Рабочая программа «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 1 класс


Областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Пучежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»
155360, г.Пучеж Ивановской области, ул.Ленина , д.ЗЗ тел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92
e-mail: internatpuch@yandex.ruРАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим педагогическим советом Директор школы
объединением педагогов школы ___________И.В.
протокол № протокол № 1Левщановаот мая 2016 от августа 2016 г Приказ №
От августа 2016г
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
НА 2015- 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
И.В.Кузьмичёва
Педагог – психолог высшейквалификационной категории
Пучеж
2016г.
Содержание
Страницы
1. Пояснительная записка ____________________________
2. Содержание учебного курса ______________________
4. Организация контроля знаний ______________________
5. Учебно-методический комплекс и дополнительная литература
6. Приложение: календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Статус документа Рабочая программа «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений , авторами Л.А.Метиевой, Э.Я Удаловой. Программа курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
Вид рабочей программы Рабочая программа ««Развитие психомоторных и сенсорных процессов»»разработана для обучающихся специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Особенности обучающихся, для которых разрабатывается образовательная программаДанный курс разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная область Основные положения Структура программы помогает представить соотношение тематических разделов курса и соответствующих видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, определить необходимый объем правил и упражнений, которые должны быть усвоены детьми. Рабочая программа включает в себя:
Пояснительную записку;
Содержание учебного предмета;
Учебно-тематическое планирование, где предложено часовое распределение изучаемого материала;
Условия реализации рабочей программы ;Список литературы;
Приложения.
Цель курса В системе предметов образовательной школы курс «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» реализует познавательную и социокультурную цели: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачи курса Для достижения поставленных целей изучения «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач: способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов; выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению; развивать и корректировать психические функции учащихся; 4 развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико- синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать; развивать целостную психолого-педагогическую культуру научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности; снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха; корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии; изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Коррекционная направленность курса Задачами реализации программы являются: формирование мотивационного компонента учебной деятельности; овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя. Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося. Состав базовых учебных действий: Личностные БУД: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; 9 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Регулятивные БУД: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные БУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; наблюдать; Коммуникативные БУД: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.Место предмета в учебном плане
Предмет «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 68 часов, 2 часа в неделю, 34учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка. Сконцентрированы усилия в 1 классе на формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой не возможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности. В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Изменения, которые внесены Реализация регионального компонента Использование технологий, формы и методов работы Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез
В тематическом планировании курса предусматриваются: комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения:
объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и возрастные особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках.
Практические работы – целесообразнее проводить индивидуальнои в группах. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения. Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся.
На занятиях используются все виды наглядности: натуральная; образная (рисунки, плакаты, картины); символическая; графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия детей по образцу;
действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков.
Межпредметные связи, преемственность В программе заложена возможность межпредметных связей со всеми образовательными предметами

Требования к планируемым результатам Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие начальную школу, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс начальной школы. Эти требования структурированы по двум компонентам: «знать», «уметь».
Требования к уровню подготовки обучающихся по окончанию изучения предмета курса Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.
Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучающиеся должны знать:
правила пользования письменными принадлежностями;
кинезиологические упражнения.
Обучающиеся должны уметь:
правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
распознавать основные эмоции;
выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
составлять предмет из частей.
Раздел Восприятие формы, цвета, размера.
Обучающиеся должны знать:
названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
названия основных размеров: длина, ширина, высота;
названия форм предметов;
цвет – свойство предмета.
Обучающиеся должны уметь:
выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать и называть основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
сравнивать предметы по размерам;
сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.
Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.        
Обучающиеся должны знать:
название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;названия дней: вчера, сегодня, завтра;
названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
названия времен года: осень, зима, весна, лето.
Обучающиеся должны уметь:
определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;
определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
выделять части суток и определять порядок дней недели;
ориентироваться на поле бумаги;
определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Раздел Тактильно-двигательное восприятие.
Обучающиеся должны уметь:
определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
составлять предмет из 2—3 частей.
      Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
        В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.  
        Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
формирования познавательных интересов;
расширения практического опыта детей;
привлечение внимания к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению диапазона познавательных интересов).
Для эффективного использования возможностей формирования познавательных интересов организовывается процесс обучения через новые знания, возникающие в результате активной умственной деятельности детей. Деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений.
Оценка знаний и умений обучающихся Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики. Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям: общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины; совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий; развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речиОписание материально – технического обеспечения образовательного процесса 1. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009. – 160 с. 2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007. 3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2005. 4. Худенко Е.Д, и др. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей инвалидов. – М., 2007. 5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – М., 2008. 6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006. 19 7. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996
Содержание курса
Содержание (разделы, темы) Количество часов
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2
Развитие моторики, графомоторных навыков 14
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) 1
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) 1
Формирование чувства равновесия («дорожка следов») 1
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) 2
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика 2
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) 2
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка 2
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) 1
Работа в технике рваной аппликации 1
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос 1
Тактильно-двигательное восприятие 4
Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 1
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов 1
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» 1
Игры с крупной мозаикой 1
Кинестетическое и кинетическое развитие 4
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» 1
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) 1
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений 1
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) 1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 18
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) 2
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом 2
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) 1
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» 1
Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего») 1
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) 1
Различение предметов по величине (большой — маленький) 1
Сравнение двух предметов по высоте и длине 1
Сравнение двух предметов по ширине и толщине 1
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу 1
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) 1
Дидактическая игра «Назови цвет предмета» 1
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» 1
Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали) 2
Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале 1
Развитие зрительного восприятия 5
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) 1
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» 1
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки) 1
Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета) 1
Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1
Восприятие особых свойств предметов 4
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом 1
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» 1
Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» 1
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1
Развитие слухового восприятия 5
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» 2
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений 1
Различение речевых и музыкальных звуков 1
Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) 1
Восприятие пространства 7
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) 1
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) 1
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении 1
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) 1
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) 1
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур 1
Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» 1
Восприятие времени 5
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» 1
Последовательность событий (смена времени суток) 1
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» 1
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели 1
Дидактическая игра «Веселая неделя»
1
ИТОГО 68
Список литературы
Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. Текст /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С.  Никольская, Е.Л.Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.
Метиева,  Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида Электронный ресурс/Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа:http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.htmlРубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. Текст /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.
Календарно-тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»для учащихся 1 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
1 класс.
Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения Оборудование урока
1-2 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2 5.09
7.09 Тестовый материал
3-16 Развитие моторики, графомоторных навыков 14 Магнитофон, кассеты, мозаика, конструкторы, альбомы, карандаши, ножницы, карандаши, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) 1 12.09 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) 1 14.09 Формирование чувства равновесия («дорожка следов») 1 19.09
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) 2 21.09
26.09 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика 2 28.09
3.10 Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) 2 5.10 Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка 2 10.10
12.10 Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) 1 17.10 Работа в технике рваной аппликации 1 19.10 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос 1 24.10 17-20 Тактильно-двигательное восприятие 4 различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 1 26.10 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов 1 9.11 Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» 1 14.11 Игры с крупной мозаикой 1 16.11 21-24 Кинестетическое и кинетическое развитие 4 объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.;«сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» 1 21.11 Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) 1 23.11 Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений 1 28.11 Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) 1 30.11 25-42 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 18 изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) 2 5.12
7.12 Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом 2 12.11
14.11 функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др. Интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши — формы, объекты для сериации, различного вида предметы-головоломки и др.);
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) 1 19.11 Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» 1 21.11 Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего») 1 26.11 Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) 1 28.11 Различение предметов по величине (большой — маленький) 1 11.01 Сравнение двух предметов по высоте и длине 1 16.01 Сравнение двух предметов по ширине и толщине 1 18.01 Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу 1 23.01 Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) 1 25.01 Дидактическая игра «Назови цвет предмета» 1 30.01 Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» 1 1.02 Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали) 2 6.02
8.02 Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале 1 13.02 43-47 Развитие зрительного восприятия 5 схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) 1 15.02 Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» 1 20.02 Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки) 1 22.02 Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета) 1 27.02 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 1.03 48-51 Восприятие особых свойств предметов 4 коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом 1 6.03 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» 1 13.03 Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» 1 15.03 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1 20.03 52-56 Развитие слухового восприятия 5 магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» 2 22.03
3.04 Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений 1 5.04 Различение речевых и музыкальных звуков 1 10.04 Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) 1 12.04 57-63 Восприятие пространства 7 схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) 1 17.04 Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) 1 19.04 Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении 1 24.04 Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) 1 26.04 Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) 1 3.05 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур 1 10.05 Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» 1 15.05 64-68 Восприятие времени 5       Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами, словесные)
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» 1 17.05 Последовательность событий (смена времени суток) 1 22.05 Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» 1 24.05 Неделя. Семь суток. Порядок дней недели 1 29.05 Дидактическая игра «Веселая неделя»
1 31.о5 ИТОГО 68