Презентация по Мировой художественной культуре на тему Импрессионизм


Департамент образования, науки и молодежной политики ВОГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум» Презентацияна тему «Импрессионизм»по дисциплине «Искусство» (МХК) Специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»Разработчик: Щербакова Л.Г.Острогожск 2013 Данная презентация предназначена для использования на занятии № 30. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала урока. Презентация может бытьиспользована студентами при самостоятельной подготовке. Презентация разработана с соблюдением авторских прав. ИМПРЕССИОНИЗМ Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - художественное направление, основанное на принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений, сопереживаний. Художественное течение, в живописи, а также в литературе и музыке - которая возникла в 1860-х годах и окончательно сформировалась во второй половине 19 века во Франции. Импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. Именно на первой выставке 1874 году в Париже появилась картина Клода Моне, изображающая восход солнца. Она привлекла всеобщее внимание, прежде всего, необычным названием: "Впечатление. Восход солнца". Но и сама живопись была необычной, она передавала ту почти неуловимую, переменчивую игру красок и света. Именно название этой картины - "Впечатление" - благодаря насмешке одного из журналистов, положило начало целому направлению в живописи, названному импрессионизмом (от французского слова "impression" - впечатление). Художники по-новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе.Импрессионисты создали новый метод живописи. Его суть состояла в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче окружающего мира, они стали писать преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской.В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место. Правдоподобность приносилась в жертву личностному восприятию - импрессионисты могли в зависимости от своего видения небо написать зеленым, а траву синей, фрукты на их натюрмортах были неузнаваемы, человеческие фигуры - расплывчаты и схематичны. Было важно не что изображается, а важно, «как».Итак, импрессионизм – это явление нового подхода к живописи, новый взгляд, жажда остановить мгновение реальной жизни, запечатлеть его в картине надолго. Данное направление в искусстве открыло глаза и художникам, и зрителям на цвет и свет в природе, перевернуло рутину академических правил. Импрессионизм в скульптуре Изменилось отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы пальцев или стеки мастера. Кажущаяся незаконченность произведений, разорванные или, напротив, текучие линии отразили стремление ваятелей воссоздать живую натуру. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину. Импрессионизм в скульптуре подразумевает живую свободную моделировку текучих мягких форм, которая создает сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершенности. В позах точно уловлен момент движения, развития; фигуры как будто сняты с помощью скрытой камеры, как, например, в некоторых работах Э.Дега и О.Родена (Франция), Медардо Россо (Италия), П.П.Трубецкого (Россия).  Импрессионизм в скульптуре, одним из основоположником которого является французский мастер Огюст Роден, отличают тенденции, сходные с импрессионизмом в живописи. Здесь также отвергается классическая форма. Материал скульптуры, будь то аморфная глина или твердый мрамор, предстает податливым, текучим. Из его массы на глазах зрителей как бы рождаются живые, трепетные образы. (1841-1919) Французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия. И в портретах и в жанровых композициях Ренуар стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни - балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей. Ренуара интересует, прежде всего, индивидуальность человека - в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в других жизненных ситуациях. Ренуар любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые, нежно-зеленые — возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира. (1830-1903) Французский живописец, пейзажист. Признанный «старейшина» импрессионистов, пользовавшийся среди них особым авторитетом. Писсарро - мастер сельского пейзажа, раскрывал поэзию и очарование непритязательных мотивов природы Франции, достигал тонкости в передаче световоздушной среды. Выполнял свои картины в мягкой сдержанной гамме. Его полотна много лет привлекают свежестью натурных впечатлений и обаянием цветового строя, складывающегося из мелких мазков. Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы, и ему блестяще удается воспроизвести трепетный пульс, саму духовную атмосферу городской жизни. (1834–1917) Французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он стремится передать мгновенное, неуловимое движение — отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту. Работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер. Картины его кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но «случайность» эта — плод продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает непосредственность впечатления. (1840-1926)Французский живописец. Представитель и один из основателей импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня. Клод Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески-рефлексы. Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы. Живописная поверхность представляла собой не гладкое письмо, с помощью тонких лессировок, а состояла из пастозных мазков. Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, художник работает под открытым небом, делая на пленэре не только этюды, но и завершая картины. В картине «Дама в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие природы — здесь и голубые блики, и зеленоватые, охристые, розоватые; столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы. Ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески. (1832—1883) Выдающийся французский художник, переосмысливший традиции сюжетной реалистической живописи. «Краткость в искусстве - это и необходимость, и элегантность. Человек, кратко выражающийся, заставляет думать; человек многословный надоедает». Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции - стремление к пленэру. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и замечательный натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Мане создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия. Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. "Бар в Фоли-Бержер". Кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, розового, оранжевого, желтого, серебристо-сиреневого - а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Но в центре всего - пленительный образ девушки, в котором Мане заставляет нас ощутить загадочную глубину человеческой личности. (1864 - 1901)Французский художник. Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега, и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж и обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш. Тулуз-Лотрек часто рисовал жизнь монмартрских кабаре. Его моделями были танцовщицы «Мулен-Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-Ю-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Новое слово в живописи Особенности Растворение объемных форм Яркие и чистые краски Работа на пленере Передача фактуры предметов Жизнерадостность Новое использование цвета 1. http://www.impressionism.ru/; 2. http://impressionnisme.narod.ru/index.htm; 3. http://smallbay.ru/impress.html; 4. http://impres-paint.ru/; 5. http://www.hudojnik-impressionist.ru/; 6. http://neurope.eu/photo/2012/11/17/ impressionizm_v_skulpture_ogyust_roden Источники: