Программа по ИЗО для 5-7 класса по программе Неменского

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Спасская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании РМО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол №____ ________________ __В.Н. Чавкина__
От «____»______201 г. «____»_______201 г. _______________
Руководитель РМО ______ От «____»______201 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
в 5-7 классах (II ступень)


Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Составила: Кирпичева С.А., учитель ИЗО, музыки









Спасское
2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 ч для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 5-7 классах, из расчета 1 час в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Приказом МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
Учебным планом МБОУ Спасской СОШ  на 2013 - 2014 учебный год, утвержденным приказом по школе № от 29.08.2013 г. 
Программно-методические материалы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, авторы: Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских, М.: Просвещение, 2010 г.;
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Н.А. Горяева, О.В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2011 г.;
Л.А. Неменская Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2010 г.;
Питерских Л.А., Г.Е. Гуров Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7,8 классов - М.: Просвещение, 2011 г.
Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю  художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

Цель: эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством.
Задачи: формировать художественную компетентность зрителя; развивать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве; формировать художественную культуру учащихся, знакомить с историей культуры.
Место и роль учебного курса изобразительного искусства в овладении обучающимися требований к уровню подготовки в соответствии с ФГОС.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества главный смысловой стержень работы для учащихся 5-7 классов. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
Одна из главных целей преподавания искусства развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 5 -7 классах школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства.
Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции зодчества.
VI и VII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
В рабочей программе реализуется программа Б.М. Неменского, Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской, С.А. Питерских под редакцией Б.М. Неменского.
 Учебный план МБОУ Спасской СОШ предусматривает изучение изобразительного искуства в 5 - 7 классах в объёме 35 часов (1 час в неделю).
Художественно-творческая деятельность учащихся представлена:
рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек; конструктивным анализом произведений изобразительного искусства.

Основная форма организации учебного процесса классно-урочная: 
урок ознакомления с новым материалом,
урок закрепления изученного,
урок применения знаний и умений,
урок обобщения и систематизации знаний,
урок проверки и коррекции знаний и умений,
комбинированный урок,
урок-лекция,
урок-экскурсия,
урок-соревнование,
урок с дидактической игрой,
урок-праздник,
видеоурок.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устная, письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника почувствоввать суть вопроса.
Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческих работ.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Древние корни народного искусства. (9 часов).
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (7 часов).
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор, человек, общество, время (10 часов).
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире (9 часов).
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.





6 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9часов).
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов).
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра. Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).













7 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Изображение фигуры человека и образ человека (9ч.)
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (7 ч.)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня большая тема в искусстве. Жизнь в моем селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (10 ч.)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ (9 ч.)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
(базовый уровень)
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Учащиеся должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности, в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
(базовый уровень)
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Учащиеся должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.
Учащиеся должны уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
(базовый уровень)
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


























Календарно-тематическое планирование
5 класс
Общая тема: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

урока
Тема урока
Кол-во
часов
Примерная дата
Примечания

I ТРИМЕСТР. Тема «Древние корни народного искусства» (10 ч.)

1-2
Конструкция, декор предметов
народного быта и труда.
Прялка.
1
1
02.09
09.09



3-4
Дом – космос. Единство конструкции и
декора в народном жилище.
Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского дома.
1

1
16.09

23.09


5-6
Мир русской избы.
Проектная работа «Проходите в избу».
1
1
30.09
07.10



7-8
Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки. Полотенце.
Народная праздничная одежда.

1
1


14.10
21.10


9-10
Коллективная работа «Вот моя деревня».
2
28-04.11


II ТРИМЕСТР. Тема «Связь времён в народном искусстве» (6 ч.)


1
(11)
Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.


1


25.11


2
(12)
Искусство Гжели.
Истоки и современное развитие промысла.

1

02.12


3(13)
Искусство Городца.
Истоки и современное развитие промысла.
1
09.12


4(14)
Искусство Жостова
Истоки и современное развитие промысла.
1
16.12


5 (15)
Искусство Хохломы.
1
23.12


6(16)
Роль народных художественных промыслов в совремнной жизни (обобщение темы).
1
30.12


Тема «Декор - человек, общество, время» (5ч.)

1-2
(17-18)
Зачем людям украшения?
Украшение в жизни древних обществ.
Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.
1
1
13.01
20.01


3 (19)
Декоративное искусство Древней Греции.
Костюм эпохи Древней Греции.
Греческая керамика.
1

27.01


4 (20)
Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.
Костюм эпохи средневековья.
1
03.02


5(21)
О чём рассказывают гербы. Геральдика.

1
10.02


III ТРИМЕСТР. Тема «Декор - человек, общество, время» (продолжение 5 ч.).

6-8

(22-24)
Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.
Одежда – отражение статуса человека в обществе.
1
2
24.02
03-10.03


9 - 10
(25-26)
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщающий урок – викторина)
2
17-24.03


Тема «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч.)

1 (27)
Современное декоративное искусство.
1
31.03


2-3
(28-29)
Искусство витража.
2
07-21.04


4
(30)
Интерьеры общественных зданий.
2
28-05.05


5-6
(31-32)
Искусство мозаики.
2
12-19.05


7 (33)
Ты сам мастер. Использование в декорировании разных материалов.
1
26.05



8 (34)
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(видеоурок)

1
28.05


Итого за год: 34 часа.

















Календарно-тематическое планирование
6 класс
Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека»

урока

Тема урока
Кол-во
часов
Примерная дата
Примечания

I триместр ( 10ч. )
Тема «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (10 ч. )


1
Введение.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1



2
Рисунок – основа изобразительного искусства.
1



3
Линия и её выразительные возможности.
1



4
Пятно как средство выражения.
Композиция как ритм пятен.
1




5-6
Цвет.
Основы цветоведения.
2



7
Цвет в произведениях живописи.
1



8
Объёмные изображения в скульптуре.
1



9
Основы языка изображения
1



10
Художественное познание: реальность и фантазия (подведение итогов).
1



II триместр ( 11 ч. )
Тема «Мир наших вещей. Натюрморт» ( 7ч. )

1/11
Изображение предметного мира – натюрморт
1



2/12
Понятие формы.
Многообразие форм окружающего мира
1



3/13
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
1



4/14
Освещение. Свет и тень.
1



5/15
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте
1



6,7/16,
17
Выразительные возможности натюрморта. Итоговая викторина.

2



Тема «Вглядываясь в человека. Портрет» ( 4 ч. )

1/18
Образ человека – главная тема в искусстве
1



2/19
Конструкция головы человека и её пропорции
1



3/20
Изображение головы человека в пространстве
1



4/21
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1



III триместр (13 ч.)
Тема «Вглядываясь в человека. Портрет» (5 ч.)

5/22
Портрет в скульптуре
1



6/23
Сатирические образы человека
1



7/24
Образные возможности освещения в портрете.
1



8/25
Портрет в живописи.
1



9/26
Роль цвета в портрете.
1



Тема «Человек и пространство в изобразительном искусстве» ( 8ч. )

1/27
Жанры в изобразительном искусстве
1



2/28
Изображение пространства
1



3-4/
29-30
Правила линейной и воздушной перспективы
2



5/31
Пейзаж – большой мир.
Организация изображаемого пространства

1



6/32
Пейзаж – настроение.
Природа и художник.
1



7/33
Городской пейзаж.
1




8/34
Роль колорита в пейзаже.

1



Итого за год: 34 часа.
























Календарно-тематическое планирование
7 классс
Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека»

урока

Тема
Кол-во
часов
Примерная дата
Примечания

I триместр ( 10 ч. )
Тема «Изображение фигуры человека и образ человека» ( 10 ч. )

1
Изображение человека в истории искусства.

1




2
Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.

1




3-4
Красота фигуры человека в движении.

2



5
Красота согласованных движений людей.
1



6
Изображение фигуры с использованием таблицы.
1



7
Набросок фигуры человека с натуры
1



8
Образ человека по впечатлению.

1



9-10
Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия». Тематическая (сюжетная) картина.
2



II триместр ( 11ч. )
Тема «Поэзия повседневности» ( 7ч. )

1/11
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Ценности повседневной жизни.
1



2/12
«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов и П.Федотов.


1



3,4/
13,14
Мой дом, моя семья. Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».
Жизнь моей улицы, моего села.
2



5,6/15,16
Быт – это не только будни, но и праздник.

2



7/17
Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

1



Тема «Великие темы жизни» ( 4 ч. )

1/18
Сложный мир исторической картины.
1



2/19
Зрительские умения и их значение для современного человека.
1



3,4/
20,21
Историческая тема в искусстве.
Творчество В.И. Сурикова
2



III триместр. (13 ч.)
Тема «Великие темы жизни» (6 ч.)

5/22
Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи».

1



6,7/
23,24
Сказочно-былинный жанр.
Волшебный мир сказки
2



8/25
Библейская тема в искусстве.
Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».
1



9/26
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
1


10/27
Эрмитаж – сокровищница мировой культуры.
1



Тема «Реальность жизни и художественный образ» ( 7 ч. )

1-2/
28-29
Плакат и его виды. Шрифты.
2



3-4/
30-31
Книга. Слово и изображение.
Искусство иллюстрации.
2



5-6/32-33
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в макете.
2



7/34
Итоговый урок
1



Итого за год: 34 часа.






















Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Методическая литература
Б. М. Неменский Методическое пособие 6 класс - М.: «Просвещение», 2010
Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Прсвещение», 2010.
МЛ. Порохневская Поурочные планы по программе Неменского 5 класс - Волгоград, 2010
МЛ. Порохневская Поурочные планы по программе Неменского 6 класс - Волгоград, 2010
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
О.В Павлова Поурочные планы по программе Неменского 6 класс - Волгоград, 2010
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998

Дополнительная литература
Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003;
Дорожин Ю. Хохломская роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003
Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез»,2003;
Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;
Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
Энциклопедия для детей . Искусство. Т I, II, III. - М.: ООО «Аванта+», 2006;
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Цифровые образовательные ресурсы:
Компьютерные презентации;
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виртуальный музей искусств   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Академия художеств "Бибигон"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 
www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Искусство в школе: научно-методический журнал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Авторские программы и разработки уроков 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Викторины 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учительский портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Шедевры зарубежных художников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Уроки рисования
16. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
17. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Искусство в школе: научно-методический журнал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Авторские программы и разработки уроков 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Викторины 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учительский портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Шедевры зарубежных художников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Уроки рисования








Заголовок 115