Урок с использованием цифровой лаборатории


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « ПРО ВОДУ»
Ф.И.О. учителя: Шкорупинская Ольга Владимировна МБОУ "Школа №25"
Класс: 2а
Дата: 24.10.2013г.
Предмет: окружающий мир
Место и роль урока в изучаемой теме: урок комбинированный
Тема: Про воду.
Цели урока: дать понятие вещества «Вода», познакомить со свойствами воды, приобретение опыта работы с цифровыми измерительными приборами.
Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД: формирование у учащихся умений измерять, выдвигать гипотезы; овладение логическими действиями сравнения, сопоставления; использование таблиц для фиксирования и обобщения полученных данных; освоение способов решения проблем поискового характера. Формирование мотивации младших школьников к познанию природы.
Оборудование: регистратор данных DL80, датчик температуры, ноутбуки, четыре стакана, горячая вода, холодная вода, термос, лед, молоко, индивидуальные таблицы, документ-камера.Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяЛичностные УУД
Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляе-мые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Организует ситуацию для оценки прогнозирования предстоящей деятельности на уроке.
Включает детей в практическую деятельность
- Сегодня мы получим ответы на многие вопросы, будем выдвигать гипотезы, искать верные ответы опытным и экспериментальным путем. Слушают учителя Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Принимают и сохраняют цель. Целеполагание Самоопределение
II Основной.
1.Постановка
проблемы.
Организует ситуацию формулирования проблемы , направляет учащихся на выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Организует ситуацию формулирования цели и темы для изучения. Фиксирует учебную задачу.
Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов, позволяющих найти нужное правило.
Организует деятельность по построению алгоритма и его подтверждение правилом из учебника.
-Предметом исследования на нашем уроке сегодня будет вещество, самое распространенное на планете и самое ценное, оно есть везде, без него невозможна жизнь, оно относится к неживой природе…
-Кто догадался, о каком веществе идет речь?
(1-11слайды)
-Что бы вы дополнили для доказательства утверждения, что вода есть везде? Попробуйте продолжить предложение: Вода есть везде, даже….
-К концу урока мы попробуем закончить рисовать портрет этого вещества.
-Перед вами вопросы, на которые вам предстоит ответить на уроке.
Прочитайте вопросы, отметьте те из них, на которые, по-вашему, вы знаете полный ответ красным карандашом, частично можете ответить – зеленым, и если затрудняетесь – оставьте нетронутыми.
Дети высказывают предположе-
ние о теме урока.
Устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, дополняют высказывания.
Отвечают
…..(в воздухе, в человеке, в растениях, в сухих семечках…)
Отвечают на вопросы
Формулирова-ние проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков. Моделирование, решение проблемы, построение логической цепи действий и рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Участвуют в обсуждении предмета исследования во фронтальном режиме. Озвучивают последователь-ность высказывания Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Осуществляют самоконтроль и контроль в ходе заслушивания плана достижения цели осуществляют самоконтроль и контроль ответов детей, по мере необходимости исправляют, уточняют, дополняют ответы. Планирование деятельности.
Принимать (ставить) учебно-познаватель-ную задачу и сохранять её до конца учебных действий при изучении состава и свойств воды, в значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы Чувство прекрасного на основе знакомства с природой при изучении состава и свойств воды и воздуха, взаимосвязи, взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении состава и свойств воды и воздуха.
2.Решение проблемы-
открытие
новых знаний
(решение учебной задачи).
Организует работу по изучению свойств воды с презентацией
Согласно толковому словарю, основной — это «наиболее важный, главный, самый существенный». Получается, что когда нужно перечислить основные св-ва воды, имеются в виду те, которые важны для всех живых существ.
-Я буду показывать вам опыты, а вы комментируете, демонстрацией какого свойства воды они являются.
Переливаю воду из стакана в стакан
(текучесть)
Вода – молоко (прозрачность)
Попробуйте (без вкуса). Когда человек использует это свойство воды? (для приготовления пищи)
Понюхайте (без запаха)
Растворяю сахар (растворитель). Все ли вещества растворяются в воде?
Растворяется ли в воде воздух? (Вспомните,что вы наблюдаете, когда вода кипит?
Пузыри на поверхности и есть воздух, который при нагревании расширяется, становится легче и стремится вверх. Рыбы дышат воздухом.)Что произойдет, если забыть про кипящую воду? (испарится). Сформулируйте следующее св-во воды. (Вода может находиться в трех состояниях).
-Что легче лед или вода? (гипотезы детей) Как можно доказать? (положить лед в воду).
Провожу опыт: опускаю лед в воду. Вывод делают дети.
- Когда вода замерзает, то она превращается в лёд. Но это не основополагающее свойство воды. По сути, что угодно жидкое при замерзании превращается в лёд. Намного важнее другое свойство воды: лёд оказывается ЛЕГЧЕ воды.
Благодаря этому основному свойству воды мы все живы — потому что иначе, если бы лёд был тяжелее воды, то он во время зимы опускался на дно рек и озёр, образовывался новый лёд, снова опускался на дно — и так далее, пока водоёмы не промёрзли бы до самого дна. Естественно, рыба и прочие живые существа в таких условиях жить бы не смогли.
-Давайте обобщим наши знания о воде и дополним портрет. (Дети перечисляют свойства воды, дополняя рассказ: вещество, самое распространенное на планете и самое ценное, оно есть везде, без него невозможна жизнь, оно относится к неживой природе, текуче, прозрачное, без вкуса, без запаха, растворитель, может находиться в трех состояниях).
( 12-22 слайды)
-Возьмите листочки с вопросами, отредактируйте их (отметить красным цветом вопросы, ответы на которые уже получили). Ищут информацию в словаре
Учащиеся наблюдают опыты
Самостоятельно, под руководством учителя работают над формулированием выводов Умение использовать способ поиска информации
Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий при изучении состава и свойств воды и воздуха, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы.
Участвуют в обсуждении содержания текста во фронтальном режиме. Озвучивают выводы. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению, учитывать другие мнения Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания Осуществлять пошаговый контроль по результату Позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с составом и свойствами воды и воздуха.
Физкультминутка III ЭТАП:
Творческий.
1.Первичное
закрепление Самостоятельная работа Организует работу по изучению свойств воды. Организует проведение исследований и опытов.
-Чтобы продолжить разговор о самом уникальном веществе на планете – воде, давайте вспомним, с помощью чего человек познает мир, что является для него источником информации о мире? (органы чувств).
-Назовите некоторые из них и скажите, какую информацию мы получаем с их помощью. ( Всего у человека шесть органов чувств: глаз, ухо, язык, нос, кожа, вестибулярный аппарат). Эти замечательные помощники позволяют сравнивать различные характеристики предметов.
Например, мы можем «на глаз» определить, какой предмет больше, а какой меньше (два кубика разной величины); сравнивать вес разных предметов, «взвешивая» их в руках (два одинаковых по размеру мешочка разные по весу)…
-Зачем в таком случае нужны измерительные приборы?
-Наши органы чувств, к сожалению, иногда нас подводят, возникают так называемые «зрительные иллюзии» (иллюзия – обман)
(задание «Зрительные иллюзии»- сначала на глаз определить соотношение размеров изображенных объектов, а затем измерить их линейкой)
- Как вы думаете, можно ли измерить температуру воды «на глаз»? Почему это сложно сделать? Предложите свои способы измерения температуры воды.
Чтобы решить данную проблему я предлагаю вам ненадолго стать учениками Аристотеля и проделать следующий опыт.
(Потребуется четыре пронумерованных стакана. В первом стакане холодная вода (15ᵒ С), в четвертом - горячая (40ᵒ С). Второй и третий стаканы с теплой водой одинаковой температуры (25ᵒ С).
Первый ученик одновременно погружает на 10-20 секунд палец одной руки в первый стакан, а палец другой руки – в четвертый стакан. Затем быстро переносит пальцы во второй и третий стаканы соответственно.
-Опиши свои ощущения и выскажи свои предположения о соотношении температур в стаканах №2 и №3.
Второй ученик сразу опускает пальцы в стаканы №2 и №3.
-Прокомментируй свои ощущения. (Вода в обоих стаканах одинаковой температуры.)
- Предложите свои гипотезы, объясняющие, на ваш взгляд, различия в восприятии.
(Еще одна пара учеников проделывает этот опыт.)
- Мы пришли к мысли о необходимости научиться получать объективную информацию о состоянии вещества, поскольку органы чувств могут «обманывать». В получении такой информации нам и помогают измерительные приборы. Теперь каждая группа получает по одному стакану и с помощью регистратора данных и датчика температуры измеряет температуру воды в стаканах. (Четвертая группа работает с компьютером учителя и выводит свои результаты на экран). Результаты измерений заносим в таблицу, которая есть у каждого.
(Документ-камера) - вывожу таблицу с результатами. Вывод: температура воды во 2 и 3 стаканах одинаковая.
- Ответьте теперь на вопрос: «Можно ли правильно измерить какую-либо величину «на глаз»? Работают группах, проводят исследования
Определяют средства достижения цели, алгоритм действий. Овладение логическими действиями, сравнением и анализом.
Формирование умения работать с ИКТ, лабораторными инструментами Участвуют в обсуждении предмета исследования во фронтальном режиме. Озвучивают последователь-ность высказывания Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Осуществлять самоконтроль выполнения задания Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата. IV.Систематизация знаний, полученных на уроке.
Рефлексия (прием синквейн) Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы
Давайте еще раз обратимся к портрету, который у нас получился на уроке:
- Возьмите свои листочки с вопросами и еще раз отредактируйте их. На все ли вопросы, которые мы ставили в начале урока, вы сегодня получили ответы? Может быть у вас появились новые вопросы? Как человек может использовать свои знания о воде?
(Документ-камера)
Попробуем составить синквейн о воде:
Тема (вода)
Два прилагательных (ценное, уникальное)
Три глагола (течет, растворяет, превращается)
Фраза, выражающая основную мысль
( Вода – источник жизни на земле)
Синоним теме (влага, жизнь)
Осуществляют оценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение Делают выводы, подводят итоги работы Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Понимать ответы обучающихсяПрослушивают ответы, участвуют в рефлексии Осуществлять итоговый контроль по результату