Конспект интегрированного урока по окружающему миру и литературному чтению на тему : «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».(2 класс)


Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века»
Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу.
Э. Шим «Всем вам крышка».
Класс: 2
Цели:
1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, воспитание интереса к природе.
2.Развитие познавательного интереса детей через произведения о зиме и зимних явлениях. Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.
3Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
4.Отрабатывать навык выразительного чтения
5.Учить пользоваться разными видами чтения.
6.Учить выявлять точку зрения автора и выражать свою.
7.Учить рассказывать о герое и его поступках, опираясь на текст произведения.
8.Воспитывать читательский интерес, интерес к изучению окружающего мира родного края. Воспитание культуры общения, интереса к чтению, любви к родному краю, бережного отношения к лесным обитателям и природе.
Оборудование: Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс;
учебник «Литературное чтение», 2 класс,
компьютерная презентация.
Ход урока:
1.Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
-Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.
1. Сообщение синоптиков.
а) Прогноз погоды на сегодняшний день.
(Сегодня пасмурно, температура воздуха , осадков нет, ветер слабый.)
б) Народные приметы.
Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
Дым столбом - к морозу.
Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
Холодная зима – жаркое лето.
- А теперь в путь!
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(зимой)
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся…. Куда? Посмотрите и догадайтесь. ( В зимний лес, на лесную полянку, на зимнее поле)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Почему вы решили, что на этих картинках зима?
Какой главный признак зимы в неживой природе? (главный признак зимы в неживой природе – это снег и лёд)
А как вы думаете, изменилась ли жизнь живой природы? Как изменилась жизнь лиственных растений зимой?
Почему лиственные растения на зиму сбрасывают листву?
Какими мы видим хвойные растения зимой?
А как зимуют травянистые растения? (наземная часть у травянистых растений отмирает на зиму)
Встречаются ли под снегом зелёные травянистые растения? (Да! Земляника, копытень, озимые хлеба)
Почему эти растения не замерзают зимой? (снег защищает их от мороза)
Подтвердите свою мысль народной мудростью – пословицами.
Много снега – много хлеба.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Снега надует – хлеба прибудет.
Снег глубокий – год хороший.
А как вы думаете изменилась ли жизнь животных зимой? (Да! В природе всё взаимосвязано)
3. Игра «Приметы зимы».
- Назовите приметы зимы, повторяться нельзя.
4. Работа над изучением нового материала.
1) Неживая природа зимой.
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд. Изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.
Вы знаете, что зимних месяцев 3: декабрь, январь, февраль. Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь – «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, а зиме – середина. Февраль – «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «вьюги да метели под февраль прилетели».
2) Живая природа зимой.
Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, которые зацветают ранней весной.
- А как звери готовятся к зиме?
- Как зимуют медведь, белка, волк, лиса сейчас мы узнаем.
Белка
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
Медведь
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Лиса
За деревьями. Кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, мышками. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Заяц
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Для зайцев в заповедниках ещё летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушёных веток рябины, малины, тополя.
Для зайцев в заповедниках ещё летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушёных веток рябины, малины, тополя.
Волк
   Волк  ловкий, умный и сильный зверь. Этот хищник отличается необычайной прожорливостью. Его жертвой может стать зайчишка, тетерев, отбившаяся от стада овечка и даже лось. Много обглоданных костей находят в волчьем логове. В поисках добычи волки могут бежать 70 километров.
      Охотники на волков знают хитрость и сообразительность зверя. Только умелый охотник может справиться с этим страшным хищником.
- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?
Для лосей в заповедниках подрубают молодые осины, Любят лоси также ветки рябины и сосны.
Для кабанов в заповедниках оставляют корнеплоды: свёклу, брюкву. Репу, жёлуди.
В заповедниках подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лёд. Бобры питаются осиной, черёмухой, дубом, тополем.
- Как зимуют рыбы?
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.
Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби.
Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замёрзала, в неё кладут пучки соломы и присыпают снегом.
3) Жизнь птиц зимой.
-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-Назовите зимующих птиц.
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)
Рассказ о клестах.
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
Сообщение о синичке.
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. Синицы круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало.
Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.
Каких птиц вы видели на улице?
В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.
Отгадайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
На кормушке мы видим гостей которые прилетели к нам зимовать. Это – кочующие птицы.
Свиристель – таёжный житель. Но к нам прилетает зимовать т.к. любит плоды рябины, калины, клюквы. Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается края крыльев и хвостика ярко-желтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет.
Зимой на ветвях яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …. (снегири)
Снегири прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы.
-Чем питаются птицы зимой?
Пшено, просо, овёс, пшеница;
Семена подсолнечника;
Ягоды рябины, боярышника;
Семена клёна, ясеня;
Шишки, жёлуди, орехи;
Хлеб, хлебные крошки.
-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Меню
Арбузные семечки
Дынные семечки
Семечки подсолнуха
Просо
Пшено
Овес
Кедровые орешки
Ягоды рябины, бузины, черемухи
Хлебные крошки
Кусочки сала (несоленого)
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
-Что произойдёт, если не будет птиц?
- Какие ещё птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи.)
- Какие прилетают с севера? (Снегири, свиристели.)
5. Обобщение изученного материала.
Как животные готовятся к зиме
Морозы Тёплый мех
Зима Нет корма Впадают в спячку; используют летние запасы; перебираются ближе к жилью человека
Снег Смена окраски
Зимой о жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лакомство. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки, лисы – охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима – трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.
- Как вы можете помочь перенести птицам трудное время года? (Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц.)
6. Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)
7. Закрепление изученного материала.
1. – Рассели животных: по домикам.
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые к зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые к зимой ищут корм в природе.
- Белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан. Заяц, ёж. Барсук, бобр, хомяк.
2. – Выбери животных. которых можно встретить зимой:
Муравей, лягушка, медведь. ёж, бабочка, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось.
3. – Отгадай загадки:
Летом по лесу гуляет,
А зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
(Заяц)
Какая птица зимой птенцов выводит?
(Клёст)
У какого зверя зимой рождаются детёныши?
(У медведицы)
8. Невидимые связи в зимнем лесу – беседа.
- Связаны ли между собой растения и животные? Как? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)
Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.
- Как связана жизнь животных с елью? (животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей, клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов, заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда у самой земли.)
Но существует также и связь между животными – «друзьями ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снкгу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестами шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сорвать их сами на деревьях. Приведённые факты показывают косвенные связи, которые складываются между животными. Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.
Итак, на примере только одной ёлочки мы убедились, что она служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием. Но скоро Новый год. По обычаю, люди идут в лес и вырубают для празднования Нового года сотни, тысячи ёлок. Человек, стремясь украсить свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.
- Что это за собой влечёт? (Животные лишаются корма, убежища, места для гнезда.)
Да, человек вредит природе. И прежде чем придёт Новый год, ребята, подумайте над тем, стоит ли приобретать настоящую ёлку, не лучше ли оставить её в лесу, а дом украсить искусственной?
9. Работа над произведением Э. Шима «Всем вам крышка».
Чтение произведения по частям.
Вопросы по прочитанному в 1 части:
- Что случилось с Морозкой, когда он первый раз шёл по лесу?
- В чём был обут Морозко?
- Что значит «неспособно шлёпать»?
- Какие крышки приготовил Морозко для луж? ; для болот? ; для прудов и озёр?
- Какая живность водилась в луже?
- О чём просили Морозко Жители лужи?
- Выполнил ли их просьбу Морозко?
Вопросы по прочитанному во 2 части:
- Какие жители жили в болоте?
- О чём просили Морозко жители болота?
- Выполнил ли их просьбу Морозко?
- Какую крышку приготовил Морозко для озера?
- Кто жили в озере?
- Кто такие мальки-сеголетки?
- О чём просили Морозко Жители озера?
- Выполнил ли их просьбу Морозко?
Вопросы по прочитанному в 3 части:
- Кем считал себя Морозко?
- Что же значит «властелин»?
- Что же стало с водяными жителями? ; с лягушками? ; с улитками? ; с рыбами?
- Что устроили люди для тех, кто не спит зимой в водоёмах?
- А что же сделает весна с Морозкиными крышечками, когда придёт?
Обобщение по прочитанному.
- Каким вы представляете себе Морозко?
- Почему автор озаглавил так своё произведение?
10. Поляна «Народной мудрости».
-Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?
Зимний денёк с комариный носок.
Хороший снежок урожай сбережёт.
В зимний холод всякий молод.
Снегу надует – хлеба прибудет.
Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
Мороз велик, да стоять не велит.
И в сильный мороз работа согреет.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Новый год – к весне поворот.
Береги нос в большой мороз.
11. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Как зимуют различные звери? Птицы? Рыбы?
- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?
- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой? (Сделать кормушки, подкармливать птиц.
12. Домашнее задание.