Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Мир, в котором я живу



Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение Калачеевская гимназия №1


«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________ В.И. Маренкова

Протокол № от
«___»_________г.
«Согласовано»
Заместитель директора гимназии по УВР
__________ Л.А. Лещенко

«___»________________г.
«Утверждено»
Директор гимназии
__________ В.Т. Мартыненко

Приказ_№____ от
«___ »_________г.







Рабочая программа (неаудиторная занятость)


«Мир в котором я живу».

1класс


Учителя начальных классов 1КК
Курловой Светланы Николаевны










Принято на заседании
Педагогического совета гимназии
Протокол №___ от « » _____г.




20__- 20__ учебный год




Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Мир, в котором я живу» разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа (внеурочная деятельность по окружающему миру «Мир, в котором я живу»). (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010г.

Курс «Мир, в котором я живу» введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках социального направления внеурочной деятельности.

Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования в сознании учащихся ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   доброта, терпимость, ответственность.
В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Мир, в котором я живу» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках его реализации благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии программы «Мир, в котором я живу» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В ходе работы необходимо развивать познавательные процессы, интересы и умственные способности детей. Формировать в единстве эстетические и этические чувства, экологическую культуру и творчество.
Цель программы:

Формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Задачи программы:
Обучающие
последовательно формировать у учащихся целостную картину окружающего мира;
формировать умения добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
формировать навыки безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

Развивающие
развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

Воспитательные
воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Общая характеристика курса «Мир, в котором я живу»

Курс рассчитан на реализацию в 1-м классе общеобразовательной школы в рамках социального направления внеурочной деятельности. На год обучения отводится 33 часа (1 час в неделю), программа курса органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на гармоничное развитие и обучение каждого ученика начальной школы, экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, что актуально в условиях современной экологической ситуации.
Формы занятий
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
работа в малых группах
экскурсия
встреча
круглый стол
проектная деятельность.



Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


Содержание курса.

Я - школьник.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Времена года.
Природа- это то, что нас окружает, но не создано человеком. Знакомство с растительным и животным миром леса, луга, поля (заочные экскурсии) и сезонными изменениями в жизни растений и животных. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными). Забота о своём здоровье в разное время года.

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.
Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» планеты Земля. Экология человека наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов.
Практические работы: «Школьная детская площадка» (разработка проекта). Необходимость создания эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, создания условий для отдыха и игры учащихся начальных классов.

Озеленение своего жилища и школы.
Роль комнатных растений в жизни человека. Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями.
Озеленение классных комнат. Озеленение своего жилища.

Человек – часть природы.
Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек.

Наша Родина.
Родина. Россия. Родной край. Символы государства и родного края. Государственные законы и праздники. Столица России и родного края. Достопримечательности родного города. Старинные и современные предметы одежды и быта. Города-герои.



Тематическое планирование.


п/п
Тема
Форма проведения

Кол-во часов
УУД
Дата

Я – школьник(2ч)

План

Факт

1.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке и других общественных местах.






Беседа
1
Познавательные. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Регулятивные. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.



2.
Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Диспут
1




Времена года(5 ч)



3.
Что такое окружающий мир?

Экскурсия
1
Познавательные. Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времён года.
Личностные. Оценивать воздействие природы в определённое время года на настроение человека и состояние его здоровья. Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.
Коммуникативные. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние.




4.
Лето. Летние месяцы. Признаки лета.






Беседа с демонстрацией

1




5.
Осень. Осенние месяцы. Признаки осени. Осенняя жизнь растений.

1




6.
Подготовка животных к зиме. Зима. Признаки зимы. Жизнь растений и животных зимой.

1




7.
Весна. Признаки весны. Погода весной. Охрана здоровья в разное время года.
Презентация
1





Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе(10ч)



8.
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных,
планета дом всего человечества.
Беседа
1
Познавательные.
поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные.
уметь находить ответ Развитие творческих способностей обучающихся;
Воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе.
Коммуникативные.
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).




9.
Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» планеты Земля.
Репортаж
1




10.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление
одежды и жилищ.
Коллективно-творческая работа
1




11.
Что меня окружает в школе, в школьном дворе. Что можно изменить?
Иллюстрирование
1




12.
Работа над проектом «Школьная детская площадка». Подготовительный этап.
Проектная деятельность
1




13.
Работа над проектом «Школьная детская площадка». Проектировочный этап.

1




14.
Работа над проектом «Школьная детская площадка». Практический этап.

1




15.
Работа над проектом «Школьная детская площадка». Практический этап.

1




16.
Работа над проектом «Школьная детская площадка». Аналитико-коррекционный этап.

1




17.
Работа над проектом «Школьная детская площадка». Заключительный этап.
Защита проекта
1




Озеленение своего жилища и школы(5ч)



18.
Роль комнатных растений в жизни человека.
Презентация
1
Личностные.
мотивация учения.
Регулятивные.
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.



19.
Мои зелёные друзья.
Презентация
1




20.
Уход за комнатными растениями.
Диспут
1




21.
Озеленение классных комнат.
Акция «Озеленение»
1




22.
Озеленение своего жилища.

1




Человек – часть природы(5ч)



23.
Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы.
Беседа с демонстрацией
1
Познавательные.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Регулятивные. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.




24.
Правила поведения в природе. Правила поведения в лесу.
Диспут
1




25.
Правила поведения на берегу реки.
Диспут
1




26.
Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края!

Презентация
1




27.
Пожары и человек.
Круглый стол
1





Наша Родина(6ч)



28.
Родина. Россия. Родной край.

Экскурсия
1
Познавательные. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города. Знакомиться с особенностями Государственного флага России. Находить в справочных материалах и беседах с родителями нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях и святынях Москвы, праздничных днях России и родного города. Личностные. Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион.
Коммуникативные. Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.



29.
Символы государства и родного края.
Презентация
1




30.
Праздники страны и родного города.
Сообщение
1




31.
Столица России.

Презентация

1




32.
Родной край.
Экскурсия
1




33.
Старинные и современные предметы одежды и быта.
Викторина
1






Учебно-методическое обеспечение курса.

Головкин Б.Н. «О чем говорят названия растений». М.Колос , 1992 .

Дмитриев Ю.О. «Кто в лесу живет и что в лесу растет». М. Детская литература, 1985 .

Корабельников В.А. «Краски природы». М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А.А. «Зеленые страницы». М. Просвещение , 1997.

Программа факультативного курса «Окружающий мир»,2007г.

Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка.

Толковые словари.

Репродукции картин.

Настольные развивающие игры, лото, викторины.9


























Заголовок 315