Постановка и автоматизация звука Л в условиях школьного логопункта

Постановка и автоматизация звука Л в условиях школьного логопункта.


Поступление ребёнка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого ребенка, так и его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушениями звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие.
Формирование произносительных умений и навыков.
Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки артикуляционных навыков, путём использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).
Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности:
Постановка звука;
Автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);
Автоматизация навыка произношения звука в ловах;
Автоматизация навыка произношения в предложениях;
Дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;
Автоматизация звука в разговорной речи.
При постановке правильного произношения звука пользуются тремя основными способами.
Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно- вибрационным и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание.
При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий.
В практике применяются разнообразные пособия. Начиная с простой полоски бумаги, отклоняющейся под действием струи выдыхаемого воздуха. В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизвести отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике.
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, воспроизведения требуемой артикуляции.
Третий способ - смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служат для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.
Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения, для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которыми проводится работа.
Учитывая возрастные особенности детей, широко применяются игровые приемы.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения. Чтобы детям не надоела однообразное выполнение упражнений используются сказки про веселого язычка и дети с интересом их выполняют. Можно использовать карточки с картинками.
Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки, или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок. (Наверное, не стоит напоминать, что Ваши руки должны быть тщательно вымыты).
Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры «Мозаика», «Конструктор» и т.д. , выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики имеет значение не только для выработки правильного произношения звуков, оно является этапом в развитии у детей обобщенных представлений о звуке, так как приучает их сознательно выделять звукообразующие элементы.
Однако понимание смыслоразличительного значения каждого отдельного звука и правильное использование в письме соответствующей буквы достигается на известном уровне развития звукового анализа, т.е., когда дети научатся различать данный звук и его место в целостном звуковом комплексе – в слоге или слове.
Коррекция произношения (постановка звука и введение его в устную речь) проводится одновременно с развитием звукового анализа . уже в период постановки звука полезно дать учащимся в качестве зрительной опоры соответствующую букву. На данном этапе обучения буква будет выступать не столько в качестве элемента грамоты или письма, сколько в качестве зрительного подкрепления связей между акустическими и артикуляционными признаками звука. Буква как составная часть письма, будет выступать тогда, когда учащиеся научатся различать и выделять соответствующий звук в словах, т.е. когда образуется обобщенные представления о звуке. Одновременно с постановкой звука ведутся подготовительные упражнения по звуковому анализу и синтезу. Речевыми материалом для этих упражнений служат слова и предложения, звуковой состав которых правильно произносится всеми детьми.
Для подготовительного периода правомерен также учет взаимодействия речедвигательного и зрительного анализа. Поэтому уже с самого начала необходимо приучать детей вслушиваться в произносимые звуки и слова, правильно их проговаривать и изучать элементы артикуляции с помощью тактильных ощущений и зрительного восприятия. Это имеет значение не только для сознательного усвоения акустических и артикуляционных свойств отдельного звука, но и для развития у детей направленности на звуковую сторону речи в целом.
Чтобы достичь более прочных результатов в различении звукового состава слов, научит детей лучше наблюдать и сравнивать, целесообразно начинать с самых элементарных форм звукового анализа. Например, можно предложить ученикам повторить или прочитать ряд из двух-трех прямых слогов и затем последовательно или вразбивку назвать в этих слогах звуки. Полезно приучить детей сравнивать звуковой состав слогов и слов, отличающихся друг от друга некоторыми элементами, например некоторыми отдельными звуками, находить в слогах и словах общие и различные звуки.
Во время такой работы учащийся многократно возвращается к разбору звукового состава всего слова. Но основное свое внимание сосредотачивает на выделение определенного звука, который подлежит артикуляционному и акустическому уточнению. Наступает момент, когда один из звуков учащиеся научатся правильно произносить изолированно и или в легких звуковых сочетаниях. Но общеизвестно, что умение произносить звук изолированно еще не означает, что дети смогут правильно и свободно пользоваться им. Необходимо определенное время для закрепления поставленного звука в различных видах речи.
Как для закрепления звука в устной речи, так и для развития звукового анализа следует подбирать такой речевой материал, который позволяет постепенно вводить новые трудности.

15