после выплаты процентов по кредитам, образования фондов социального развития.
Третья модель - это аренда. Она является наиболее перспективной моделью хозрасчета. Аренда позволяет достигнуть более высокого уровня самостоятельности. Оплата труда здесь производится после конечного результата, а также выплаты всех платежей. Эта модель хозрасчета включает в себя три вида аренды:
- аренду имущества (организации, спортсооружения);
- внутрихозяйственную аренду (арендный подряд);
- семейную или индивидуальную аренду.
Регламентируются отношения арендодателя с арендатором договором аренды. При первой и второй формах хозрасчета все фонды экономического стимулирования строго нормируются. При использовании третьей модели хозрасчета предоставляется право самостоятельно определять размеры фондов развития производства и социального развития.
Заключение
Физическая культура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям. Вместе с тем физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества: на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, па внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.
Всё возрастающее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, появление и развитие индустрии спорта - это наиболее яркие и очевидные признаки того, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах и экономистах. Именно «управленцы» высокого класса могут рационально вести финансово-хозяйственную деятельность в спортивной организации, ведя её к вершинам успеха.
Менеджмент в спорте - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих. Поэтому образование в сфере спорта становиться как никогда актуальным.
Список использованной литературы
Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / М.И.Золотов, В.В.Кузин, М.Е. Кутепов и др. - М.: Академия, 2004. - 432 с.
Зубарев Ю.А. Лекции по дисциплине «Менеджмент ФКиС» Ю.А. Зубарев. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 322 с.
http://otherreferats.allbest.ru/management/00197224_0.html