Доклад на тему Возрастные особенности развития подростков


Доклад
на заседании кафедры классных руководителей
Тема: «Возрастные особенности развития подростков»

Подготовила
классный руководитель 6 «В» класса Радкевич Елена Александровна
Что представляет собой подростковый возраст, нам известно. Критический.  Многие ребята заговорили басом, а девочки начали превращаться в барышень. Они считают себя уже взрослыми ,а учителя и родители в один голос твердят ,что дети «испортились».
            Подростковый возраст называют иногда временем второго рождения личности . И рождение это не обходится без мук. Одни становятся слишком ранимыми , другие ,наоборот ,излишне самоуверенными .До 12 лет ребёнок подражает взрослым , после –начинается период самостоятельности. Взрослые для них - уже не авторитет . По мнению специалистов, учёба не является приоритетной деятельностью .Главное и определяющее - общение . Подростку хочется завоевать авторитет у товарищей. Очень важно ,чтобы он нашёл место в классном коллективе.
В подростковом возрасте происходят качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития, в том числе и психическое развитие. У разных подростков они происходят в разное время – у кого-то чуть раньше, у других – существенно позже. Особенности психического развития подростков связаны с рядом специфических черт, основной из которых является стремление к общению с ровесниками, а также стойкое желание к самостоятельности и независимости, проявляющееся особым поведением. Эти черты впервые появляются в 10-11 лет, но наибольшего развития достигают к 12-14 годам. В этот период идет бурное развитие познавательных процессов. Восприятие становится целенаправленным и избирательным, формируется устойчивое произвольное внимание и логическая память. Особенно важен период от 11 до 12 лет, так как в это время происходит переход от мышления, основанного на конкретных представлениях, к теоретическому мышлению, а также от непосредственной памяти – к логической.
У подростка возникает «чувство взрослости», когда он уже не считает себя ребенком, но еще и не имеет ощущения подлинной взрослости. Он стремится понять себя, свои возможности, а также выясняет, чем он похож на других людей, а в чем его неповторимость и уникальность. Происходит постепенный переход к ориентации на самооценку, а не на мнение и оценку окружающих. Боязнь отказов и низкая самооценка могут привести к нарушениям поведения. С возрастом оценка собственной личности становится более реалистичной и растет независимость от мнения учителей и родителей. Под влиянием самоутверждения и общения со сверстниками формируется новый уровень самосознания подростка, определяющий его дальнейшее психическое и личностное развитие.
Подростковый возраст в целом является кризисным.
Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков.
Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. 
К внешним факторам развития кризиса подросткового возраста относятся:
1. Изменение характера учебной деятельности:
а) многопредметность,
б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук,
2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству, ответственности.
Меняются отношения с родителями
Появляются критика и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых. 
Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
Уменьшается влияние семьи.
Появляются ростки нового позитивного отношения к родителям: развивается стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.
Меняются отношения между мальчиками и девочками-исчезает непосредственность.  Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению «взрослых» видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают «задираться», «приставать» и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.
КРИЗИС 13 ЛЕТ
Кризис 13 лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью.
Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний — как их структуры, так и содержания.
Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа «Я», так и идентификацией с образом пола. Для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания —пониженная самооценка. По многим критериям — «ум», «общение», «здоровье», «характер» и др. — в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию «счастье» не поднимается выше 3—4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя — и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.
Механический перенос на подростков прежних воспитательных мер «борьбы с недостатками» оказывается крайне неэффективным, необходимы качественно иные педагогические воздействия — опора на положительные, конструктивные тенденции развития и новые психологические образования.
Итак, мы определили особенности подросткового возраста.
Узнали, какие изменения происходят в этот «переходный» трудный период жизни.