25.11.2014г. Урок физики в 7-м классе по теме Сила упругости. Закон Гу-ка. Вес тела

25.11.2014г. Урок физики в 7-м классе по теме "Сила упругости. Закон Гука. Вес тела"
Тюрина Наталья Александровна, учитель физики и математики МБОУ «Вавилонская СОШ»

Разделы: Преподавание физики.

Цели урока:
1. Образовательная:
ввести понятие силы упругости, веса тела; опытным путём получить закон Гука, показать различия веса тела и силы тяжести; ввести формулы закона Гука и веса тела.
2. Развивающая:
систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии "сила", "сила тяжести";
развивать внимание и любознательность путём выполнения опытов при объяснении нового материала, просмотра видеороликов, построение изображений в тетради; формировать умения объяснять окружающие явления, происходящие в природе.
3. Воспитательная:
вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;
развивать правильную речь, используя физические термины; достичь высокой активности и организации класса
.

Оборудование : медиапроектор, белый экран, штативы, набор гирь, пружины разной жёсткости, динамометры, слайды, видеоролики, ноутбук, листки, карточки – формулы.
Ход урока
I. Актуализация знаний – 2 минуты.
Вопрос к учащимся. Какую новую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке и что вы учили дома к этому уроку?
Ответ. Сила. Сила тяжести. § 23, 24.
II. Поверка домашнего задания – 5 минут.
(Через медиапроектор, в форме презентации-теста.)
На экране через проектор в форме презентации представлены вопросы теста для проверки домашнего задания.




Тест.

1. Что такое сила?
а) любое изменение формы тела; б) мера взаимодействия тел; в) точного понятия нет.

2. Какой буквой обозначают силу?
а) S; б) m; в) F.

3. Какую силу называют силой тяжести?
а) сила, с которой Земля притягивает к себе тела; б) притяжение всех тел Вселенной друг к другу; в) физическая величина, характеризующая инертность тела.

4. Как направлена сила тяжести?
а) вертикально вниз б) вертикально вверх; в) вправо.

5. От чего зависит результат действия силы на тело?
а) массы; б) модуля, направления, точки приложения; в) объёма, плотности, расстояния.
Самоконтроль (правильные ответы записаны на доске), выставление оценок .

- Хорошо! А теперь назовите тему сегодняшнего урока и ваши цели ( фронтально)
III. Изучение нового теоретического материала – 16 минут.
1 Тема урока: «Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.»(Читают и записывают в тетрадях)
2 Постановка проблемных вопросов. Гипотезы.
а). Почему покоятся тела, лежащие на опоре или подвешенные на нити?
б). В чем сходство и различие силы тяжести и веса тела?
в). Как построить схематически вес тела и силу упругости?
г). По каким формулам рассчитываются вес тела и сила упругости?
д). Научиться решать практические и расчетные задачи.
Просмотр видеороликов.
В жизни мы очень часто говорим: «вес 5 килограмм », «весит 200 грамм» и так далее. И при этом не знаем, что допускаем ошибку, говоря так.
Понятие веса тела изучают все в курсе физики в седьмом классе, однако ошибочное использование некоторых определений смешалось у нас настолько, что мы забываем изученное и считаем, что вес тела и масса это одно и то же. Однако это не так. Более того, масса тела величина неизменная, а вот вес тела может меняться, уменьшаясь вплоть до нуля. Так в чем же ошибка и как говорить правильно? Попытаемся разобраться.
Вес тела- это сила, с которой тело действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес под влиянием притяжения Земли.
Масса измеряется в килограммах, а вес тела, как и любая другая сила в ньютонах. Вес тела имеет направление, как и любая сила, и является величиной векторной. А масса не имеет никакого направления и является величиной скалярной.
Стрелочка, которой обозначается вес тела на рисунках и графиках, всегда направлена вниз, так же, как и сила тяжести.
Формула веса тела в физике записывается следующим образом:
P = mg, g= 10 Н / кг
2. Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Слайд 1

-Работа в тетрадях.
. Сайд 2

-Работа у доски
-Проведём опыт. На середину горизонтально расположенной доски поставим гирю.
Указать силы и причины прогибания линейки. Это сила упругости.
Слайды 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
При деформации тела возникает сила, которая стремится восстановить прежние размеры и форму тела. Эта сила возникает вследствие электромагнитного взаимодействия между атомами и молекулами вещества. Ее называют силой упругости. Простейшим видом деформации являются деформации растяжения и сжатия








Слайд 1


Слайд 3









Слайд4



Слайд5


Слайд 6



Слайд 7



Слайд 8


x – удлинение тела(м)
k – коэффициент пропорциональности (жёсткость)(Н/м).
Жёсткость тела зависит от формы и размеров, материала, из которого оно изготовлено.
Закон Гука справедлив только для упругой деформации, т.е. если после прекращения действия сил, деформирующих тело, оно возвращается в исходное положение.

В этом и заключается Закон Гука. Был открыт английским учёным Робертом Гуком в 1660 г
IV. (доклад уч-ся: биография Р.Гука).- 3мин


V. Закрепление материала.
-Практическое задание – 10 мин. Найти силу упругости, действующую на пружину и вес тела.
Этапы:
Измерить длину пружины в первоначальном положении.
Подвесить к пружине 3 грузика, масса каждого по 100 г.
Прикрепить стрелку в конечном положении пружины.
Измерить длину пружины в конечном состоянии пружины.
Найти разность длин пружины.


-Решение расчетных задач. (учебник)
Задача1. Определите вес мальчика, масса которого 40 кг.?

Задача2. Определите силу упругости, действующую на пружину жесткостью 60 Н\ м, если под действием силы она растянулась на 2 см.?


VI. Итоги урока– 3 минут.

1) Беседа по вопросам:
Когда возникает сила упругости?
Что называют деформацией тела?
Какие виды деформаций вы знаете?
Как формулируется закон Гука?
Как записывается закон Гука?
Что общего и в чем различие веса тела и силы тяжести?
По какой формуле находится вес тела?
VII. Домашнее задание – 1 минута.
§ 25,26, ответить на вопросы в конце параграфов, составить задачу и решить ее(сильным)



Заголовок 115