урок литературы в 7 классе по сказу Н.С. Лескова Левша


Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме
«Проблематика и центральная идея сказа Н.С. Лескова «Левша»
Учитель: Астанина Мария Владимировна
Форма учебного занятия: урок-исследование
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цель урока: определить центральную идею сказа Н.С. Лескова «Левша» и круг проблем, поднятых в произведении
Задачи:
обучающие: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей; увидеть авторскую позицию; учить школьников анализу литературного произведения; выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством; вырабатывать навыки комментированного чтения;
развивающие: развивать навыки аналитического чтения произведения; развивать умение выделять главное в художественном произведении; развивать творческие способности учащихся и устную речь; развивать навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся; расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами;
воспитывающие: воспитывать чувство гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста; воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека; воспитывать чувство сострадания, любви к народу, простым людям, окружающему миру.
Оборудование: иллюстрации к эпизодам сказа; компьютер, мультимедийный проектор для показа презентации и видеофрагментов; ИКТ как инструмент развития УУД.
Дидактическая структура урока Деятельность
учеников Деятельность
Учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
1) Организационный этап.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
 
   Подготовка класса к работе Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2) Актуализация знаний.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.                  Подумайте о смысле урока литературы. Оцените свой ученический опыт в рамках уроков литературы.
Как отбирают произведения для курса литературы? Кто и как нас учит в произведении?
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Формулируют тему урока, намечают выход из проблемной ситуации Создает проблемную ситуацию Запишите тему и определите цель урока.
Идею произведения можно не понять, понять не сразу, не так…Как приблизиться к авторской мысли? Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы
4) Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивное)
Заполняют таблицу «Идея сказа Н.С. Лескова «Левша», планируют, прогнозируют результат, сопоставляют Организует работу учащихся, предлагает материал для прогнозирования деятельности Все-таки сначала надо прочитать произведение и обозначить свое первичное понимание. Заполнить колонку в таблице. Что будет во второй колонке и что их разделяет? (измененный или неизмененный вариант «Я убедился в справедливости своего утверждения»; разделяет анализ) Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Работают в группах с литературоведческими понятиями в применении к сказу Лескова, знакомятся с жанром буктрейлера, анализируют изображения, проводят физминутку, работают с текстом произведения, строят и объясняют схему, говорят об актуальности произведения, заполняют вторую часть таблицы (идея сказа), делают выводы Предлагает задания для работы в группах, координирует действия учеников, сообщает дополнительные сведения (сюжетная основа сказа, буктрейлер, современные «левши») Ответьте на предложенные вопросы по теории литературы, применив их к материалу урока, объясните смысл этой работы (это элементы анализа произведения, необходимого для понимания идеи), определите особенности жанра буктрейлера, назовите изображенных героев произведения, сравните автора и рассказчика в сказе (по материалу глав 1, 20), определите проблемы (в том числе по главе 19)Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Определяют содержание домашнего задания, способ его выполнения (в группах, в парах, индивидуально, определяют характер необходимой подготовки) Предлагает учащимся самим определить теоретическую и содержательную составляющую домашнего задания Какие элементы литературоведческой схемы требует более глубокого рассмотрения в применении к сказу? (образы героев) Подготовить монолог от имени героя (Левша, Платов, императоры) 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Проводят самоанализ, определяют значение учебного занятия, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Предлагает учащимся провести фрагментарный анализ урока и самоанализ Чем был полезен урок? Закончите фразу: «Я сегодня молодец, потому что…». Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразованиеПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица из 2 колонок «Идея сказа Н.С. Лескова «Левша»: 1 колонка – первоначальное понимание; 2 колонка – понимание после анализа произведения.
Задания для работы в группах:
№1 Что такое сюжет произведения? Какой фрагмент сюжета сказа Н.С. Лескова «Левша» вы представили бы в рекламе произведения?
№2 Что такое персонаж произведения? Что такое система персонажей? Назовите персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша».
№3 Что такое композиция произведения? Как построен сказ Н.С. Лескова «Левша»?
№4 Автор и рассказчик – это одно и то же лицо? А в сказе Н.С. Лескова «Левша»? Что такое авторская позиция?
№5 Что такое сказ? Докажите, что «Левша» Н.С. Лескова – это сказ.
№6 Что такое проблема и проблематика литературного произведения? Сформулируйте одну из проблем сказа Н.С. Лескова «Левша».
Таблички с записанными на них терминами для составления схемы: сюжет, персонажи, композиция, автор, рассказчик, авторская позиция, жанр, язык, ПРОБЛЕМА, ПРОБЛЕМАТИКА, ИДЕЯФизминутка проводится в свободной форме (музыкальное сопровождение – фрагмент песни ВИА «Сябры» «Город мастеров» С. Касторского – М. Рябинина)
Слово учителя:
В основе сюжета «Левши» - шуточное присловье, в котором народ выразил восхищение искусством тульских мастеров: «Туляки блоху подковали», а также предания о мастерстве тульских оружейников (на «английском» пистолете обнаружилось имя русского мастера), исторические факты: тульского оружейника Сурнина еще в 18 веке посылали в Лондон учиться, он вернулся и продолжил трудиться на благо Родины; фольклорный мотив соперничества.
Буктрейлер – это видеоанонс произведения, направленный на то, чтобы заинтересовать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги.
Автор в сказе «тихо язвителен» - рассказчик прекраснодушен, незлобив, наивен, он человек из народной среды, лучше знает ее (главы 1, 20)
Проблемы в сказе: отношение государства к народу, востребованность русского таланта, проблема русского национального характера, проблема истинного патриотизма, роль «маленького человека» в исторической судьбе России (главы 19, 20)
Идея произведения: сила России – в безграничном таланте русского народа, но его невежество и отношение государства не позволяют ему полностью реализоваться, чтобы творить на благо Родины.
Актуальность проблемы (изделия современных мастеров микроминиатюры – Владимира Анискина, Николая Сядристого и др. - свидетельство таланта русского человека сегодня)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКАЛитература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2013.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – Оникс, 2010
http://dic.academic.ruwww.menobr.ruИзображения из сети Интернет
Аудиозаписи (ВИА «Сябры» «Город мастеров», «Русская песня»)
Буктрейлер сказа Н.С. Лескова «Левша» (http://www.youtube.com/)