Коррекционные упражнения на развитие мышления


Коррекционные упражнения на развитие мышления
1. Упражнения на развитие мыслительной операции:
"Сравнение предметов"Пары слов.1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка3) Стол и стулья 8) Шалость и драка4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить5) Вода и молоко 10) Город и деревняМетодика.Ты видел муху? А бабочку?Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи?А чем отличаются друг от друга?При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.2. Упражнения на развитие скорости мышления:
"Оканчивание слов""Отгадай что я хочу сказать" (произносится первый слог слова). Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.3. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.а) "Найди лишнее слово".1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.2. Храбрый, злой, смелый, отважный.3. Яблоко, слива, огурец, груша.4. Молоко, творог, сметана, хлеб.5. Час, минута, лето, секунда.6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.7. Платье, свитер, шапка, рубашка.8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.9. Береза, дуб, сосна, земляника.10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.б) "Найди лишнюю картинку".в) "Упражнения на развитие гибкости ума".Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:-  Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)-  Назови слова, относящиеся к спорту- Назови слова, обозначающие домашних животных.-  Назови слова, обозначающие водный спорт.-  Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.г) "Исключение лишнего"д) "Последовательные картинки"Предъявляется в беспорядке определенное количество изображений, которые имеют логическую последовательность. Задача ребенка - определить имеющуюся связь между картинками, последовательность событий, изображенных на картинках.е) "Переструктирование слова"Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.ж)   "Дедукция"Предлагают мыслительные задачи такого типа: "Саша моложе Коли. Саша старше Вовы. Кто старше?"з) "Обобщения"1) Назвать одним словом предметы:Вилка, ложка, нож - это ...Дождь, снег, мороз - это ...Рука, нога, голова - это ...2) Конкретизировать обобщающие понятия:Фрукты - это ....Транспорт - это ....и) "Продолжить ряд цифр".Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.НАПРИМЕР:1, 3, 5, 7 .......1, 4, 7, .........1, 3, 9, .........  12, 13, 15, 18 ...
4. Упражнения на беглость мышления
"Назвать слова с заданной буквой".ВАРИАНТЫ:1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква "с".5. Игры развивающие мышление, сообразительностьа) Игра. "Как это можно использовать".Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.б) Игра "Говори наоборот".Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.Худой - толстыйУмный - глупыйПустой - полный и т.д.в) Игра "Бывает - не бывает".Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.Папа ушел на работу.Поезд летит по небу.Кошка хочет есть.Зайчик пошел в кино.и т.д.