«Применение технологии проектно- исследовательской деятельности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»




Факультет дополнительного образования



Кафедра методики естественнонаучного образования
и информационных технологий





Итоговая аттестационная работа
по теме «Применение технологии проектно- исследовательской деятельности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности»






Выполнил:
слушатель группы МИФ-1
учитель математики и информатики
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Отрадненская средняя школа»
Коннова Ирина Анатольевна





Ульяновск, 2017



Оглавление

Введениес.3

ГЛАВА I. Теоретические основы применения проектно-
исследовательской деятельности в процессе обученияс.6
1.1 Сущность метода проектно-исследовательской деятельности, его роль, значение и место в процессе обучения...с.6
1.2 Методика организации проектно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения.....с.11
ГЛАВА II. Внедрение проектно- исследовательской деятельности в
процессе обучения математики.....с.16
2.1.Организация проектной деятельности на примере проекта «Строительство дачи»....с.16
2.2.Анализ занятий кружка «Строительство дачи».....с.20
2.3. Результаты кружка, посвященного организации проектной
деятельности....с.26

Заключение..с.28
Список используемой литературыс.29




















Введение

Актуальность темы исследования. Новый стандарт основного общего образования ФГОС ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.
Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные исследовательские проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.
Метод исследовательских проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.
Актуальность выбранного мною направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.
Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении математике.
Цель исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации проектно- исследовательской деятельности и формированию опыта проектной деятельности учащихся.
Основными задачами в ходе написания данной работы являлись:
выявить особенности организации и требования к использованию проектно-исследовательской деятельности;
рассмотреть этапы работы над проектом;
проанализировать и описать результаты проведенной работы.
Объектом моего исследования является метод проекта, как один из методов обучения математики.
Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ педагогической и методической литературы;
теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки;
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектно-исследовательской деятельности школьников; представлены методические рекомендации проектной деятельности при изучении математики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектно-исследовательской деятельности и непосредственной реализации этой разработки; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.
Работа состоит из двух глав, оглавления, заключения и приложений. Первая глава направлена на раскрытие сущности проектно-исследовательской деятельности и метода проектов, как формы организации проектно- исследовательской деятельности, разработанность этих вопросов в методической и педагогической литературе.
Вторая глава содержит описание результатов работы в организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения математики и внеурочной деятельности.














ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Существует две точки зрения на связь проектно-исследовательской деятельности и метода проектов, так Г.В. Терехова говорит в своем докладе, что метод проектов и проектно-исследовательская деятельность – это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектно-исследовательская деятельность существуют в тесной связи друг с другом.
Мы будем рассматривать в неразрывной связи проектно-исследовательскую деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
1.1 Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения
В настоящее время перед такой школой стоят новые задачи. Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п. Н. Ю. Пахомова определяет проект, как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата деятельности.
Рязанова В.Н., Солопова Н.К. придерживаются определения, данного И.С. Сергеевым: проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. (Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта).
На сайте Интернет говориться, что формирование проектно- исследовательской деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При этом педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:












Схема 1. Педагогическая эффективность метода проектов
Под проектно-исследовательской деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Основной формой проектно-исследовательского обучения является метод проектов, которому в литературе даются различные определения.
В Интернете дается следующее определение метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта .
Л.О.Филатова представляет определение В.В.Копыловой: «Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта». Примем его в качестве основного.
Метод проектов- это:
вариант технологии проблемного обучения;
комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;
способ группового обучения;
альтернативная технология свободного труда;
технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
технология саморазвивающего обучения.
Проектно –исследовательская деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:
коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;
литературно-лингвистических: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;
математических: расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;
художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;
манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;
технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.
Метод проектов по ряду признаков превосходит традиционные методы обучения. Он позволяет показать школьникам не только теоретические аспекты изучаемого предмета, но и научить их применять свои знания на практике, в жизни.
При внедрении метода проектов в образовательную практику следует учитывать некоторые принципы.
Принципы проектно- исследовательской деятельности:
вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных форм представления результатов);
решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);
самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);
создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением математике помогает лучше усваивать трудные темы программы);
учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).
Использование метода проектов на уроках математики позволяет реализовать деятельностный подход в обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Проанализировав литературу, можно отметить, что в ней подробно освещены требования к проектам, приведены разные классификации проектов, выделены различные этапы и фазы прохождения проектной деятельности, указаны возможные «подводные камни» Меньше внимания уделено принципам, которые необходимо учитывать при организации проектной деятельности, проблемам внедрения метода проектов в школу, проектам на разных ступенях обучения. Также недостаточно материала по осуществлению этого метода на уроках математики. В следующем параграфе раскроем методику организации проектной деятельности.
1.2 Методика организации проектно- исследовательской деятельности школьников в процессе обучения
Как уже отмечалось выше, метод проектов отличается от классических методов обучения. Рассмотрим подробнее организацию проектно- исследовательской деятельности школьников в процессе обучения курсу математики.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Выделяют следующие основные цели метода проектов:
научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит решить;
сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
получить навыки обработки информации;
сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе;
сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы. Но большинство авторов считают важным описать деятельность учителя и учащихся на каждом их этапов организации проектной деятельности. Приведем примеры таких описаний.
Т. Громова, О. Быкова процесс работы над созданием творческого проекта представляют в виде таблицы


Этап работы над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1. Подготовка
а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения;
б) Подбор рабочей группы
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.
Знакомят со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование
а) Определение источников необходимой информации;
б) Определение способов сбора и анализа информации;
в) Определение способа представления результатов (Формы проекта);
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование
а) Сбор и уточнение информации
(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.);
б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;
в) Выбор оптимального варианта хода проекта;
г) поэтапное выполнение исследовательских задач
Поэтапно выполняют задачи проекта.
Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.

4. Выводы
а) Анализ информации;
б) Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом. Анализируя информацию. Оформляют проект.
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);
б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.


Обобщим методику работы над проектами и выделим основные этапы:
I. Планирование.
Предлагается начать работу над проектом с обсуждения темы будущего проекта. При этом, как уже отмечалось выше, происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.
2. Определение общего направления исследовательской работы. Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому из них. Затем учитель предлагает учащимся поработать над наиболее удачными направлениями; определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем.
Учителю необходимо продумать вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и так далее). Каждый участник проекта выбирает ту подтему для будущего исследования, работа над которой буден ему наиболее интересна. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.При этом учитель выступает в роли консультанта и наставника для ребят.
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая:
собственный опыт;
результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
А также анализирует и интерпретирует полученные данные.
III. Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят.
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится.
Как видно из вышесказанного степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.




















ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
2.1.Организация проектной деятельности на примере проекта «Строительство дачи»
Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных уроков или выполнение проекта в виде домашнего задания.
Мы рассмотрим организацию проектной деятельности во внеурочное время, поскольку ее организация в урочное время считается нами нецелесообразной ввиду нехватки часов, выделенных учебным планом на математику.
Cчитаем актуальным внедрение проектной методики в процесс обучения математики 8 класса. Рассмотрим методику организации проекта «Строительство дачи» на занятиях кружка.
На первом шаге организуем подготовительную работу, цель которой познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки. Здесь необходимо собрать весь багаж знаний, необходимых для успешной работы над предстоящим проектом. Чтобы учащиеся лучше осознали методику предстоящей им работы, предложим их рассмотрению проект «Расчет затрат на еду в месяц семьей из 3 человек». Таким образом, формируем у учащихся представление о ходе проектной деятельности. Предлагаем ребятам самостоятельно продумать ход работы над этим проектом.
На втором шаге происходит непосредственная работа над проектом «Строительство дачи». Дадим характеристику данному проекту.
Предмет: математика
Класс: 8
Тип проекта: практико-ориентированный, межпредметный, краткосрочный.
Продолжительность: 7 занятий
Цели проекта: Образовательная: способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к предмету, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат: научить учащихся создавать макет собственного садового участка, рассчитывать затраты на его застройку, применять математические знания для решения задач практического характера.
Учащиеся должны научиться: ставить цели и задачи проекта, составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.
Количество участников: 10 человек
Материалы: ватман, картон, ножницы, линейка, карандаши, циркуль, клей, маркеры.
Рассмотрим работу над этим проектом на каждом этапе.
Этап планирования.
Предлагаем учащимся проблемную ситуацию: «У вас имеется досок на 200 метров забора, вам необходимо оградить этими досками участок так, чтобы его площадь была максимальной, под дачу и «застроить» его. После чего подсчитать затраты на это строительство, причем сумма всех затрат не должна превышать 1 млн. рублей». Требование к дачному участку: наличие домика с окнами и дверями. Задание: вычислить площадь и объем домика, каждой его комнаты, определить площадь и объем стен.
В ходе общего обсуждения ребята должны увидеть, что им в процессе выполнения проекта предстоит определить стороны участка, так чтобы они удовлетворяли условию задачи, провести «застройку» участка, подсчитать стоимость выполненной работы. В качестве вспомогательных элементов им нужно будет разработать планы садового домика, участка, список материалов со стоимостью и количеством. Здесь учитель может им помочь наводящими вопросами. Таким образом, ученикам необходимо увидеть весь масштаб предстоящей работы.
Аналитический этап. Учащиеся делятся на творческие группы, исходя из способностей, интересов, симпатий. Учитель должен проконтролировать, чтобы, группы были равными по своим способностям. Когда группы сформированы, внутри каждой из них происходит распределение ролей. Амплуа школьники выбирают себе самостоятельно, но важно, чтобы все виды предстоящей работы были выполнены. Можно прийти на помощь ребятам и предложить возможные роли: архитектор, бухгалтер, дизайнер и т.д. Возможен вариант, что в группе не будет распределения ролей, тогда каждый вид работы школьники выполняют вместе.
Первым делом учащиеся должны определить размеры участка. Здесь задействованы знания формул вычисления площади и периметра прямоугольника. Анализируя их, ребята замечают, что их величина зависит только от длины и ширины. Они будут раскладывать полупериметр (в нашей задаче это 100) на слагаемые, затем находить произведение этих слагаемых и среди них выбирать максимальное (таких операций будет 50). В итоге участок должен иметь размеры 50 на 50.
Размеры определены, теперь необходимо «застроить» участок. Что будет на нем, зависит только от фантазии ребят, но результат должен соответствовать требованиям. Необходимо подсчитать стоимость застройки, для этого рассмотреть материалы, из которых состоит застройка, найти их количество, и вычислить затраты на их приобретение. Причем цены на материалы ребятам не предоставляются. Им необходимо самостоятельно их найти. Если у ребят возникли затруднения, необходимо прийти им на помощь.
Следующим пунктом этого этапа является выполнение заданий. Учащиеся самостоятельно определяются с выбором нужной формулы, сами производят расчеты и измерения. Здесь является необходимым учесть, что стены имеют толщину. Как участники проекта будут вычислять объем стен, учителем не оговаривается, и здесь возможны два варианта:
из общего объема дома вычесть объемы комнат;
подсчитать объем как сумму объемов каждой стены в отдельности.
Этап обобщения информации. После того, как все расчеты проведены, найденная сумма затрат сравнивается с ограничением, если сумма превышает, участникам придется редактировать свою работу. Если полученные результаты удовлетворяют требованиям, то можно переходить к следующему этапу. Но у ребят еще есть возможность посмотреть на результат своей работы «со стороны», тем самым увидеть недостатки, изъяны и откорректировать их.
Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). Участники проекта готовят свою работу к защите. Они выбирают форму, в виде которой донесут свой проект до остальных участников. Ребятам предстоит вспомнить весь ход работы, чтобы представить его на защите. Они выявляют трудные и значимые места в ходе выполнения проекта, указывают на средства, способы и методы работы над проектом. Демонстрируют свой результат и показывают его универсальность с точки зрения выдвинутых требований, отвечают на возникшие в ходе презентации вопросы. Представляют вниманию всех участников выполнение задания.
Проанализируем проделанную работу по внедрению проектной методики в процесс обучения математики в 8 классе.
Анализ занятий кружка «Строительство дачи»
Внедрение организации проектной деятельности в процесс обучения математики осуществлялось на базе Отрадненской средней школы в 8 классе. Был организован кружок из 7 занятий, на которых учащиеся познакомились с проектной деятельностью, разработали свой собственный проект. Кружок посещало 10 учеников. Занятия проводились один раз в неделю. Проведем анализ занятий кружка.
Занятие 1
Целью занятия было формирование у учащихся представлений о сущности проектной деятельности. В ходе этого занятия учащиеся познакомились с правилами, этапами работы над проектами, с видами проектов и критериями их оценивания. Для реализации был выбран метод беседа, учащиеся осваивали новую для них информацию, отвечая на вопросы учителя.
Первым вопросом был: Что такое проект? Учащиеся отвечали совершенно неожиданно. Одни говорили, что это схема, другие, что это шоу из телевидения , третьи – что это план выполнения каких-то действий. Обобщая и дополняя полученные «определения», совместно пришли к выводу. Что проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.
Принимали ли вы когда-нибудь в них участие? Это был второй вопрос к ребятам. Школьники сказали, что никогда не участвовали в организации проекта, то есть у них не было опыта проектной деятельности. Но им были знакомы некоторые проекты из повседневной жизни. В качестве примеров приводили различные проекты телевидения.
Отвечая на вопрос, как организовывается работа над проектом, учащиеся испытали затруднения. Сначала мы вместе с ними выяснили, что существует несколько этапов. Их жизненный опыт подсказывал, что сначала надо спланировать всю работу. В ходе беседы, отвечая на вопросы, учащиеся следующим этапом назвали работу над выполнением проекта. Здесь было предложено разбить этот этап на два: аналитический и этап обобщения полученной информации. Исходя из названий этапов, ребята смогли самостоятельно определить вид деятельности на каждом из них. И последним этапом учащиеся назвали этап представления результатов. Они попытались самостоятельно предложить возможные варианты презентаций. На этом этапе занятия затруднений не возникло.
На этом теоретический блок занятия закончился. Учащимся были выданы брошюрки «Проектное портфолио», в которых зафиксирован основной теоретический материал по проектной деятельности. Ребята познакомились с критериями оценивания.
Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что у учащихся возник интерес. Они активно принимали участие в беседе, интересовались, что именно будут они делать на следующих занятиях, рассказывали о своем прошлом опыте проектной деятельности.
Занятие 2
Цель занятия: организовать работу над проектом «Строительство дачи». Выбор такой темы проекта обусловлен, прежде всего, интересом школьников к задачам практического характера (как известно тема проекта должна быть интересна участникам проектной деятельности), довольно большим потенциалом представления результатов, в проекте такого характера учащиеся могут проявить фантазию и творчество, что является немаловажным в формировании и поддержании интереса к предмету математика.
Чтобы не создавать строгости в постановке задачи, было решено использовать такую форму погружения в проблему, как «проживание». Учащимся предложено представить, что они участвовали в телешоу, и выиграли возможность построить себе дачу. Но есть условия. Досок всего на 200 метров забора (причем ни больше, ни меньше использовать нельзя), этими досками необходимо оградить участок так, чтобы его площадь была максимальной, под дачу и «застроить» его. После чего подсчитать затраты на это строительство, но сумма всех затрат не должна превышать 1 млн. рублей. Оплата труда рабочим не входит в эту сумму. И организаторы конкурса выдвинули:
Требование к дачному участку: наличие домика с окнами и дверями.
Задание: вычислить площадь домика, каждой его комнаты; определить площадь и объем стен.
Проанализировав условие поставленной задачи, некоторые школьники изъявили желание немедленно приступить к работе. Здесь им указалось, что необходимо поработать над проектом «Строительство дачи», а значит, вся деятельность должна идти поэтапно.
Выделив цель, учащимся был задан вопрос: «Как будем достигать эту цель?». Таким образом, подведено к работе непосредственно над планированием проекта. Опять же проанализировав задачу, учащиеся пришли к выводу, что, прежде всего, необходимо определить размеры участка, поскольку именно от его размеров будет зависеть то, что на нем будет располагаться. После того, как размеры определены, застроить дачу, посчитать материалы, которые затрачены, подсчитать затраты на строительство, выполнить задания и разработать презентацию своего участка. То есть учащиеся, рассмотрев задачу «изнутри», составили план своей проектной деятельности.
На проведенном занятии ученики проявили самостоятельность, умение планировать, ставить цели. Было заметно, что им интересен процесс работы над предложенным проектом. Считаем, что поставленная цель занятия достигнута.
Занятие 3
Цель занятия: организовать работу школьников над проектом «Строительство дачи» на аналитическом этапе. Это занятие было первым из двух, посвященных работе на аналитическом этапе.
Занятие началось с восстановления плана проекта, который был получен в ходе рассуждений на прошлом занятии.
Первым делом школьники приступили к определению сторон участка. Исходя из условий, они вспомнили формулы для расчета этих величин. Проанализировав формулы, ребята пришли к выводу, что можно рассмотреть полупериметр. Раскладывая его на слагаемые, участники проекта получили 50 пар чисел. Здесь они разбили работу на всех, каждый член группы рассматривал по 10 пар чисел, находил их произведение, после чего, соединив полученные результаты и проанализировав их, ребята пришли к выводу, что стороны участка будут равны 50 метрам.
Затруднения на этом этапе были связаны со способом нахождения сторон. Наводящие вопросы помогли ребятам самостоятельно прийти к нужному результату.
Следующую часть занятия ученики посвятили «застройке» участка. Здесь у них проявилась фантазия, умения творчески мыслить и оценивать, поскольку они должны были делать прикидку на стоимость застройки. Реализовав свои архитекторские и дизайнерские идеи на бумаге, ребята несколько раз рассматривали план самого домика. Им хотелось создать идеальный, удобный и комфортный домик. Причем каждая группа старалась держать полученную информацию в секрете и не делиться своими идеями с коллегами по работе над проектом. Этот процесс им понравился, судя по бурным обсуждениям и эмоциям.
Получив в результате исходный план дачного участка, ребята принялись за подсчет необходимых материалов. Было решено, что на этом занятии они подсчитают только количество материалов, израсходованных на непосредственное строительство домика.
Считаем, что цели достигнуты, результаты проведенного занятия позволяют судить об успешной организации проектной деятельности школьников на первой части аналитического этапа работы над проектом «Строительство дачи».
Занятие 4
Цель занятия: организовать работу школьников над проектом «Строительство дачи» на аналитическом этапе. На этом занятии аналитический этап учащимися был завершен.
Продолжив работу, начатую на прошлом занятии, учащиеся разбили весь объем работы на части. Так, одни из них считали количество и стоимость материалов, затраченных на строительство дачи, другие считали количество материалов на отделку. Объем работы был большой, учащиеся работали с принесенными ценами. Все расчеты и измерения ребята проводили самостоятельно. Ответственно отнеслись к выполнению заданий.
К концу занятия все необходимые расчеты были выполнены. Решено, что анализировать и обобщать их школьники будут на следующем занятии.
Занятие прошло в спокойной рабочей обстановке, учащиеся были увлечены работой над расчетами. На проведенном занятии ребята завершили аналитический этап работы над проектом, что позволяет судить о достижении поставленной цели.
Занятие 5
Цель: организовать работу участников над проектом на этапе обобщения информации.
Ребята самостоятельно работали на этом этапе. В ходе анализа и обобщения информации, полученной на прошлых занятиях, они составили общую картину полученного, сопоставили найденные элементы и исходными, дополнили недостающую информацию (одна из групп забыла подсчитать стоимость окон и дверей). Роль учителя была минимальна на протяжении всего занятия.
Учащиеся работали увлеченно, с интересом, постоянно соотнося результаты проделанной работы с требованиями и ограничениями. Все возникающие вопросы решались внутри групп.
В конце занятия, когда вся информация была обработана и систематизирована, учащиеся приступили к обсуждению оформления результатов своей деятельности. Они определились с необходимыми материалами.
В ходе проведенного занятия ребята успешно провели анализ и обобщение полученной информации, это говорит о том, что поставленная цель занятия достигнута.
Занятие 6
Цель: организовать работу учащихся на этапе представления полученных результатов работы.
В ходе этого занятия у учащихся было сформировано умение оформлять готовый результат проектной деятельности, поскольку каждый участник принял активное участие в создании презентации своего садового участка.
Ребята работали самостоятельно. Каждая группа работала над созданием своей презентации. Никаких затруднений у ребят на этом занятии не возникло. В конце занятия у каждой группы был готовый продукт к защите, обе группы написали текст защиты. Ребята были предупреждены на занятии, что им могут задать вопросы по теоретическому занятию нашего курса (первое занятие), что навело их на мысль о необходимости повторить теоретический материал и продумать ответы на возможные вопросы.
Цель занятия достигнута.
Занятие 7
Цель: организация защиты проектов. Это занятие являлось завершающим по работе над проектом «Строительство дачи».
Первая группа представила объемный макет своей работы, вторая предложила вниманию схему с изображением садового участка, обе работы сопровождались комментариями и описанием внутреннего дизайна домика. От каждой группы выступал один ученик, который рассказал о проведенной работе, о трудностях, с которыми встретились на пути создания проекта. Следует заметить, что ребята уверенно держались и достойно отвечали на вопросы.
Результаты оценивания проектной деятельности показали, что учащиеся ответственно и серьезно подошли к работе над проектом.Анализируя деятельность каждого ученика на этом занятии, можно говорить о достижении поставленных целей и задач курса.
2.3. Результаты кружка, посвященного организации проектной деятельности
Рассмотрим результаты работы, описанной в предыдущих пунктах.
Каждый шаг организации проектной деятельности имел вполне определенную цель. Так, целью первого шага было познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки, провести закрепление полученного теоретического блока знаний на практике. Эта цель была достигнута и реализована, поскольку учащиеся успешно самостоятельно организовали работу над проектом «Расчет затрат на еду в месяц семьей из 3 человек», на презентации осознанно оперировали полученными теоретическими знаниями. Но здесь нельзя говорить о том, что учащиеся овладели прочными умениями и навыками, так как продолжительность этого этапа мала, и он не включал в себя весь объем материала по проектной деятельности. Теоретический блок материала. Изложенного на данном этапе содержал лишь необходимые данные для организации проектной деятельности в рамках кружка по математике.
Цель нашей работы заключалась в осуществлении работы над проектом «Строительство дачи». Цель была достигнута, поскольку учащимися выполнен предложенный проект на достаточно высоком уровне. Деятельность школьников носила самостоятельный и творческий характер. Учитель на этом этапе выступал в роли консультанта, наставника, его задачей на данном этапе была организация деятельности учащихся в соответствии с этапами проектной деятельности и не допустить стихийный характер самостоятельности учащихся. Дополнительной целью для себя мы выдвинули: определить, насколько сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении.
Всем участникам кружка понравилось осуществлять проектную деятельность. Можно посмотреть тенденцию развития интереса школьников к проектной деятельности на предложенной ниже диаграмме.
Диаграмма «Развитие интереса школьников к проектной деятельности»

Все участники проектной деятельности в той или иной мере овладели умениями, формируемыми в процессе реализации проектной деятельности. У всех учащихся сформировалось умение решать простейшую задачу на максимизацию. Таким образом, можно сказать, что организованная проектная деятельность дала положительные результаты. Для полного формирования рассмотренных умений считаем необходимым, включать элементы проектной деятельности в процесс обучения математике, это удобнее реализовать в цикле внеклассных мероприятий.
Проведенная нами работа имеет логическое продолжение, поскольку способствует развитию таких умений и качеств личности ученика, которые необходимо найдут применение в повседневной практической жизни ребенка, в курсе изучения многих других дисциплин.

Заключение
Подведем итоги проведенной работы.
Рассмотрены история развития проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, изучены положительные аспекты использования метода проектов, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности.
Выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, цели. Рассмотрены классификации проектов по различным основаниям.
Рассмотрена методика организации проектной деятельности в литературе.
В ходе анализа литературы, установлено, что возможность организации проектной деятельности в процессе обучения математике в литературе освещена недостаточно полно.
Разработана и внедрена в процесс обучения математике 8 класса методика организации проектной деятельности (кружок «Строительство дачи»). Проведен анализ занятий кружка, выявлены положительные результаты проведенного внедрения. Проведенный анализ занятий и результатов кружка показал, что проведенная работа на математическом кружке «Строительство дачи» дала положительные результаты. Занятия кружка способствовали формированию умений, выделенных в работе.
Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.
Для дальнейшего развития умений считаю необходимым организацию проектно- исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников.



Список используемой литературы:
Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики.
Кн.Для учителя/ С. Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности. – научно-методический журнал «Школа и производства», № 1, 2006.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности. – ж. Инновационные проекты и программы в образовании, № 5, 2009.
Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авт.-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Петров А.В., Ярославова Г.Д. Опыт организации проектной деятельности. – научно-методический журнал «Школа и производство», № 8, 2008.
Проектный метод в деятельности школы: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. – М.: АРКТИ, 2010.
Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. - научно-методический журнал «Школа и производство», № 8, 2008.
Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе/ Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. –N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141
Рослова Р. Успехи к популяризации//Математика.-2011.-№6.-с.3.
Иванова Л. П. Проектная деятельность на уроках математики// Начальная школа. – 2007.-№3.- с.37-39
Поташник М. М. Требования к современному уроку. – М., Центр педагогического образования, 2015.
Худин, А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://matematikagpl.ucoz.ru/index/proektnaja_dejatelnost/0-26








13PAGE 15


13PAGE 142915



Реализует деятельностный подход в обучении

Основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения

Построен на принципах проблемного обучения

Педагогические возможности проектного метода

Способствует развитию конструктивного критического мышления школьников

Способствует развитию внутренней мотивации к учению

Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся, т.е. умений:
-проблематизации;
-целеполагания;
-планирования деятельности;
-самоанализа и рефлексии;
- сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;
-самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);
-презентации хода самостоятельной деятельности
и её результатов;
-коммуникативности и толерантности.













Заголовок 1 Заголовок 215