Организация научно — исследовательской деятельности в контексте уроков русского языка

Технологическая карта урока русского языка


Класс : 6
УМК А.Д.Шмелев
Тема урока « Типы речи в научном стиле»
Тип урока: урок развития речи
Обучающий компонент : учащиеся в конце урока должны:
Знать: типы речи в научном стиле, определять типы речи в текстах научного стиля
Уметь : обобщать , конкретизировать и отбирать нужный материал для раскрытия темы материала
Развивающий компонент осуществляется системой деятельностного подхода , развитие критического мышления, внимания, формирование УУД, развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление.
Воспитывающий компонент : воспитание интереса по предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, развитие навыков сотрудничества, работы в группах, в парах

Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода

Организационный















Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке
Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать такими слова:
« Слово подобно мешку, оно принимает форму того, что в него влагают...
Я предлагаю вам в разной форме рассказать об одном предмете. Вы напишите сочинение на тему « Береза» в разных типах речи . 1 ряд- тип речи описание, 2 ряд- тип речи повествование, 3 ряд -рассуждение, но все это в научном стиле. Это будет домашним заданием. Все ли вам понятно , как делать? Готовы ли к тому, чтобы успешно выполнить домашнее задание?
Приветствие учителя, письменных ,наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. В начале урока запись домашнего задания





Готовность к работе на уроке.
Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные

Актуализация знаний.
Мотивировать учащихся к учебной деятельности
Совместно сформулировать цели урока. Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме
-Обращая внимание на домашнее задание, определить тему урока
-Какие задачи должны решить , чтобы справиться с творческой работой?
Работают над формулировкой темы и над постановкой целей урока :
-Тема : типы речи в научном стиле. Задачи : узнать, какие типы речи используются в научном стиле; - научиться определять типы речи в текстах научного стиля
Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения.
Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания


Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися
Слайд 1. Задание 1. Вставьте вместо точек нужное понятие. В тетрадях запишите под номерами только эти слова:
1.. - законченное связное высказывание, которое состоит из нескольких предложений
2..- то, о чем говорится в тексте
3..- то, что говорится о предмете речи.
4..- часть текста, которая начинается с красной строки
5..- перечислите основные типы речи
Осуществляется самопроверка ( Слайд 2)( текст, тема, основная мысль, абзац, описание, повествование, рассуждение)
Задание №2. Прослушивание аудиотекстов. Нужно определить речи речи в текстах. Докажите принадлежность к типам речи
( упр.64- описание; гл.7 упр.11- рассуждение; гл1. Упр.100- повествование)
Задание 3. Упражнение 151 учебника. Знакомые схемы «рассыпались». Найдите части композиции каждого типа речи. Запишите схемы в том порядке, в котором они обычно представлены в текстах ( работа в парах_
Записывают слова-термины, отвечают на вопрос, почему необходимо знать эти понятия












Слушают внимательно тексты, определяют типы речи, объясняют, почему








Извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ


Работают в парах , составляют схемы , приводят примеры
Умение применять полученные знания













выполнение учебной деятельности

Изучение нового материала
Побуждение интереса к получению новой информации

- Для того чтобы вспомнить про стили речи обращение к упр. 150 ( Слайд 3)
- Как вы думаете, какие ещё типы речи могут использоваться в научном стиле?
- Для того чтобы мы смогли подтвердить свои предположения . Предлагается поработать над текстом учебной статьи стр.90
Определяют стиль текста ( научно-популярный), объясняют , почему? Приводят доказательства

Выдают свои предположения



Записывают в тетрадь : типы речи в научном стиле и находят ответ, для чего нужны эти типы речи в научном стиле?
Познавательные : осознанно строить сообщение , применять теорию на практике

Закрепление знаний и способ действий
Обеспечить закрепление знаний и способов действий.
Обеспечить в ходе осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов.
-Чтобы продолжить работу о новых открытиях предлагается самостоятельная работа упр. 153. Работа по рядам. Прочитать тексты, определить , к какому стилю относятся? Почему? Определить тип речи . Объяснить , почему?
Работа по составлению плана к тексту №3. ( повторение видов планов : тезисный, вопросный, назывной) Работа со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова- сравнительная работа со словарной статьей с выражением трын-трава
( выявление сходства и различий)
Работают по рядам, работа с текстами, определяют тип и стиль речи с доказательствами, делают вывод










Проводят сравнительную работу Отмечают, что в словаре у Даля много примеров с таким выражением, указывают, что выражение пишется слитно , а у Ожегова информация предложена самая основная
Развивать умение применять новые знания.
Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение

Итоги урока.
Рефлексия
Дать оценку работы класса и отдельных учащихся
- Как вы считаете, почему тип речи рассуждение стоит на первом месте в статье нашего учебника? Какой тип речи вы сегодня все использовали в течение всего урока? Почему?
И в заключении хочется спросить: понятно ли вам теперь , как написать творческую работу?
Отвечают на вопросы, доказательно объясняют : Потому что такой тип речи как рассуждение в научном стиле самый важный, и на уроке все использовали именно такой тип речи, так как пытались объяснить, почему
Рефлексивная оценка уч-ся
Уметь обосновать выбор оценки.


15