Рабочая программ внеурочной деятельности Край, в котором я живу. Я — Ученик 1 класс


КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (Я – ученик)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Край, в котором я живу» (Я – ученик) разработана на основе программы пропедевтического курса «Край, в котором я живу» С.Л.Посмитной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально- региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников.
Программа «Край, в котором я живу» (Я – ученик) основывается на следующих программно-методических материалах:
Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу» / С.Л. Посмитная; — Хабаровск: Частная коллекция, 2008.
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели).
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:
Посмитная С. Л. «Край, в котором я живу. Я – ученик». Игровой практикум для младших школьников; - Хабаровск: Частная коллекция, 2014.
Пособие для учителя «Я – ученик», -Хабаровск: Частная коллекция, 2012.
Цели и задачи курса направлены на:
Пробуждение интереса и накопление знаний о Хабаровском крае.
Самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для младшего школьного возраста социальных ролях: ребенка, творческой индивидуальности, школьника, товарища, жителя микро- региона, гражданина Хабаровского края.
Формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками.
Формировать у учащихся культуру общения, развивать их коммуникативные умения.
Учить детей формулировать и высказывать свое мнение, уметь отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений.
Воспитывать у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам.
Формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
Дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, его месте в окружающей жизни;
Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
Формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;
Способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.
Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего сообщества людей.
Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.
Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников.
Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.
Содержание программы
1 класс (34 часа).
Первый раздел «Я – ученик»
Введение. Давай познакомимся. Знакомство с новым курсом. Помощники первоклассника – эндемики Хабаровского края. С медвежонком и тигренком по стране Знаний. Мы – ученики, одноклассники, дальневосточники.
Тема 1: Я – ученик. Мы – ученики.
Кто я? Кто мы? Мы разные. Каждый особенный. Мы один класс. Давайте познакомимся. Наши любимые игрушки. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) День Знаний.
Учебное занятие, звонок, перемена, расписание, наши дневники – деловые записные книжки.
Мы – школьники. Зачем мы учимся? Учение – главная работа школьников. Домашнее задание и наше рабочее место дома. Секреты хорошей учебы. ( «Веселая энциклопедия полезных советов»). Школьник и дошкольник, а кто я? Чем отличается школьник от дошкольника?
Мой режим дня. Как все успеть? Дела бывают разные по времени и трудности выполнения. Умение составлять личный деловой план на день, неделю. Умение анализировать прожитый день: что мне удалось сделать, а что нет.
Наш безопасный путь из дома в школу и назад. Улица (дорога): проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток, основные дорожные знаки. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Светофор и его сигналы. Правила перехода улицы. Правила поведения на загородных дорогах. Особенности движения транспорта по мокрой и скользкой дороге. Соблюдение Правил дорожного движения при переходе автодорог.
Я – ученик, мы – ученики. Ученик – человек, который чему-то учится. Чему и как можно учиться? Органы чувств человека и их роль в исследовании человеком мира.
История школьного портфеля и его обитателей. Состояние личных школьных принадлежностей у каждого первоклассника.
Мы – первоклассники. Посвящение в первоклассники. Праздник с вручением подарков и выступлением детей и родителей…
Тема 2: Мы, наш класс и наша школа.
Тип нашей школы (муниципальная). Номер и адрес нашей школы, средства связи. (Игра «Расскажи прохожему или другу, где расположена твоя школа», «Позвоните по школьным телефонам». Что бы вы узнали или сообщили?) Наш безопасный путь по школьному зданию. (Экскурсия по школьному зданию с целью ознакомления детей с расположением необходимых учебных комнат, коридоров, входов и выходов из здания, экскурсия- разведка «Как Вас зовут?» Знакомство с администраторами, техническим персоналом, поварами школы). Школьный бюджет. Доходы и расходы школьного бюджета. Бережное отношение к школьному имуществу и возможность пополнения школы новыми книгами, спортивным инвентарем, пособиями, компьютерами… От кого зависит в школе чистота, уют, возможность получить хорошее образование? Сколько стоит наше образование?
Классный кабинет. Рабочее место ученика и учителя. Индивидуальные и общешкольные принадлежности. (Игра на внимание «Мое и наше» и на самое аккуратное рабочее место). От чего зависит наше здоровье в школьном кабинете?
Экскурсия в школьный медпункт. Что нужно делать для укрепления своего здоровья в школе и дома? Знакомство с медицинским персоналом и правилами поведения в школьном медпункте. Возможные опасности и травмы. Навыки оказания первой помощи пострадавшему в случае получения травмы в школе. Основные человеческие потребности первоклассников и их удовлетворение в условиях школы. Правила поведения и основы безопасной жизнедеятельности на занятиях и переменах, в разных местах школы: в столовой, в туалетных комнатах, на игровой площадке, в спортзале…
Общешкольные правила безопасности для детей и взрослых, принятые в нашей школе. (Мозговой штурм «Школьное царство и его правила поведения»).
План и правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, землетрясение, наводнение, при встрече с человеком угрожающего поведения в школе). К кому в школе можно обратиться за помощью? (Показ безопасных мест укрытия в здании и маршрута выхода из здания школы на случай чрезвычайной ситуации). Причины пожаров в здании школы и способы их тушения.
Телефоны экстренной помощи: 01, 02, 03, службы спасения.
Скоро праздник Новый год. Правила поведения при пожаре. Дружина ЮДП в нашем классе.
Школьная библиотека – хранительница знаний людей и наша помощница. Правила поведения в библиотеке. Читательский билет, книжные полки, каталоги. Экскурсия в школьную библиотеку. Книги дальневосточных авторов детям.
А мы такие разные. Наша классная книга рекордов. Мой класс глазами моих одноклассников.
Семья. Наш класс – семья (союз одноклассников). Чувства заботы, товарищества, поддержки, уважения и дружбы – это условия успеха в учебе каждого в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок»).
Как я и мои одноклассники можем сделать свою жизнь а классе и в школе интересной? Наше самоуправление. Коллективное планирование классных дел и анализ проведенных. Я и вклад каждого в создание интересной жизни в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок»).
Как жить в мире с другими? Деловые и личные отношения между всеми жителями школьной страны: учениками, учителями, администрацией школы, техническим персоналом, родителями (устный опрос мнения детей «Ученик и учитель – это…»). Как разрешать возникаемые конфликты, «нерешаемые» вопросы? Учиться на чужих и своих ошибках. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок»). Какие отношения помогают и какие мешают нам в учебе? Коллективный договор о правилах хорошего тона в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок»). Тренинг «Комплимент». Умение принимать людей такими , какие они есть – важное качество современного человека. Право на ошибку. Ответственность за свои поступки. (Групповой мозговой штурм).
Вежливые слова. «Здравствуйте» и «До свидания». Как себя вести в классе, если ты в нем новичок или возвращаешься после болезни? Как попрощаться с классом, если предстоит разлука или переезд? Как быстрее познакомиться с другими? Как преодолеть свои страхи и робость в общении с другими (психологический тренинг)?
Каникулы и правила поведения на дорогах, на весеннем льду. Наши путешествия по Хабаровскому краю во время каникул.
Тема 3: Наша школьная пора.
Что такое история? Какой она бывает? Зачем она людям? Путешествие по «реке времени».
История нашей школы. Воспоминания наших родителей об их школьной поре, школе и учителях. Любимые предметы наших родителей. (Рассказы-воспоминания родителей). Просмотр альбомов выпускников прошлых лет.
История нашего класса. (Коллективное придумывание и оформление альбома или настенной газеты о классе: будни и праздники нашего класса, ученики, учителя, родители).
Подарок будущим первоклассникам от нашего класса. Настенные газеты – пожелания. Шкатулки с полезными мелочами.
Наши школьные успехи. Подведение первоклассниками своих качественных и количественных итогов.
Основы безопасной жизнедеятельности детей летом на территории Хабаровского края.
Праздник «До свидания, первый класс». (Праздничный концерт, посвящение в второклассники, поздравление родителей…)
Тематическое планирование


п/пРаздел Количество
часов Характеристика деятельности обучающихсяУУД
1 Введение
1 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
Обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно) Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о причинах успеха в учебе;
интерес к учебному материалу;
этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
знание основных моральных норм поведения
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
представления о гражданской идентичности в форме осознания *Я» как гражданина России;
представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении
Познавательные:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные:
Обучающийся научиться:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
допускать существование различных точек зрения;
договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы;
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
2 Я – ученик. Мы – ученики.
8 3 Мы, наш класс и наша школа.
16 4 Наша школьная пора. 8 Итого – 33 часа
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
понимать особую роль Дальнего Востока России в истории России и мира;
работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
уважать свой народ, его традиции и обычаи;
различать государственные символы и символику ДВ.
работать со справочниками, энциклопедиями и Интернет- ресурсами;
самостоятельно проводить наблюдения, практические, исследовательские работы, интервьюирование;
работать со всевозможными картами, таблицами, схемами;
Календарно – тематическое планирование.

п/п № занятия в теме Тема занятия Элементы содержания Дата проведения
занятия
Введение (1 час)
1
1 Введение.
Знакомство с новым курсом.
Помощники первоклассника – эндемики Хабаровского края.
Знакомство с понятиями «дальневосточники», «хабаровчане».
1А 03.09
1В 05.09
1Г 02.09
Тема 1. Я – ученик. Мы – ученики. (8 часов)
2
1 Я ученик. Мы – ученики.
Давайте познакомимся.
Знакомство с понятиями «ученик», «одноклассник».
Создание настенного проекта «Наш классный уголок». 1А 10.09
1В 07.09
1Г 09.09
3 2 Мой дневник.
Учебные занятия, звонок, перемена. Введение понятий «урок», «перемена», «учебный предмет», «игра».
Заполнение страницы из дневника первоклассника.
1А 17.09
1В 14.09
1Г 16.09
4
3 Мы – школьники.
Учение – главная работа школьника. Введение понятий «школа», «школьник».
Беседа «Учение – главная работа школьников».
Практическая работа «Мой уголок школьника».
1А 24.09
1В 21.09
1Г 23.09
5 4 Режим дня.
Личный деловой план на день, на неделю.
Введение понятия «режим дня».
Составление личного делового плана на день, на неделю.
1А 01.10
1В 28.09
1Г 30.09
6 5 Безопасный путь из дома в школу и назад. Светофор и его сигналы. Основные дорожные знаки. Введение понятий «улица», «дорога», «перекрёсток», «переход».
Закрепление знаний о сигналах светофора.
Игра «Назови знак».
1А 08.10
1В 05.10
1Г 07.10
7 6 Ученик – человек, который чему-то учится.
Беседа «Органы чувств у человека и их роль в исследовании человеком мира».
Творческая работа «Какие органы чувств помогают нам познавать мир».
1А 15.10
1В 12.10.
1Г 14.10
8 7 История школьного портфеля и его обитателей.
Беседа «Что нужно ученику для учёбы».
Игра «Собери портфель».
1А 22.10
1В 19.10
1Г 21.10
9 8 Мы – первоклассники.
Праздник: «Посвящение в первоклассники». Праздник: «Посвящение в первоклассники».
1А 29.10
1В 26.10
1Г 28.10
Тема 2. Мы, наш класс и наша школа. (16 часов)
10 1 Наша школа, тип школы, адрес, средства связи.
Беседа «История школы».
Творческая работа «Это моя школа».
Игра «Расскажи другу, где расположена твоя школа». 1А 12.11
1В 09.11
1Г 11.11
11 2 Безопасный путь по школьному зданию. Экскурсия – разведка «Как Вас зовут?». Экскурсия по школьному зданию с целью ознакомления детей с расположением учебных комнат, коридоров, входов и выходов из здания.
Экскурсия – разведка «Как Вас зовут?».
1А 19.11
1В 16.11
1Г 18.11
12 3 Школьный бюджет.
Доходы и расходы школьного бюджета. Введение понятий «школьный бухгалтер», «бюджет», «доход», «расход».
Игра «Школьный бюджет». 1А 26.11
1В 23.11
1Г 25.11
13 4 Классный кабинет.
Наше здоровье в школьном кабинете.
Беседа «Рабочее место ученика».
Игра на внимание «Моё и наше».
Практикум «Говорящий портфель».
1А 03.12
1В 30.11
1Г 02.12
14 5
Школьный медпункт. Оказание помощи пострадавшему в случае получения травмы в школе. Экскурсия в школьный медпункт.
Знакомство с медицинским персоналом и правилами поведения в школьном медпункте.
Практикум «Оказание помощи пострадавшему в случае получения травмы в школе. 1А 10.12
1В 07.12
1Г 09.12
15 6 Правила поведения в школе.
Мозговой штурм «Школьное царство и его правила поведения». Знакомство с понятием «вежливость».
Знакомство с общешкольными правилами безопасности для детей.
Мозговой штурм «Школьное царство и его правила поведения».
1А 17.12
1В 14.12
1Г 16.12
16 7 Правила поведения в чрезвычайной ситуации.
Знакомство с правилами поведения в чрезвычайной ситуации.
Игра «Юный друг полицейского». 1А 14.01
1В 11.01
1Г 13.01
17 8 Новогодний праздник. Правила поведения при пожаре.
Знакомство с правилами
поведения при пожаре.
Игра «Юный друг пожарного».
1А 24.12
1В 21.12
1Г 23.12
18 9 Школьная библиотека – хранительница знаний.
Правила поведения в библиотеке.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Знакомство с правилами поведения в библиотеке.
Беседа «Книжкины правила». 1А 21.01
1В 18.01
1Г 20.01
19 10 А мы такие разные.
Мой класс глазами моих одноклассников.
Составление книги рекордов класса.
Беседа «Наши имена».
Игра «Угадай кто это?» 1А 28.01
1В 25.01
1Г 27.01
20 11 Семья. Наш класс – семья.
Проект «Наши добрые дела».
Беседа «Наш класс – семья».
Создание проекта «Наши добрые дела». 1А 04.02
1В 01.02
1Г 03.02
21 12 Школьные будни.
Поручения в нашем классе. Творческий проект «Наш классный уголок». 1А 18.02
1В 15.02
1Г 17.02
22 13 Как жить в мире с другими.
Устный опрос «Ученик и учитель – это…..». Знакомство с понятиями «друг», «другой».
Беседа «Как жить в мире с другими».
Устный опрос «Ученик и учитель – это…..».
1А 25.02
1В 29.02
1Г 24.02
23 14 Как жить в мире с другими.
Решение конфликтных ситуаций. Беседа «Как разрешить конфликт».
Игра-практикум «Умей сказать – нет».
1А 03.03
1В 14.03
1Г 02.03
24 15 Вежливые слова.
Как вести себя в классе в различных ситуациях. Знакомство с правилами приветствия и прощания.
Беседа «Вежливые слова».
Тренинг «Как преодолеть свои страхи и робость в общении с другими». 1А 10.03
1В 21.03
1Г 16.03
25 16 Правила поведения во время каникул на дорогах, на весеннем льду. Знакомство с правилами поведения на дороге.
Беседа «Три сигнала светофора».
Знакомство с правилами поведения на льду весной.
1А 17.03
1В 04.04
1Г 23.03
Тема 3. Наша школьная пора. (8 часов)
26 1 Что такое история? Путешествие по «реке времени». Введение понятий «история», «век», «петроглифы».
Игра «Путешествие по «реке времени». 1А 24.03
1В 11.04
1Г 06.04
27 2 История нашей школы Исследование «История нашей школы».
Творческий проект «Эмблема и флаг нашей школы». 1А 07.04
1В 18.04
1Г 13.04
28 3 История нашего класса.
Настенная газета «Будни и праздники нашего класса». Составление плана класса.
Оформление настенной газеты «Будни и праздники нашего класса». 1А 14.04
1В 25.04
1Г 20.04
29 4 Подарки будущим первоклассникам. Изготовление настенных газет – пожеланий. Изготовление настенных газет – пожеланий будущим первоклассникам. 1А 21.04
1В 16.05
1Г 27.04
30 5 Подарки будущим первоклассникам. Изготовление шкатулок. Изготовление шкатулок для будущих первоклассников.
1А 28.04
1В 23.05
1Г 04.05
31 6 Наши школьные успехи. Подведение первоклассниками своих качественных и количественных итогов.
Заполнение дневника первоклассника.
Создание фотовыставки «Наш класс».
Подведение первоклассниками своих качественных и количественных итогов.
1А 05.05
1В 30.05
1Г 11.05
32 7 Правила безопасности детей летом на территории Хабаровского края. Знакомство с правилами безопасности во время летних каникул.
Игра «Путешествие по лесу». 1А 12.05
1В 1Г 18.05
33 8 Концерт «До свиданья, первый класс». Праздничный концерт «До свиданья, первый класс». 1А 19.05
1В 1Г 25.05
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу» / С.Л. Посмитная; — Хабаровск: Частная коллекция, 2008.
Посмитная С. Л. «Край, в котором я живу. Я – ученик». Игровой практикум для младших школьников; - Хабаровск: Частная коллекция, 2014.
2. Печатные пособия.
Настольные и настенные карты (муниципального района, административная и физическая карты Хабаровского края, административная карта России и политическая карта мира).
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
CD диск (Посмитная С. Л. «Край, в котором я живу. Я – ученик»), позволяющий использовать во время уроков видеоряд, подобранный для соответствующих тем.4. Технические средства обучения (ТСО).
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и
картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экспозиционный экран.
Сканер.
Принтер лазерный.