Планирование Развитие психомоторных и сенсорных процессов

Автор: учитель-дефектолог ГБС(К)ОУ школа-интернат г. Отрадный Еремеева Инна Владимировна

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по развитию психомоторных и сенсорных процессов
с учащимися 3 класса СКОУ VIII вида


Кол-во занятий
Дата проведения
Тема занятия
Примечания

I четверть (9 занятий)

1.
1
04.09
Обследование психомоторных процессов.


2.
1
11.09
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).


3.
1
18.09
Развитие моторики, графомоторных навыков. Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед  поворот направо  один шаг назад и т. д.).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.


4.
1
25.09
Развитие моторики, графомоторных навыков. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу.


5.
1
2.10
Развитие моторики, графомоторных навыков. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.


6.
1
09.10
Тактильно-двигательное восприятие. Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы).


7.
1
16.10
Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)».


8.
1
23.10
Тактильно-двигательное восприятие. Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». Игры с сюжетной мозаикой.


9.
1
30.10
Тактильно-двигательное восприятие. Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». Игры с сюжетной мозаикой.


II четверть (7 занятий)

1.
1
13.11
Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений.


2.
1
20.11
Кинестетическое и кинетическое развитие. Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).


3.
1
27.11
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Сравнение и обозначение словом формы предметов (34 предмета). Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.


4.
1
04.12
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).


5.
1
11.12
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Дидактическая игра «Часть и целое».
Составление сериационных рядов по величине из 45 предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.


6.
1
18.12
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.
Составление сериационного ряда из 45 кругов разной насыщенности одного цвета.


7.
1
25.12
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).



·III четверть (10 занятий)

1.
1
15.01
Развитие зрительного восприятия.
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу.


2.
1
22.01
Развитие зрительного восприятия.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.


3.
1
29.01
Развитие зрительного восприятия.
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»).
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


4.
1
05.02
Восприятие особых свойств предметов. Развитие осязания (теплее  холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).


5.
1
12.02
Восприятие особых свойств предметов. Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).


6.
1
19.02
Восприятие особых свойств предметов. Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее  легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.


7.
1
26.02
Развитие слухового восприятия. Определение направления звука в пространстве (справа  слева  спереди  сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».


8.
1
05.03
Развитие слухового восприятия. Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня».


9.
1
12.03
Развитие слухового восприятия. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы  барабанщики».


10.
1
19.03
Развитие слухового восприятия. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы  барабанщики».


IV четверть (8 занятий)

1.
1
02.04
Восприятие пространства.
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.


2.
1
09.04
Восприятие пространства.
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».


3.
1
16.04
Восприятие пространства.
Деление листа на глаз, на две и четыре
равные части.
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.


4.
1
23.04
Восприятие пространства.
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа).
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.


5.
1
30.04
Восприятие времени.
Определение времени по часам.


6.
1
07.05
Восприятие времени.
Определение времени по часам.
Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч).


7.
1
14.05
Восприятие времени.
Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?».


8.
1
21.05
Обследование психомоторных процессов.









15