конспект урока по произведению Н. Лескова Левша

Дата____________
Учитель___________________
Тема: Н.Лесков « Левша»
Цели:
раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу; 
развивать навыки аналитического чтения произведения; 
воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека; 
Наглядность: портрет писателя слова, эпиграф к уроку , иллюстрации к произведению
Тип урока : урок - исследование

Организационная структура урока

Этап №1
Организационный момент
Методы
и приёмы

1.
Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.




 
Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.


№2



1.
Сегодня нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказа Николая Семёновича Лескова «Левша». Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущем уроке. 
 Тема нашего урока определена: «Загадка русской души»
Эпиграфы урока определены (Они на доске). «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ»  Н.С.Лесков.  «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». 
эврист

2.
Какую же цель мы с вами ставим перед собой, исходя из темы урока и опираясь на эпиграфы. (Загадку чьей души нам предстоит разгадать?) – Левши  А какую проблему будем решать?    a) Нам предстоит разгадать с вами, каким героем является левша: положительным или отрицательным? 
На столах учащихся находятся : листы оценки своей деятельности на уроке, листы для сбора информации по образу левши, листы для составления кластеров и синквейнов  Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем выступать?  (В роли читателя, исследователя, мыслителя) 









№3
Формирование умений и навыков.


1.
 Общая проблема: проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России. 
словес

2.

Чтобы вспомнить сюжет произведения, я предлагаю вам игру :«Рассыпанные открытки». (Вызвать 6 учащихся. Найти своё место. Что изображено на открытке?)  ( 1. Англичане дарят русскому императору блоху.  2. Николай Павлович посылает Платова в Тулу.  3. Работа тульских мастеров.  4.Левша на царском приёме.  5.Левша в Англии.  6.Возвращение левши в Петербург и его бесславная смерть). 
Беседа по вопросам на восприятие текста
в какой главе он появляется? (в 6 главе. Зачитать.)  как выглядит левша? (проследим по тексту, учебник, стр.262.(  как попадает левша к императору? Как держится с ним?(  (глава 13. Чтение по ролям).( 

исслед

3
Составление кластера – глава 16 (Какие качества левши проявляются в этих эпизодах?  (Патриотизм, преданность своему делу, своей Родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество). 
Левша безобразный внешне, красив душой.








ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Проводит физминутку ученица.  Мы ладонь к глазам приставим,  Ноги крепкие расставим.  Поворачиваясь вправо,  Оглядимся величаво.  И налево надо тоже  Поглядеть из – под ладошек.  И направо! И ещё  Через левое плечо!  Все ребята дружно встали  И на месте зашагали.  На носочках потянулись  И друг к другу повернулись.  Как пружинки мы присели,  А потом тихонько сели. 



№4
Применение умений и навыков



Работа с текстом. (15 глава) - Мы расстались с героем, когда англичане отправили Левшу в Россию. Каким путём и почему? Что с ним случилось в дороге? (Отправили на корабле, так как Левша не знает языков. В дороге герой затосковал, мог «род помешательства достать») - Почему Левша не остался в Англии? Что тянет его домой? (Идет работа с текстом: «Мы Отечеству верно преданные», «у меня дома родители есть», «Мы к своей Родине приверженные») - А что для него Родина? (Прежде всего дом, семья. Родина – это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине – отказаться от веры – это величайший грех для русского человека. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о родителях, о Туле, о семье. Все это в душе Левши) Вывод: Левша – плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот. - А кто такой патриот? (Дети читают цитату, записанную на доске: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» (Н.С. Лесков)) - Как же Родина встретила Левшу? (главы 16-20) (Работа с текстом. Выбор ключевых слов: «свалили в квартале на пол», «обыскали», «платье сняли и часы», «деньги обрали», «на холодном парате в больнице лежал», «вези не покрытого», «роняют, уши рвут», «он весь избился», «на полу в коридоре посадили» и т.д.) - Что можно сказать о судьбе Левши? (Горькая, жестокая, плохая, неблагодарная.) - И трагическая. В чём трагизм судьбы героя? (Талант его России не нужен. Даже перед смертью Левша думает не о себе, а ос воем Отечестве. Пытается передать государю, чтобы ружья кирпичом не чистили. Горестная судьба героя и имя его обречены на забвение) - Как же автор относится к своему герою? (Лесков восхищается талантом мастера, выступает за народ, за таких простых мужиков, каким был Левша. (Обращение к эпиграфу)) - В чем смысл слов английского шкипера: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? (Человек, не красивый внешне, красив душою. У него душа человеческая.) - Какое значение в сказе имеет 20 глава? Ведь она особенная и по стилю повествования отличается от сказа. (Здесь говорит сам автор. Он вспоминает старину и говорит о том, что потомки с гордостью и любовью вспоминают прошлое, потому что это наша история. Наша гордость. Прошлое вдохновляет народную фантазию, желание творить, как они) - Чем же для нас стал Левша, герой, у которого нет даже имени, да и прозвище пишется с маленькой буквы? Талантливый мастер. Герой с «человечкиной душой»).
аналит

1.
Работа с иллюстрациями
–  Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги Всмотритесь в иллюстрацию.
– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши? – Как вы думаете, какие черты характера и внешности  отображены? – За каким делом изображен Левша? – Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?



2.
 – А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.
Аболон полведерский    – Аполлон Бельведерский Буреметры морские  – барометры морские Мерблюзьи мантоны –  верблюжьи манто Огромные бюстры –  огромные бюсты Преламут – перламутр Верояции –  вариации Мелкоскоп –  микроскоп Египетская  керамида –  египетская пирамида Нимфозории –  инфузории Валдахин –  балдахин

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? – Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта.  – Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации? – Как изображены герои ? как переданы настроение и поведение героев произведения? – Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод? – А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». В






№5
Работа по повторению


1.
Подготовка


















№6
Развитие речи




Раз речи







№7
Наш урок завершается. Мы говорим сегодня на только о левше, мы говорим о самих себе. Ведь мы – русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ?  Вывод учащихся.  Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны уметь многое делать своими руками, гордиться своей страной, её мастерами.  Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке:  1. На уроке я работал активно / пассивно  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен  3. Урок мне показался коротким / длинным  4. За урок я устал / не устал  5. Моё настроение стало лучше / хуже  6. Материал урока мне был понятен / не понятен Рефлексия урока


1.








№8
Этапы информации о домашнее задание



Написать сочинение на тему: " Как я себе представляю Левшу?" 
«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

Мое отношение к левше













№9
Оценки








__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























































































УРОК №
Тема:

Цели: 1.
2.
3..


Наглядность:
Тип урока :

Организационная структура урока

Этап №1
Организационный момент
Методы
и приёмы

1.
Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.







№2
Актуализация




1.

эврист

2.







№3
Работа над темой урока


1.


словес

2.

исслед

3












№4
Стадия осмысления
(закрепление)




аналит

1.



2.









№5
Работа по повторению


1.
Подготовка


















№6
Развитие речи





Раз речи







№7
Рефлексия урока


1.









№8
Домашнее задание



Упр
стр












№9
Оценки








____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заголовок 115