Статья Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в области здоровьесбережения с использованием цифровой лаборатории LabDisk в начальной школе

"Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в области здоровьесбережения с использованием цифровой лаборатории LabDisk в начальной школе"

Матяш Екатерина Николаевна,
учитель ГБОУ НОШ №611 СПБ
(слайд 1) Теоретическое обоснование использования «ЛабДиска»:
В новом образовательном стандарте подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащегося, в том числе направленной на освоение естественно-научных понятий. Выпускник начальной школы должен уметь проводить эксперименты с помощью учебного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы. Поэтому очень важно, если школа с самого начала может предложить ребёнку удобные инструменты, которые помогут ему измерять и анализировать всё то, что до этого он просто наблюдал, воспринимая на веру взрослые оценки и определения.
(слайд 2) Одной из инноваций, составляющей современные образовательные технологии в начальной школе, является использование цифровых лабораторий. В нашей школе имеется цифровая лаборатория Лабдиск. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно свободно перемещаться, не требуется действий по подключению и настройке датчиков, а измерения, запись их, просмотр показаний начинается после нажатия одной кнопки на корпусе. Цифровая лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР делает науку доступной для учащихся начальных классов. В программе содержит интересные факты по каждой научной теме. Помимо основных научных инструментов имеет многообразные ресурсы для изучения науки (счетчики, графический материал, таблицы, функции). Все материалы ЛабДиска разбиты на самостоятельные исследовательские модули. В каждом модуле собрано всё, что необходимо школьнику для выполнения исследовательского проекта.
В рамках научно-исследовательской деятельности, участники проектов сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы. Участвуя в исследовательской работе, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми.
Главная особенность – минимум действий, максимум информации и знаний. Полученные данные в ходе работы с цифровой лабораторией, учитель вместе с учащимися может сопровождать текстовыми комментариями, иллюстрациями, звуковым сопровождением, результаты можно экспортировать в редакторы Excel и Word.
Мы начинали в 1 классе с мини-исследований
«Почему нужно проветривать класс?» (на основе исследования температурного режима класса в течение учебного дня)
«Самые горячие ладошки» (замер температуры кожи),
«В чем не холодно зимой» (какой материал лучше сохраняет тепло)
А затем перешли к более серьезной исследовательской работе.
«Влияние естественной освещенности на нашу работоспособность осенью и зимой»
«Что я знаю о себе? Сердце-главный орган человека»
Я Вам расскажу об одном из исследований, которые мы проводили с учащимися (слайд 3) “ Как шум влияет на организм человека? ”
Ход работы:
1.Выделение и постановка проблемы
Актуальность проблемы: С каждым годом уровень окружающего нас шума увеличивается. Миллионы людей ежедневно подвергаются воздействию шума. Шум уже добрался до всех: лай собаки, грохот музыки из соседнего дома, крики детворы, катающейся с горки, неумолкающий магнитофон в машине – все эти звуки стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Под действием интенсивного шума снижается работоспособность, нарушается сердечный ритм, появляются головные боли, раздражительность и нервно-психические расстройства. Продолжительность жизни человека, по данным ученых, под воздействием сильного шума сокращается на 8-12 лет. Поэтому борьба с шумом - это борьба за здоровье людей. Своей исследовательской работой мы хотели привлечь внимание взрослых и детей к проблеме борьбы с шумом, попытаться отыскать пути ее решения, которые под силу всем нам.
(4 слайд) Цель исследовательской работы:
Изучить влияние шума, различного происхождения на здоровье человека.
(5 слайд) Задачи работы:
Накопить, изучить и обобщить материал о шуме и звуках природы, о влиянии их на организм человека;
Знакомство с мобильной научной лабораторией “ЛабДиск Гломир”;
Провести эксперименты по определению уровня шума в школе и на улицах нашего города;
Создать презентацию с использованием программы РоwerPoint;
Составить рекомендации по улучшению акустической обстановки.

2.Выдвижение гипотез
(6 слайд) Гипотеза:
Звуки природы действуют на организм человека успокаивающе, а шум раздражает.
(7 слайд) План работы:
Погружение в проект. Изучение теории.
Организация исследовательской деятельности: исследования с ЛабДиском и дневником наблюдений.
Осуществление деятельности, обсуждение результатов, выводов по проекту.
Защита проекта. Презентация.

(8 слайд) 3.Сбор материала
(2 группы учащихся): «Теоретики» и «Практики»
Класс разделен на группы: «теоретики» и «практики». Первые собирают теоретический материал о звуках, шуме, влияние шума на организм человека, вторые будут делать замеры уровня шума в школе, в парковой зоне и на улицах нашего города.
(слайд 9) Теория:
Сначала выяснили, что такое шум, его допустимый уровень и влияние на человека.
Слух всегда бодрствует, даже ночью, во сне. Он подвергается раздражению, так как не обладает никакими защитными приспособлениями. Шум нас раздражает: мешает работать, отдыхать, думать.
Но кто определит, когда шум вреден, а когда – нет? – Сам человек, поскольку ухо человека является «самым точным измерительным прибором». Человеческое ухо обладает чрезвычайно большим диапазоном чувствительности – от 20 дБ до 120 дБ.
Допустимый уровень шума – это уровень, который не вызывает у человека беспокойства.
(слайд 10) Здесь представлена реакция организма на длительное акустическое воздействие.
Источник шума, помещение
Уровень
шума,
дБ
Реакция организма на длительное акустическое воздействие

Листва, прибой
Средний шум в квартире, классе
20
40
Успокаивает
Гигиеническая норма

Шум внутри здания рядом с магистралью
Телевизор
Кричащий человек
Мотоцикл
60
70
80
90
Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль

Реактивный самолет
95
Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс, язвенная болезнь, гипертония

Плеер
Шум на дискотеке
114
175
Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте


(слайд 11) Затем узнали, как влияют звуки природы на человека
Природные звуки окружали человека с первых шагов жизни на Земле. Это были шум ветра и журчание воды, грохот камнепада и удары грома, пение птиц и крики зверей. Слух всегда был настроен на эти звуки. Они стали необходимой частью человеческой жизни и сохранили свое благотворное влияние на человека. Это влияние сохранилось до наших дней. Вот почему нам нравятся природные звуки и они никогда не утомляют нас.
(слайд 12) В настоящее время в санаториях по всему миру есть процедура лечения психических заболеваний с помощью различных звуков (например, шелест листьев, успокаивающая музыка, морской прибой).
Практика
Мы проанализировали собранную теоретическую информацию и приступили к практическим исследованиям:
Настройка ЛабДиска.
Проведение эксперимента.
Проверка гипотезы о влиянии звуков. Регистрация ГЗ и ЧСС - работа с «Лабдиск». Запись результатов, обобщение и анализ полученных данных.
Обобщение полученных данных:
Работа в исследовательских группах. Заполнение сводной таблицы по результатам исследований.
(слайд 13) Измерение уровня шума на улицах Зеленогорска (проспект Ленина)
(слайд 14) График измерения Вывод: при проезжающем транспорте уровень шума повышается, шумно
(слайд 15) Измерение уровня звука в школе на перемене.
(слайд 16) График измерения Вывод: постоянно нарушается допустимая норма, уровень шума вреден.
(слайд 17) Измерение сердцебиения учащегося во время перемены
Самое интересное то, что на графике можно отследить не только количество ударов в минуту в состоянии покоя и во время шумной перемены, но и определить время, в течение которого пульс приходит в норму.
(слайд 18) График измерения сердцебиения Вывод: сердцебиение учащается.
(слайд 19) Измерение уровня звука на территории школы
(слайд 20) График измерения Вывод: в основном шум находится на допустимом уровне, норма.
(слайд 21) После проведение практических исследований по измерению уровня шума, каждая группа заполнила таблицу (приложение 1), затем все данные были внесены в сводную таблицу.
(слайд 22) Мы узнали:
Шум плохо сказывается на здоровье человека.
Шумовое загрязнение является серьёзной современной проблемой.
От благоприятного звукового фона на перемене зависит наше самочувствие во время следующего урока.
Звуки природы обладают успокаивающим и расслабляющим действием.
(слайд 23) Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих. Для этого стоит всего лишь перестать слушать любимого исполнителя, включая его диск на полную мощность, выражать свои эмоции так громко, встретившись со старым другом или ругая нашкодившего ребенка, и поставить свою машину в гараж, а не с включенной сигнализацией под окно соседу. И тогда, возможно, выйдя на улицу, мы услышим пенье птиц и вопрос обращающегося к нам человека, а не грохот проезжающего грузовика.
(слайд 24) Рекомендации по улучшению акустической обстановки:
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. Поэтому, принимаясь за уроки, лучше не включать телевизор или магнитофон, а в перерыве между занятиями, двигаясь под ритмичную бодрую музыку, сбросить усталость. Шум во время сна оказывает еще более негативное действие, чем в часы бодрствования. Поэтому, укладываясь спать, позаботьтесь, чтобы в комнате было как можно тише.
(слайд 25) Перспективы:
исследование воздействия на человека музыки
исследовать, какие звуки природы наиболее благоприятны для восприятия
(слайд 26, сразу 27) Я привела один из примеров из опыта организации исследовательской деятельности учащихся в области здоровьесбережения с использованием цифровой лаборатории Лабдиск. Данная лаборатория дает широкие возможности по организации данной работы. А самое главное, что дети в процессе исследовательской деятельности понимают, что здоровье и его сохранение главная задача нашей жизни. Берегите здоровье!
15