Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме Атмосферное давление с элементами ФГОС.


Открытый урок
по физике в 7 классе«Атмосферное давление»
Подготовила и провела:
учитель физики
Пилюгина Д.Д.
Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, познакомить школьников с явлениями вызванными действиями атмосферного давления.
Задачи урока:
Образовательные: из курса географии вспомнить общие сведения об атмосфере и атмосферном давлении, экспериментальное доказательство существования атмосферного давления, обосновать существование веса воздуха
Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, формулировать выводы, анализировать и систематизировать информацию
Воспитательные: создать условия для познавательной мотивации при изучении физики, показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем человека, формировать умение работать в группе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, проектор, презентация и оборудование для групповой работы.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.
Здравствуйте ребята, гости. Отсутствующие есть? Нам сегодня понадобится учебник, тетрадь, сборник задач. У всех все есть?
II. Повторение изученного материала
Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с притчи. Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для тебя осталось столь много неясных вопросов?"
В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов". Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.
На каждом уроке мы расширяем кругозор наших познаний и сегодняшний урок не будет исключением.
III. Целеполагание и мотивация
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что воздух имеет вес, а значит должен создавать давление на окружающие тела. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух…! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. «Атмосферное давление. Опыт Торричелли». Цели нашего урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы, объяснить значение атмосферного давления. Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опыте.
Демонстрация опыта: стакан с водой, лист бумаги. Обучающиеся пытаются объяснить, почему лист не падает.
IV. Изучение нового материала
Ребята, а как вы думаете можно ли рассчитать атмосферное давление по формуле для вычисления давления столба жидкости? нельзя…для этого надо знать высоту атмосферы и плотность воздуха, а вы знаете, что у атмосферы четкой границы нет и плотность воздуха меняется с высотой. Как же быть? Очень простой по содержанию опыт был поставлен Эванджелистом Торричелли. Но этому предшествовало одно событие: еще древней цивилизации были известны всасывающие насосы. С их помощью можно было поднять воду на значительную высоту. Древние философы задумывались о причинах этого и пришли к выводу, что вода следует за поршнем потому, что природа боится пустоты. Никто не задумывался, что это может быть по причине веса воздуха. Рассказывают, что Италии в 1640 году герцог Тосканский задумал устроить фонтан на террасе своего дворца. Воду для этого фонтана должны были накачивать из соседнего озера, но вода не шла выше 10, 3 метра. Тогда герцог обратился к Галилею за разъяснениями. Галилей пошутил, что вероятно природа перестает бояться пустоты на высоте более 10 м и предложил своему ученику Торричелли разобраться в этом странном явлении. Имя Торричелли (1608-1674 г) навсегда вошло в историю физики как имя человека, впервые доказавшего существование атмосферного давления и сконструировавшего первый прибор для измерения атмосферного давления. (1643 год). Всеобщее признание это открытие получило после опытов Блеза Паскаля во Франции и Отто фон Герике в Германии. Паскаль организовал в 1648 году измерения высоты ртутного столба в одной и той же трубке сначала у основания горы Пюи – де – Дом, затем на её вершине, на высоте около 1300 метров.
Как вы думаете, к каким результатам пришел Паскаль?
Учащиеся: на вершине горы высота столбика оказалась меньше, вследствие меньшего давления воздуха.
Учитель: А Отто фон Герике спроектировал приборы, названные «магдебургскими полушариями». При откачивании воздуха из шара к кольцам на полушариях было впряжено по 16 лошадей, и они не смогли их разъединить. Небольшая разминка.
Учитель: За единицу измерения атмосферного давления принимают 1 миллиметр ртутного столба. Выразим это соотношение в Паскалях:

Получаем, что давление в 760 мм. рт. ст. составляет примерно 101300 Па.
С помощью обучающихся рассчитываем атмосферное давление и связь между 1 мм.рт.ст. и Паскалями.
V. Закрепление изученного материала
№1. Восстановите предложения, заполнив пустоты.
1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .
2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.
3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.
№2.тест
№ п/пВопрос Ответ
1. Что называется атмосферой? 1. Водная оболочка.
2. Живая оболочка.
3. Воздушная оболочка.
2. Что называется атмосферным давлением? 1. Давление воздушной оболочки.
2. Давление крови.
3. Давление водной оболочки.
3. Кто из ученых занимался изучением атмосферного давления? 1. И.Ньютон. 2. Э.Торричелли. 3. Д. Максвелл.
4. Объем комнаты,плотность воздуха равна 1,29 . Найдите вес воздуха. 1. 500Н. 2. 645Н. 3. 642Н.
5. Как изменяется атмосферное давление с высотой? 1. Увеличивается.
2. Уменьшается.
3. Остается постоянным.
№ 3. составление кластера в группах «Атмосфера»
VI. Взаимопроверка и подведение итогов урока
Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели наши достигнуты. В ходе урока вы показали себя наблюдательными, внимательными, способными подмечать вокруг себя все новое и интересное. Познакомились с очень интересным и важным явлением - атмосферным давлением, изучили состав атмосферы. Атмосфера защищает все живое на Земле от разрушительного действия ультрафиолетового излучения, оказывает большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Благодаря атмосферному давлению мы дышим. Но мы должны заботиться о своем здоровье сами и не от случая к случаю, а ежедневно. А закончить урок хотелось бы словами ученого и писателя Блез Паскаля: “Я не становлюсь богаче, сколько бы не приобретал земель… - а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную”.
VII. Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание: решить задачу. Прочитать §40, 41,42. Выполнить задание 10.1, 10.3
Ребята, большое спасибо за совместную работу.