Программа внеурочной деятельности туристко-краеведческой направленности Край в котором я живу



ФИО: Гаврилова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тацинская средняя общеобразовательная школа №1
Направление программы внеурочной деятельности: туристко-краеведческое
Тема: «Край, в котором я живу»
«Миссия педагога не в том,
чтобы привести детей
к заранее известным результатам,
но в умении и готовности
вместе с ними пройти “путь” познания,
результаты которого не предопределены.
В этом суть педагогики сотворчества».Л.Г. Логинова
Пояснительная записка
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Планета знаний» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. С 2007 года нашей школе присвоен статус «казачье» образовательное учреждение. В связи с этим представленная программа по образовательному направлению весьма актуальна на современном этапе обучения в начальной школе и направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта НОО по организации внеурочной деятельности.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Новизна и теоретическая значимость программы «Край, в котором я живу» заключается:
в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников
Цель: создание среды для духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка  через формирование основ краеведческой культуры.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы Донского края.
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношения к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
в разработке программы по формированию  краеведческой культуры младших школьников через вовлечение  младших школьников  в  поисковую, исследовательскую деятельность;
в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой  культуры.
в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.
В реализации данной дополнительной общеобразовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-10 лет.
Краеведческая направленность данной программы имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения: 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах в год).
Методы и приемы:
метод словесного обучения;
метод проблемного обучения;
метод погружения;
метод наблюдения;
метод творческого самовыражения.
диалоги, элементы дискуссий;
игры-практикумы;
проблемные ситуации;
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы, викторины;
беседы;
коллективно-творческие дела.
Формы проведения
Игры – путешествия
Занятия - исследования
Экскурсии
Аукционы знаний
Практические занятия
Праздники, связанные с народными традициями
Поисковая работа
Встречи с интересными людьми, с участниками исторических событий
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий  и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий  навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой  культуры осуществляется через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений).
Критерии результативности
Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Ценностные ориентиры содержания программы:
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы Донского края;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- формирование адекватной и позитивной самооценки;
- ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Метапредметными результатами является формирование следующих умений:
Регулятивных УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
- волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;
- моделировать различные ситуации поведения;
- умение включаться в работу;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
Познавательных УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием наблюдений и проведения опытов;
- формирование умения структурировать знания, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием доступных детям источников информации;
- умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;
- умение делать анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выводы на основании полученных результатов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- подведение под понятие – распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативных УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания;
- формирование потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участие в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
- формирование собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению;
- умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
- умение слушать собеседника;
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях и в проектной деятельности.
Учебно-тематический план программы
Первый год обучения
№ Разделы и темы Кол-во часов Теоретич.
часть Практич. часть
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Дом, в котором я живу 2 1 1
3 О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя станицы 4 3 1
4 Осенние изменения в природе нашего края 2 1 1
5 Сказки Дона 2 2 -
6 Птицы области в Красной книге 2 2 -
7 Зима на Дону 2 1 1
8 Природа Донского края 2 1 1
9 Животные Красной книги Ростовской области – береги и охраняй! 2 2 -
10 Масленица 2 1 1
11 Весна – красна, приходи в гости к нам 2 1 1
12 Растения Красной книги Ростовской области – береги и охраняй! 2 1 1
13 Зеленая аптека 2 1 1
14 Лето – чудесная пора 2 1 1
15 Историко-краеведческий музей 2 1 1
16 Знаешь ли ты родной край 1 1 -
Итого: 33 21 12
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Экскурсия.
Тема 2. Дом, в котором я живу.
Семейные праздники и традиции. Экскурсия.
Тема 3. О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя станицы.
О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя станицы. Экскурсия в парк.
Тема 4. Осенние изменения в природе нашего края.
Осенние изменения в природе нашего края. Экскурсия в осенний лес.
Тема 5. Сказки Дона.
Знакомство со сказками Дона. Конкурс рисунков по сказкам.
Тема 6. Птицы области в Красной книге.
Знакомство с Красной книгой РО, с птицами, которые в неё внесены.
Тема 7. Зима на Дону.
Зимние изменения в природе. Экскурсия в зимний лес.
Тема 8. Природа Донского края.
Знакомство с природой Донского края. Экскурсия в природу.
Тема 9. Животные Красной книги Ростовской области – береги и охраняй!
Знакомство с Красной книгой РО, с животными, которые в неё внесены.
Тема 10. Масленица.
Праздник Масленица. История праздника. Сжигание масленичной куклы. Праздничное представление.
Тема 11. Весна – красна, приходи в гости к нам.
Весенние изменения в природе нашего края. Экскурсия весенний лес.
Тема 12. Растения Красной книги Ростовской области – береги и охраняй!
Знакомство с Красной книгой РО, с растениями, которые в неё внесены. Экскурсия в природу.
Тема 13. Зеленая аптека.
Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Изготовление справочника лекарственных трав. Экскурсия в природу.
Тема 14. Лето – чудесная пора.
Летние месяца и сезонные изменения в природе. Экскурсия в природу.
Тема 15. Историко-краеведческий музей.
История создания музея в станице Тацинской. Экскурсия в музей.
Тема 16. Знаешь ли ты родной край.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Основы краеведения;
Сезонные изменения природы нашего края;
Растения, животные, птицы красной книги РО;
Виды и свойства лекарственных растений Дона;
Донские праздники;
Историю создания районного музея;
Родственные связи в семье.
Должны уметь:
Узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
Различать растения, животных и птиц Красной книги РО;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.
Учебно-тематический план программы
Второй год обучения
№ Тема Кол-во часов Теоретич.
часть Практич. часть
1 Правила поведения в природе 2 1 1
2 Край, в котором я живу 2 1 1
3 Золотая осень 2 1 1
4 Тайны Донской земли 3 2 1
5 Зимующие птицы нашего края 2 1 1
6 Пословицы и поговорки донских казаков 1 1 -
7 Моя история семьи 3 2 1
8 Поэты земли тацинской2 2 -
9 Обряды на Дону 2 1 1
10 Кто работает на родной земле 2 1 1
11 Природная лечебница 1 1 -
12 Мои земляки – герои и участники ВОВ 2 1 1
13 Наш прекрасный край весной 2 1 1
14 День рождение станицы 2 1 1
15 Чистота родного края 1 - 1
16 Обычаи, летние обряды и праздники на Дону 2 1 1
17 Рядом с домом лес и луг, озеро и речка 2 1 1
18 Юные знатоки Дона 1 1 -
Итого:
34 20 14
Содержание программы 2 года обучения
Тема 1. Правила поведения в природе.
Основы туризма и правила поведения в природе. Экскурсия в природу.
Тема 2. Край, в котором я живу.
Знакомство с сельским хозяйством нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. Встреча с известными людьми.
Тема 3. Золотая осень.
Отличительные признаки сезонных изменений, систематические наблюдения за погодой. Особенностями времен года в Ростовской области. Экскурсия в природу.
Тема 4. Тайны Донской земли.
Знакомство с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Исторические и литературные памятники тех времён. Рисование картин прошлого Дона.
Тема 5. Зимующие птицы нашего края.
Знакомство с видами птиц, зимующих в нашем крае. Изготовление кормушек.
Тема 6. Пословицы и поговорки донских казаков.
Знакомство с пословицами и поговорками донских казаков. Экскурсия в районную библиотеку.
Тема 7. Моя история семьи.
Летопись семьи. Семейные праздники.
Тема 8. Поэты земли тацинской.
Знакомство с поэтами земли тацинской (В. Белимова, Д. Гречкин) Встреча с поэтами.
Тема 9. Обряды на Дону.
Знакомство с обрядами на Дону. Праздничное представление.
Тема 10. Кто работает на родной земле.
Занятия и профессии людей Донского края. Встреча с известными людьми.
Тема 11. Природная лечебница.
Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли (подорожник, мята, чабрец, шиповник). Изготовление справочника лекарственных трав.
Тема 12. Мои земляки – герои и участники ВОВ.
Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового тыла. Экскурсия в музей.
Тема 13. Наш прекрасный край весной.
Весенние изменения в природе нашего края. Экскурсия в природу.
Тема 14. День рождение станицы.
Праздник станицы. История создания станицы. Интересные факты из жизни станицы. Составление альбома о родной станицы. Экскурсия на площадь Борцов революции.
Тема 15. Чистота родного края.
Основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха. Меры по охране их чистоты. Экскурсия в природу.
Тема 16. Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Знакомство с летними обрядами на Дону. Праздник Ивана Купала. Праздничное представление.
Тема 17. Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.
Дать общие представления о природных сообществах РО: водоем, луг, поле. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. Экскурсия в лес.
Тема 18. Юные знатоки Дона.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Основы туризма и правила поведения в природе;
Сезонные изменения природы нашего края;
Исторические и литературные памятники Дона;
Пословицы и поговорки донских казаков;
Семейные праздники;
Поэтов земли тацинской;
Донские обряды;
Профессии людей донского края;
Земляков – ветеранов ВОВ;
Виды и свойства лекарственных растений Дона;
Причины загрязнения воды и воздуха;
Историю создания станицы.
Должны уметь:
Узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
Изготовлять кормушки;
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родной станицы;
Приводить примеры профессий людей сельского хозяйства РО;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.
Учебно-тематический план и содержание программы
Третий год обучения
№ Тема Кол-во часов Теоретич.
часть Практич. часть
1 Мой край на карте Родины 2 1 1
2 Яркие страницы истории земли Донской 3 2 1
3 Покрова Пресвятой Богородицы 2 1 1
4 Явления природы Ростовской области 2 1 1
5 Главная река нашего края 1 1 -
6 Герб, флаг, гимн Ростовской области 3 3 -
7 Зимние обряды на Дону 2 1 1
8 Жизнь и быт казаков 2 1 1
9 Города Ростовской области 3 2 1
10 Новочеркасск - столица казачьего Дона
2 1 1
11 Волгодонск – город молодости 1 1 -
12 Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане 2 1 1
13 Весенние обряды и праздники на Дону
2 1 1
14 Азбука туризма и охраны природы 3 2 1
15 Из недр Донской земли 3 2 1
16 Перелистываем страницы 1 1 -
Итого: 34 22 12
Содержание программы 3 года обучения
Тема 1. Мой край на карте Родины.
Дать представления о Ростовской области как административной единице. Работа с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию РО на карте страны. Экскурсия.
Тема 2. Яркие страницы истории земли Донской.
Познакомить с яркими страницами истории земли Донской. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 3. Покрова Пресвятой Богородицы.
Праздник Покрова пресвятой Богородицы. История праздника. Экскурсия в церковь.
Тема 4. Явления природы Ростовской области.
Общее представление о 3-4 явлениях. Особенности времён года в крае (на основе наблюдений). Экскурсия в природу.
Тема 5. Главная река нашего края.
Знакомство с рекой Дон. Изучение живой природы реки. Экологические проблемы.
Тема 6. Герб, флаг, гимн Ростовской области.
Мы – жители Донского края, граждане Российской Федерации. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Знакомство с символами.
Тема 7. Зимние обряды на Дону.
Знакомство с зимними обрядами на Дону. Праздничное представление.
Тема 8. Жизнь и быт казаков.
Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Экскурсия в музей.
Тема 9. Города Ростовской области.
Знакомство с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Экскурсия в г. Белая-Калитва.
Тема 10. Новочеркасск - столица казачьего Дона.
Знакомство с г. Новочеркасском главной столицей казачьего Дона. История, архитектура, достопримечательности и значение. Составление летописи города Новочеркасска. Виртуальная экскурсия.
Тема 11. Волгодонск – город молодости.
Знакомство с г. Волгодонском, строительство Цимлянского водохранилища . История города Волгодонска. Виртуальная экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.
Тема 12. Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане.
Война в Афганистане. Встреча с земляками – участниками боевых действий в Афганистане.
Тема 13. Весенние обряды и праздники на Дону.
Сретение. Сороки. История праздника. Праздничное представление.
Тема 14. Азбука туризма и охраны природы.
Основы туризма для младших школьников и охрана природы. Поход.
Тема 15. Из недр Донской земли.
Знакомство с полезными ископаемыми РО: уголь, известняк, песок, глина. Бережное использование подземных богатств края. Свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области. Экскурсия.
Тема 16. Перелистываем страницы.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Страницы истории земли Донской;
Явления природы РО;
Особенности времен года в крае;
Главную реку нашего края;
Символы РО;
Особенности быта казаков;
Города РО и их достопримечательности;
Земляков – участников боевых действий в Афганистане;
Донские праздники;
Основы туризма;
Полезные ископаемые РО;
Должны уметь:
Работать с картой;
Находить на карте страны территорию РО;
Различать явления в природе;
Различать символы Донского края;
Различать полезные ископаемые РО;
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родной станицы;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.
Учебно-тематический план и содержание программы
Четвертый год обучения
№ Тема Кол-во часов Теоретич.
часть Практич. часть
1 Донской край – казачий край 2 2 -
2 Моё генеалогическое древо 3 2 1
3 Я не знаю земли лучше той, что меня растила! 2 1 1
4 Их нужно беречь 2 1 1
5 Главные объекты района 4 2 2
6 Церковь Пресвятой Богородицы 2 1 1
7 Казачьи посиделки 2 1 1
8 Памятники Дона – хранители истории 4 4 -
9 Донской казак хват, силой, удалью богат 2 1 1
10 Цвети мой край родной! 3 2 1
11 Что дает наш край стране? 1 1 -
12 Тацинский танковый рейд 2 1 1
13 Мои земляки – участники боевых действий в Чечне 2 1 1
14 Вместе весело шагать 2 1 1
15 Я – гражданин Ростовской области
1 1 -
Итого:
34 22 12
Содержание программы 4 года обучения
Тема 1. Донской край – казачий край.
Знакомство с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.
Тема 2. Моё генеалогическое древо.
Знакомство с понятием родства кровного и духовного, и с другими родственными наименованиями. Составление генеалогического древа. Экскурсия.
Тема 3. Я не знаю земли лучше той, что меня растила!
Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для РО (гололед, ливневые дожди, грозы, туманы). Экскурсия.
Тема 4. Их нужно беречь.
Составление Красной книги Ростовской области. Защита и охрана. Правила поведения в природе. Экскурсия в природу.
Тема 5. Главные объекты района.
Знакомство с главными объектами, их значение для района. Экскурсия на объекты.
Тема 6. Церковь Пресвятой Богородицы.
История создания церкви Пресвятой Богородицы. Экскурсия в церковь.
Тема 7. Казачьи посиделки.
Казачьи посиделки. Традиции и обычаи казаков. Праздничное представление.
Тема 8. Памятники Дона – хранители истории.
Знакомство с главными памятниками Дона (г. Ростова-на-Дону, г. Таганрога, г. Азова, г. Шахты). Охрана памятников.
Тема 9. Донской казак хват, силой, удалью богат.
Идея казачьей вольности. Знакомство с историей казачьих походов, значение службы Отчизне, Родине, краю. Экскурсия в музей г. Белая Калитва.
Тема 10. Цвети мой край родной!
Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация; шиповник, барбарис, боярышник; полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.) Экскурсия в лес.
Тема 11. Что дает наш край стране?
Главное значение хозяйства нашего края для страны. Сельское хозяйство на Дону: животноводство и земледелие.
Тема 12. Тацинский танковый рейд.
История Тацинского танкового рейда. Встреча с участниками танкового рейда. Экскурсия в музей.
Тема 13. Мои земляки – участники боевых действий в Чечне.
Война в Чечне. Знакомство и встреча с земляками – участниками боевых действий в Чечне.
Тема 14. Вместе весело шагать.
Изучение основ туризма, укрепление здоровья и повышение уровня экологической культуры. Поход.
Тема 15. Я – гражданин Ростовской области.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Историю появления первых казачьих городков;
Генеалогическое древо своей семьи;
Объекты неживой и живой природы Ростовской области;
Главные объекты района;
Донские праздники;
Памятники Дона;
Историю казачьих походов;
Виды деревьев, кустарников и трав родного края;
Главное значение хозяйства нашего края для страны;
История Тацинского танкового рейда;
Земляков – участников боевых действий в Чечне;
Основы туризма
Должны уметь:
Составлять генеалогическое древо;
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
Различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
Различать сельское хозяйство на Дону;
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родной станицы;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.
Учебно – методическое обеспечение
Занятия со школьниками проводятся в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого материала. Работа ведется как со всей группой, так и в парах, и в группах; с оказанием, со стороны педагога, индивидуальной помощи детям.
По всем разделам и темам имеется яркий, наглядный материал
(презентации, видеофильмы, таблицы, карточки). На каждого ребенка приготовлен необходимый раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется.
Используется библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми. В конце каждой пройденной темы проводится защита проекта. Результативность обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках. Индивидуальные достижения – персональным участием в сетевых интернет-проектах.
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
Технические средства обучения
Компьютер
Компьютерный класс (для учащихся)
Проектор
Интерактивная доска
Магнитофон
Список использованной литературы
1.  Алексенко В. Н., Мартынова М. И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
2.  Алмазов Б. А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3.  Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4.  Вавилина В. А. , Харламова Т. В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5.  Донской народный костюм. Сост Т. К.Тумасов. Т. С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
6.  Закруткин В. А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
7.  Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
8.  Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А. П.Скорик, Р. Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
9.  Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
10.  Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е. Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
11.  По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В. Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
12.  Степаненко Л. Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
13.  Степаненко Л. Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
14.  Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
15. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
16. Чёрная А. В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.