Серия последовательных уроков по теме Текст (среднесрочное планирование по русскому языку)


Учитель русского языка и литературы Актауской
СОШД Таскалинского района Западно-Казахстанской области Иргалиева Б.Ж.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к  среднесрочному планированию серии уроков по русскому языку по теме "Текст и виды текста" 6 класс
среднесрочное поанирование состоит из часов и вкючает в себя изучение следующих тем:
1. Понятие о тексте и типах речи
2. Повествование
3 Описание
4. Рассуждение
Цель всей серии данных уроков: через интегрирование 7 модулей Программы в учебный процесс повысить у учащихся интерес к предмету, уметь определять типы речи, их языковые особенности, научить отличать типы речи друг от друга, знать особенности применения каждого из них, развивать коммуникативные навыки. На уроках используются различные интерактивные формы работы: игры, тренинг, способствующие позитивному настрою учащихся на урок и повышению их интересе к предмету, повышению их самооценки, беседа, приемы КМ, ролевые игры, работа в парах и группах, инсценировка. Задания, предлагаемые учащимся, способствуют вовлечению всех в учебный процесс: А- сильные ученики, В -средние, С- слабые ученики. В процессе обучения каждый ученик получает возможность совершенствовать свои умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речи, критического мышления, коммуникативных навыков.
В основном все планирование обосновывается на модуле КМ напрямую связанным с диалоговым обучением, так как предполагается исследовательская беседа, и стратегии для развития критического мышления.  Составление кластеров, постеров, своего варианта предложенного текста предусматривает диалоговый подход: все учащиеся в процессе работы обмениваются мнениями, выбирают доказательства, аргументируют их. Для учащихся с более высоким уровнем обученности, предлагаются задания повышенной сложности: составление презентации, анализ текстов . Для наглядности  используются  ИКТ. Все задания, входящие в среднесрочное планирование, составлялись с учетом возрастных особенностей детей. Тексты, подобранные для учащихся при изучении данной темы, способствуют расширению их кругозора, развитию критического мышления. Материалы уроков изучаются посредством анализа текстов с разными типами речи. Тексты взяты из дополнительных учебных материалов, интернет-ресурсов с учетом возрастных особенностей учащихся.  В процессе работы над текстами у учащихся вырабатываются умения работать с текстами, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Формами оценивания, выявляющего подготовку учащихся по русскому языку, служат совместно разработанные критерии успешности. Также предлагаются формативное оценивание:устное поощрение, словесная оценка, взаимооценивание, самооценивание.
Рефлексия проводится с помощью стикеров, которая предусматривает стратегию «Знаю – Хочу знать - Узнал», трехминутное эссе. В ней учащиеся выражают свое отношение к изучаемой теме: наиболее удачные и трудные моменты в обучении.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС СЕРИИ УРОКОВ: формирование коммуникативной компетенции через  углубление и расширение знаний о тексте,
ЗАДАЧИ серии уроков: знакомство с теоретическим материалом по теме, закрепление практических навыков, формирование навыков работы с текстом.
ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС:
1.Что предстоит изучить? Виды текстов , типы речи, их особенности
2. Каким видам работы предстоит научиться? учатся анализировать тексты, составлять вопросы по тексту, излагать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения; сотрудничать-учатся работать в группе, в паре,
3. В каких навыках нужно продвинуться? Развить навыки коммуникативной компетенции, навыки работы с текстом, навыки написания эссе

Тема урока Цели урока Формы обучения
Ожидаемый результат
Обеспечение включенности учащихся Оценивание
Ресурсы
1
Текст
Цели урока:
1.формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся, научить определять тему и основную мысль текста
2. развивать умение критически мыслить; 
3.создание условий для развития творческого потенциала учащихся
І.Оргмомент
1.Приём педагогической техники «Моё лицо». обучающиеся с помощью смайликов сигнализируют о своем эмоциональном состоянии
2.Словарная разминка. Игра в “Ассоциации”
ІІ.Вызов
1.Погружение в тему
Сбор известной информации (мозговая атака):
Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут все известные им термины по теме, класс дополняет.
Знакомство с этимологией слова «текст». (словарь Ожегова)
2. Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. (Слайд 4).
ІІ Осмысление
1.Систематизация теоретического и практического материала (ИКТ)
2. Составление словаря ключевых слов по языковой и речевой темам урока
2.  Беседа
  Что такое текст?
  Что является темой текста?
  Что такое основная мысль текста?
  Что должен отражать заголовок текста?
3.Прием педагогической техники «Своя опора». Группа составляет собственный опорный конспект4.Творческая работа в группах. Редактирование- работа с деформированным текстом
V Рефлексия:
«Верные и неверные высказывания» КМ (Индивидуальная работа учащихся
VI Д/з анализ текста "Где живет красота" (Сухомлинский) Позитивный настрой на урок
Развивают воображение, размышляют, развивается критическое мышление
Развивается речь,
формируются навыки работы с толковым словарем, сбора и систематизации информации.
Учащиеся знают смысл понятий «текст», «тема» и «основная мысль»; правильно определяют тему и основную мысль текста.
Развитие речи
Анализируют текст
Владеют приёмами отбора и систематизации материала
Появляется интерес, увлекательность, развитие навыков общения
Повышается интерес детей к учению, развивают их наблюдательность
Распределяются 3 группы по жетонам: красный, желтый, зеленый Психологическое объяснение выбора цвета
Составляют кластер к слову "Текст"
Участвуют в обсуждении задания, задают уточняющие вопросы
Уровень С
Чтение текста вслух, обсуждение прочитанного
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой. Значит, текст - это группа предложений, объединенных в целое одной темой 
Уровень А
Дети самостоятельно изучают теоретический материал, выделяя главное
Доказывают,что перед нами текст
Уровень Б
Составляют словарь ключевых слов по теме
Уровень С
Поддерживают беседу
Запись текста в тетрадях.
Анализируют
творческие презентации других групп
Уровень С
Участвуют в голосовании, подсчитывают голоса
Анализируют итоги наблюдение
Словесное оценивание
Формативное оценивание (у кого больше слов, тот получает больше наклеек)
Взаимооценивание групп (оценка, комментарии, критические замечания).
Словесное оценивание
взаимооценивание
Две звезды, одно предложение
Спикеры оценивают групповые работы по установленным критериям.
Суммативное оценивание
Смайлики
Посты, маркеры
Наклейки
Учебник
Карточки в текстами
Постеры
Маркеры
ИКТ
Слайды-презентации
ИКТ: слайды с правильным вариантом текста
Раздаточный материал
Карточки с текстами
Повествование как тип речи
1.Ознакомление с особенностями текста-повествование. развивать умения анализировать текст
2.Способствовать расширению словарного запаса и развитию монологической и диалогической речи.
3.Воспитывать интерес к изучению русского языка.
І.Оргмомент
Приём педагогической техники Игра-активизатор «Пожелай мне…»
2.Проверка д/з прием «Авторское кресло»
ІІ.Актуализация, мотивация
Просмотр видеоролика
ІІІ Вызов
1. Сказка "Репка" О чем эта сказка? Какова ее тема? (дружная семья, дружная работа и т.п.) Какова основная мысль/идея этой сказки? (Чему учит?)
Кто герои сказки? Что мы знаем о героях сказки?
Что составляет содержание сказки? Что в ней самое главное?
Важно, как тянули репку.Как же это происходило?Какие глаголы употреблены в сказке? Почему их так много в тексте сказки?
(иллюстрации расположены на доске не по порядку).Можно ли по данным картинкам пересказать текст, не меняя их порядок?
Почему нельзя, объясните.
Расположите иллюстрации в нужной последовательности, как происходили события.Почему расположили картинки в такой последовательности? Какие слова помогли нам расположить рисунки по порядку? (наречия сначала, потом, затем, наконец…)Можно ли по-другому расположить картинки? Почему?
К нашей сказке, как и к другим текстам повествовательного характера, можно поставить вопросы. Что произошло? Как? Когда? Где? Что было в начале? Что случилось потом? Чем все закончилось?Как вы думаете, какие части можно выделить в тексте повествовательного типа?
2.Опрос теоретического материала --Что такое рассказ? --Что такое композиция рассказа? --Какие составные части выделяются в рассказе? --Расскажите о каждой из этих частей.
ІV Осмыление
1. Работа по составлению текстов-повествование
2. Творческая работа в группах. Каждая группа получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части текста – начало, основная часть, заключение (концовка).
V Рефлексия: Контроль: «Верно ли утверждение..» (3 минуты)
Сейчас давайте проверим, как вы поняли материал данного урока.
У вас на столах находятся листочки. На листочках проставьте номера заданий от 1 до 8. Я вам зачитываю утверждение, вы записываете ответы: если согласны, то ставите «+», если не согласны, то - «-».
VI Д/з Знать определение текста.
Составить текст-повествование Чем вы занимаетесь в школе? Позитивный настрой на урок, доброжелательность
Умеют строить связное монологическое высказывание.
Повышается интерес детей к учению, развивают их наблюдательность
Умеют слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
 Работая в группах, оказывают взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Владеть приёмами отбора и систематизации материала
Могут соотносить цели и результаты своей деятельности.
Уч-ся знают что, повествовательный текст строится по определенному плану (запись в тетрадях). Композиция – это построение текста.
– Начало (Что было в начале).
– Основная часть (Что было потом, как развивались события).
– Конец (Чем все закончилось).
И в сказке “Репка” мы можем выделить начало, основную часть и конец.
Совместно приобретают знания, интеллектуально развиваются, обмениваются мнениями, идеями; взаимоуважение, сотворчество,понимание Весь класс вовлечен
Активизация групп А, В
группа с внимательно слушают
Работа в группах.
А: развитие лидерских качеств
Б : интерес к выполнению творческого задания;
В: работа в группе, стремление показать свои способности.
"Посланцы" от каждой группы рассказывают заданный материал
Уровень А
Определяют тип речи по характер. признакам.
Заполняют концептуальную таблицу
Уровень А
 Соотносить цели и результаты своей деятельности.
 Группы обсуждают, составляя правильный вариант -сотрудничество
Уровень В
Составляют план по теоретическому материалу (работа с учебником)
Ответы на вопросы. Правильные ответы даны на слайдах
Уровень С
Дети,используя свой кластер, собирают разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом.
взаимооценивание
оценка по критериям
Формативное оценивание
по критерии оценки и определять степень успешности работы
Используется прием самопроверки и рефлексии
Формативная оценка деятельности учащихся на уроке;
Уч-ся
осуществляют взаимопроверку.
Проверяем друг друга (1 минута)
Оценивание согласно критериям оценивания.
ИКТ музыка "Давайте говорить дру-другу комплименты"
стул
Иллюстрации к сказке «Репка»
Концептуальная карта
ИКТ: на слайдах структура рассказа
Постер
Маркеры
Фломастеры
Листочки с номерами
ИКТ
Слайды с правильными вариантами текстов
3 Описание как тип речи 1.Изучить языковые особенности описания как типа речи;
2. Развитие речи, коммуникативных навыков, расширение словарного запаса
3. Воспитать самостоятельность, умение убедить, объяснить, прислушаться
І. Оргмомент
"Отгадай загадку"
ІІ.Актуализация, мотивация
Работа с метафорой
ІІІ. Вызов
Эвристическая беседа (5 минут)
Ребята, подумайте, что объединяет следующие тексты?
Тексты выведены на экран (учащиеся по одному зачитывают их): фрагмент текста-описания природы,фрагмент текста-описания внешности человека,фрагмент текста-описания интерьера.
Как вы поняли, что все зачитанные отрывки относятся к одному типу речи?
Какие общие языковые средства используются в данных фрагментах?
Как Вы думаете, можно ли все эти тексты-описания разделить на определенные виды?
На какие?
(Описание природы,
описание внешности человека,описание помещения/интерьера).
А как эти виды описаний называются в живописи и архитектуре?
(Описание природы – пейзаж, описание внешности человека – портрет, описание помещения/интерьера - интерьер).
ІV Осмыление
1.Сообщения учащихся: «Описание как тип речи», «Особенность строения текста- описания». (Демонстрация слайдов).
2.Работа с текстом 
Преобразовать данный текст в текст-описание, пользуясь словарем эпитетов. 
3.Работа в группах
Мини-сочинение на одну микротем:
1 группа – ключевое слово «ПЕЙЗАЖ»
2 группа (внутри групп–ключевое слово «ПОРТРЕТ»
3 группа–ключевое слово «ИНТЕРЬЕР
V Рефлексия
« Составление мудрого дерева»
Какой из видов описания вызвал у вас больший интерес? Какой вид показался наиболее трудным?Попробуйте сочинить четверостишье-описание (человека, места, природы и т.д.)
VI Д/з Опишите здание школы, в которой вы учитесь? Развивается мыслительная деятельность ребёнка, его интуицию, речь и логическое и критическое мышление
Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия
обогащается словарный запас
Определяют тексты-описания, видят языковые особенности описания как типа речи
Самостоятельно готовят
презентацию, подбирают тексты на заданный тип речи
Умеют перерабатывать и преобразовывать 
информацию из одного вида в другой 
Активизация групп А,В,С
Сотрудничество внутри группы и выбор спикеров (лидеров).
Лидерство учащихся группы А. Работа лидеров в разных группах.
Сотрудничество в группе: взаимодействие учащихся групп А,В,С.
Уровень А готовят сообщение на тему урока, слайды
Уровень В –кооректоры
Работают с текстом, исправляют ошибки
Уровень С –работают со словарем эпитетов, подбирают эпитеты, помогают группе В
Первая группа работает над описанием природы. Уровень В
Выявляет особенности описания пейзажа.
было дано задание - написать сочинение-описание “Красота осеннего леса”.- вторая группа работает с текстом-описание человека и выявляет те особенности описания, которые присущи человеку.
Помимо этого было дано индивидуальное задание – описать маму..Третьей группе было дано задание - написать мини-сочинение-описание «Моя комната».(Чтение и коллективная оценка работ учащихся) Форматисное оценивание
Оцените свою работу цветными магнитиками на доске. Каждый поставит свой магнитик на одну из трёх ступенек познания, которую он по-своему мнению достиг сегодня
Используется прием самопроверки и рефлексии.
Умение доказывать, аргументировать, делать выводы.
Взаимооценивание групп (оценка, комментарии, критические замечания).
учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока , что узнали нового , что повторили и обобщили.
Суммативное оценивание Интерак.доска
Учебник
Постеры фломастеры
Оценоч.
листы
ИКТ
Репродукция картины на слайдах:
 Фотоматериалы
натюрморт
репродукция картины «Золотая осень,
интерьер
ИКТ слайды-
презентации

Словарь эпитетов
Тетради, ручки
"Дерево мудрости" на ватмане
Стикеры: желтый, красный, зеленый
4 Рассуждение как тип речи
Цели: дать понятие о рассуждении как о типе речи, познакомить со структурой рассуждения; учить находить структурные элементы рассуждения в тексте; использовать структуру рассуждения при создании своего текста; обучать созданию высказывания-рассуждения самостоятельного характера І Оргмомент
1.Разминка: стихотворение Заходера "Что красивей всего"
2. Беседа
ІІ Вызов: Что такое рассуждение?
Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – высказывание, обсуждение.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.
ІІІ Осмысление
1.Практическая работа в парах (работа с учебником)
2. По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)
Мы с моей подругой Айгуль очень любим читать.
Друзья всегда помогают друг другу.
Собака – друг человека
Полученные тексты заслушиваются, корректируются.
3.Игра-соревнование “Лучший редактор”.
Учащиеся должны письменно исправить ошибки и недочеты в структуре, содержании и языковом оформлении текста. Особый интерес создается установкой: “Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”.Дружный ли наш класс?(Раздаются тексты)
V Рефлексия:Какую задачу мы ставили в начале урока? Удалось нам решить её?
Какие успехи были у вас сегодня?
Можем ли мы сказать, что потрудились сегодня на славу? Почему?
VI Д/з написать эссе "Почему вам нравится учиться в школе? " Размышляют на тему
Умение доказывать, аргументировать, делать выводы
Обратная связь
Формируются навыки работы с толковым словарем
Умеют работать в паре
умеют слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности, формулировать вопросы по тексту,
повышается интерес к предмету Уровень А,В,С Учащиеся вступают в диалог
Уровень А
Отвечают на вопросы, делают выводы о том, что рассуждение- тип речи, в котором что-то доказывается
Уровень В
Читают текст параграфа и определяют, какая информация оказалась для вас новой.
Уровень С
Выписывают на постер вводные слова: во-первых, таким образом, следовательно и т.д.
Уровень С дикторы
(читают тексты)
Уровень А редакторы,
Уровень В корректоры
Словесное оценивание
Формативное оценивание
Взаимооценивание групп (оценка, комментарии, критические замечания).
Формативное оценивание: оцените свою работу цветными магнитиками на доске. Каждый поставит свой магнитик на одну из трёх ступенек познания, которую он по-своему мнению достиг сегодня
Тест на определение типа речи.(по вариантам) Памятка“Качества хорошей речи”.
Карточки с текстами
Цветные магнитики
Магнитная доска
Достигнутые результаты: Работа с текстом способствовала развитию речевых навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому  самосовершенствованию.
У учащихся сформировалась  умение говорить, слушать, анализировать, они приобрели опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества. Это позволило учащимся добиться улучшения качества знаний, реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах