Семинар-практикум для родителей по профилактике детского и подросткового табакокурения «Выбираем здоровье вместе»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ТАБАКОКУРЕНИЯ
«ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ ВМЕСТЕ»
Цель: привлечь внимание родителей к актуальной проблеме табакокурения в детской и подростковой среде.
Задачи:
информировать родителей о тенденциях распространения табакокурения среди детей и подростков;
способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей способности противостоять отрицательному влиянию социального окружения;
сформулировать главные принципы поддержки родителями своих детей в борьбе с табакокурением;
выработать систему действий родитель-ребенок по принятию решений в пользу отказа от табака.
План подготовки мероприятия:
1. Постановка проблемы.
2. Работа с понятиями.
3. Обсуждение проблемы.
4. Упражнение-активатор «Ответственность».
5. Ролевая игра «Ситуация».
6. Беседа-размышление «Меры профилактики».
7. Подведение итогов. Рефлексия.






Основная часть:
«Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают,
у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания»
Сюнь-цзы
«Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека»
И.М. Догель
1. Постановка проблемы
Ежедневно 11000 человек в мире умирают от связанных с курением болезней. Табак убивает 4 миллиона человек в год.
Если в западноевропейских странах здоровый образ жизни является нормой – это модно и престижно, то в нашей стране проблема детского курения достигла критической точки. Подростковое курение стремительно молодеет. Таким образом, из всего вышеизложенного очевидно, что с наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Кроме того, если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно относятся к курению вообще, то в подростковой среде картина резко меняется: курение становится привлекательным, влияние взрослых снижается, и все большую значимость приобретают мнение и пример сверстников. Большинство подростков имеет естественную склонность к опрометчивым решениям, продиктованным сиюминутными реакциями и ощущениями. Не исключение в данном случае и принятие решения в пользу (против) табака. Каждый из них рано или поздно оказывается в ситуации, когда сверстники либо старшие товарищи предлагают ему закурить. Сделать выбор и принять решение в этой сложной ситуации подростку легче, если совместно с родителями она была уже обсуждена, проработана и проанализирована.
Поэтому сегодня пойдет речь не только о вреде курения, но и о том, как родители могут помочь своему ребенку в борьбе с этим коварным соблазном. О том, что тема разговора актуальна, свидетельствуют результаты опроса учащихся и официальная статистика:
30,5% человек у нас в республике – заядлые курильщики; 11,1% - курят от случая к случаю; 58,4% - не курящие. Для сравнения приводится общая распространенность курения в европейских странах за 1999-2001гг.(%): Бельгия – 29, Германия – 35, Литва – 32, Польша – 34, Эстония - 29, Беларусь – 42.
Внимание родителей заостряется на том, процент курящих в нашей стране самый большой. Чем это можно объяснить? (В первую очередь, это доступность сигарет для всех, их низкая стоимость)
2. Работа с понятиями.
Для достаточно глубокого осознания темы разговора разберемся в ключевых понятиях, которыми будем оперировать:
«курение активное»;
«курение пассивное»;
«ответственность»;
«соблазн»;
«выбор»;
«помощь».
Родители делятся на 3 группы, каждая из которых получает карточку с заданием и выполняет его.
Группа 1. Сформулируйте определения понятий «активное курение» и «пассивное курение», заполнив пропуски подходящими по смыслу словами, приведенными в скобках.
Активное курение – это вредная привычка, связанная с табачного и способствующая развитию различных легких, сердца, сосудов, желудка (Заболевание, дым, вдыхание).
Пассивное курение – это пребывание человека в накуренном или рядом с и табачного дыма помимо его (Воля, курящий, вдыхание, помещение).
Активное курение – это вредная привычка, связанная с вдыханием табачного дыма и способствующая развитию различных заболеваний легких, сердца, сосудов, желудка.
Пассивное курение – это пребывание человека в накуренном помещении или рядом с курящим и вдыхание табачного дыма помимо его воли.
Группа 2. Сформулируйте определения понятий «ответственность» и «соблазн», заполнив пропуски подходящими по смыслу словами, приведенными в скобках.
Ответственность – необходимость, давать о своих действиях, поступках, за их последствия. (Отчет, обязанность, отвечать).
Соблазн – влечение, искушение, вызывающее желание у что-нибудь самому, испытать новые (Человек, сделать, ощущение.) Ответственность – необходимость, обязанность давать отчет о своих действиях, поступках, отвечать за их последствия.
Соблазн – влечение, искушение, вызывающее желание у человека что-нибудь сделать самому, испытать новые ощущения.
Группа 3. Сформулируйте определения понятий «выбор» и «помощь», заполнив пропуски подходящими по смыслу словами, приведенными в скобках.
Выбор – это предпочтение кого-либо или чего-либо, система , образующая психологическую предпочтительности (Мотивы, основа).
Помощь – поддержка, содействие в чем-либо, в какой-нибудь , дающей желаемый , избавляющий от , (Деятельность, результат, трудности, проблемы).
Выбор – это предпочтение кого-либо или чего-либо, система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности.
Помощь – поддержка, содействие в чем либо, в какой-нибудь деятельности, дающей желаемый результат, избавляющий от трудностей, проблем.
3. Обсуждение проблемы.
Разобравшись в смысле понятий, родители переходят к работе над проблемой. Педагог предлагает рассмотреть основную и высшую цель воспитания как передачу ребенку ответственности за собственную жизнь.
В ходе обсуждения родители должны прийти к мысли о том, что:
самая высшая ценность человеческого бытия – это сама жизнь;
собственная жизнь человека (ее продолжительность, качество, содержательность) во многом зависит от самого человека, его образа жизни, привычек;
главное в воспитании – научить ребенка быть ответственным за свою жизнь, т. е. уметь отвечать за свои поступки и их последствия.
Необходимо подвести родителей к тому, что конечной целью воспитания ребенка является формирование человека, способного самостоятельно принимать в отношении себя ответственные решения.
4. Упражнение-активатор «Ответственность».
В процессе упражнения родителям предлагается закончить следующие предложения:
«Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает»
«Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через»
«Я несу ответственность за»
Высказывания родителей фиксируются на доске.
Воспитать ответственного человека могут только ответственные родители.
Задание группам – сформулировать определение понятия «ответственные родители».
Ожидаемый результат. В ходе обсуждения родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители передают ответственность своему ребенку за его поступки и собственное поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий и определять совместимость поступков с собственными ценностями.
5. Ролевая игра «Ситуация».
Задания для родителей: прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их; представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.
1-я группа: Вы возвращаетесь домой после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?
2-я группа: Однажды, наводя порядок на столе своего ребенка, вы обнаружили несколько сигарет и решили поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?
3-я группа: Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?
Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:
Было ли вам комфортно играть роль подростка?
Что вы чувствовали при этом?
Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?
Ожидаемый результат. Ролевая игра даст возможность родителям почувствовать себя на месте подростка, осознать реальную возможность возникновения проблемы курения в каждой семье и необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по поводу курения.
6. Беседа-размышление «Меры профилактики».
Далее педагог-психолог предлагает каждому подумать и ответить на вопросы:
Какие меры борьбы с табакокурением могут быть использованы родителями?
Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?
Работа организуется по методу «мозгового штурма». Результаты фиксируются на доске.
Ожидаемый результат.
Предлагаются следующие меры профилактики табакокурения и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения:
организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби);
личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);
профилактические беседы о вреде курения;
использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино;
поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;
организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);
контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;
введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;
обучение ребенка умению отказываться от предложения закурить.
Педагог-психолог дополняет ответы родителей принципами, на которых должна быть основана работа по семейной профилактике табакокурения: системность, гибкий контроль, терпение и деликатность, индивидуальный подход, поддержка, наглядность.
Завершается работа на данном этапе предложением обсудить формы профилактики табакокурения и объяснить:
Почему именно этой форме отдали предпочтение?
Какие задачи она решает?
Перед каким выбором стоит ребенок?
Какой выбор ставят перед собой родители?
Какие принципы должны быть использованы для обеспечения эффективности выбранной формы профилактики?
Каков предполагаемый результат?
Ожидаемый результат.
Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.
Педагоги-психологи советуют ребенку построить отказ от курения по схеме:
отказ + аргумент + встречное предложение.
Далее педагог-психолог предлагает родителям разбиться на пары и провести ролевую игру «Сумей сказать «нет».
Возможные аргументы для отказа от предложения покурить:
слабое здоровье («Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?»);
желание сохранить голову светлой («Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?»);
уже существующий отрицательный опыт («Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?»);
желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок («Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра»);
ссылка на уже имеющиеся проблемы («Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?»);
стремление казаться «крутым» («Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра»);
встречное предложение (переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации).
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Для того, чтобы участники семинара-практикума оценили эффективность своей работы, педагог-психолог просит их продолжить фразы:
«Сегодня я понял (а), что»
«После этого разговора мне стало ясно»
«Это мероприятие помогло мне разобраться»
Затем педагог-психолог обращается к эпиграфам семинара-практикума. И совместно с родителями приходит к выводу о том, что курение – это, действительно, прихоть и несчастье человека, но каждый делает свой выбор сам. Воспитывая наших детей, мы должны помочь им избежать неправильных поступков и сформированных вредных привычек.

15