Использование активных методов работы на уроках в начальных классах


«Использование технологии
активных методов обучения
 на уроках в начальной школе»
Из опыта работы
учителя начальных классов Ануфриевой О.Ю.
2015г.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.          Как создать такие условия и обеспечить всестороннее и полноценное развитие личности?  Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Ответ давно известен педагогам – естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.             В основе этих методов заложен игровой принцип обучения, их включение в образовательный процесс позволяет создать открытую, мотивирующую к обучению среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Итак, активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.          Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.           О некоторых из методов, применяемых в моей практике, мне хотелось бы рассказать. 
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Чем  ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема.
Метод самостоятельной работы .
Цель его – закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок.           При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.
В этом случае для детей очень интересны такие методы, как «Творческая мастерская». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии и рисования. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают предметы, используемые в быту.
Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.  Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Активные методы - «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.       Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.