Конспект системы уроков по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс)


Конспект системы уроков по произведению
М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс)
Крахмаль Е. А.
Тема: М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Человек и природа в творчестве М. М. Пришвина.
Цели уроков: Познакомить учащихся с биографией М. М. Пришвина. Обучить умению составлять план-схему всего произведения, находить элементы сказки и были в повести, давать характеристику героев, пересказывать близко к тексту описание природы. Раскрыть суть конфликта, возникшего между детьми. Закрепить начальные представления об олицетворении. Ввести учеников в «мир» Пришвина.
Методы, приёмы и формы работы: Рассказ учителя о писателе. Выразительное чтение учащимися. Ответы учеников на вопросы и задания. Слово учителя (обобщения и выводы). Письменный ответ на вопрос. Беседа по произведению.
Ход урока:
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни...
Охранять природу - значит охранять Родину!
М. Пришвин
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.
II. Рассказ учителя о писателе. Учащиеся знакомятся с биографией М. М. Пришвина и заполняют схему-таблицу


Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.
Ранние годы
Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением.
Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.
Образование
Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.
В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу.
С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома.
Творчество писателя
Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать.
Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.
В краткой биографии Пришвина важно отметить, что в 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.
В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были: «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933), «Календарь природы» (1935), роман «Кащеева цепь» и многие другие.
Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.
«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.
Смерть и наследие
Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве от рака желудка.
Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.
Именем писателя был назван, открытый в 1982, году астероид №9539.
Проверка схемы-таблицы
3. Учитель переходит к повести «Кладовая солнца». Вступительное слово перед чтением повести:
«Действие повести происходит в Переславском крае в 1945 году. В конце войны и в первые послевоенные годы в этом крае, особенно пострадавшем, женщины, оставшись одни с малыми детьми, без мужей, осенью шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Таким образом, обращаясь к «Кладовой солнца», надо иметь в виду, что Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного труженика, которому лес в послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь»
4. Учитель читает и комментирует произведение вслух. После каждой части останавливается и вместе с детьми в виде пунктов плана обозначает основную сюжетную линию. «Учитель сможет прочитать 3-4 главы».
Д/з. Дома учащиеся закончат чтение и озаглавят не прочитанные в классе части.
В результате совместной и самостоятельной работы учащихся будет составлен примерно следующий план произведения, которым они воспользуются во время разбора:
1. Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.
2. За клюквой.
3. Восход солнца в лесу; у Лежачего камня.
4. История Травки.
5. Блудово болото.
6. Путь Митраши.
7. Путь Насти.
8. Закат солнца в лесу.
9. Спасение Митраши.
10. Счастливый конец.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Работа с терминами
Запись в тетради определения «сказки», «были»
Работа в группах (1 группа – что от сказки, 2 группа – что от были)
Вопрос №1: Почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью? (В сказках всегда отражаются мечты о различных чудесах, облегчающих жизнь человека)
Вопрос №2: Какая же мечта «живёт» в сказке «Кладовая солнца»? (В «Кладовой солнца» воплощена мечта писателя о сильных и мужественных людях, достойных хозяевах могучей природы, мечта о разумном и бережном отношении человека к величественной стихии)
Вопрос №3: Какие ещё в тексте присутствуют доказательства того, что «Кладовая солнца» - сказка?
(В сказках добро всегда побеждает зло.- Сказочный характер природы: это и старушки-елочки, угрожающие Митраше и борющиеся друг с другом ель и сосна, и злой ветер сталкивающий между собой деревья.
-Сказочными выступают и животные: волк, собака, птицы, гадюка, лось.
-Повесть начинается сказочно: «В одном селе…»
-Сказочная ритмика: «ни темные ни светлые».
-Это произведение напоминает такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестра Аленушка и братец Иванушка» . В основе сюжета этих сказок –брат не послушался сестру и накликал беду)
Вопрос №4: Что в произведении можно считать былью? О чем говорит рассказчик с убежденностью очевидца?
(-Дети живут « в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залеского».-У них, изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, безымянные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
-Указывается точно место и время занятия детей (дети зачитывают занятия Насти и Митраши).
2. Работа с текстом
Вопрос 1: Какими по характеру были Настя и Митраша? Как характеризует рассказчик маленьких тружеников?
(-Дети отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью.-Они любят и помнят своих родителей.
-Дети были очень дружны.
-Настя была более уступчивой и обычно разрешала все ссоры улыбкой и лаской)(Все ответы ученики подкрепляют примерами из текста, материалами из 1 и 2 глав).
Вопрос 2: Как рассказчик относится к Насте и Митраше?
( Пришвин относится к героям с нежностью и любовью)
- А теперь это нужно доказать примерами из текста.
( -Автор выражает свою нежность через сравнение: «Настя была как Золотая Курочка на длинных ножках». Веснушки сравнивает с «золотыми монетками».
-Большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов: «Курочка», «ножки», «монетки», «носик».
-Не меньшей симпатией автора пользуется и Митраша : «мужичок в мешочке», «коротенький», «носик».
Ученики находят и «прямые» оценки рассказчика:
«Они были очень милые». «…Досталась, однако, детишкам бедным и большая забота…» «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились».
«И какие это были умные детишки!» «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы»)Д/з. Выучить близко к тексту одно из описаний природы: «Ель и сосна», «Тетерев-Косач», «Восход солнца» (гл.3);«Слепая елань» (гл.5); «Лесные ягоды», «Лось», «Черный пень на болоте» (гл.7); «Закат солнца»(гл.8); «Сорочьи разговоры»(гл.9).
Урок-диспут
Вопрос : Кто прав-Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?
Учитель: Чей же путь кажется автору более правильным, если, с одной стороны, поступок Митраши он оценивает как бессмысленную смелость, а с другой стороны отзывается о Насте как о «прежней Золотой курочке»? Проследим за героями с самого начала их пути. Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес?
Ученики читают наизусть отрывки « Ель и сосна» и «Тетерев-Косач»
Учитель: Какое впечатление производят эти картины природы?
(-В отрывке «Ель и сосна» все вокруг очень мрачно. Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жаль ель и сосну)Начать разговор об олицетворениях (их роль в данном отрывке).
(-В отрывке «Тетерев-Косач» Пришвин показывает удивительную красоту природы. Все птицы приветствуют солнце)Учитель: Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей (приводит примеры из текста).Учитель: Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как ведет себя каждый из них, как природа помогает понять настроение спорящих.
В процессе обсуждения выясняется самое главное: человек близок к природе. Природа подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев.
Учитель: Как ведут себя брат сестра, оставшись наедине с природой? Прежде всего пойдем вслед за Митрашей.
Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверен в своей тропе (приводят примеры из текста).
Учитель: Почему Митраша все же становится пленником болота?
(-Он сошел с тропы.-Хотел быстрей пройти опасное место.
-Митраша не подумал и попал в трясину)Учитель: Но вспомните слова мудрого Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» гл.6), в которых старый охотник высказывает свое отношение к людям, легковесно и самоуверенно относящимся к природе. И вы правильно найдете ответ на этот вопрос.
Дальше дети говорят о том, что Митраша уже не повторял своей ошибки, а действовал осторожно, затем они делают вывод: «Избавившись от опасности благодаря воле и находчивости, человек становится еще сильнее».
Учитель: Теперь вернемся к Насте. Многие ребята считают, что она выбрала правильную дорогу. Зачем же писатель ставит свою героиню в такое невыгодное положение, рисуя ее жалкой и ничтожной? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти? С какими трудностями сталкивается девочка? Какая природа окружает ее?
Читается отрывок «Лесные ягоды», выясняется отношение автора к природе (использует «ласковые» слова: тоненький стебелек; зеленые маленькие листочки; как крылышки; и т.д.)Учитель: Как же ведет себя Настя среди такого богатства?
(Настю охватывает жадность. Она забывает обо всем, даже о своем брате)Учитель: Как относится автор к Насте? (Такая жадность не нравится писателю. Он упрекает Настю: «Откуда у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?»
Только встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, как трудно Митраше)Учитель обобщает и делает вывод: «Пути «открывателей», так же как пути «осваивателей» нужны и полезны людям, но сила и красота человека проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу – быть полезным другим.
Д/з. Письменно ответить на вопрос: «Почему Травка пришла на помощь Митроше?».
Урок анализа и рецензии письменных работ
- Прочитаем и обобщим несколько письменных ответов («Митраша напомнил Травке его хозяина, поэтому собака помогла мальчику»).
Учитель: В чем же сходство между старым лесником и мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим еще раз 4 и 9 главы и ответим на следующие вопросы:
1) Какие отношения существовали между Антипычем и Травкой?
2) Как ведет себя Травка после смерти Антипыча?
3) О чем думала Травка, глядя на маленького человека в болоте?
Учитель обобщает: На примере взаимоотношений Архипыча и Травки Пришвин показывает, что «правда» жизни, ее важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном отношении человека к природе, в его благотворном влиянии и мудром управлении силами природы.
Д/з. Прочитать в учебнике об олицетворении. Найти в тексте и выписать примеры.
Урок-наблюдение
Зачитываются записи.
Делается вывод: В «Кладовой солнца» много сказочного: ель и сосна страдают, воюют, мучаются из-за злого ветра; елки на болоте ведут себя как старые колдуньи, преграждают Митроше дорогу. Вся природа, окружающая детей, как бы принимает участие в их споре.
Ответы на вопросы:
1) Какой смысл вкладывает писатель в заглавие «Кладовая солнца»?
2) Можно ли считать эту кладовую бездонной? На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?
3) Представляете картины леса, которые нарисовал писатель. Как в слове проявляется его любовь к природе?
4) Рассмотрим роль солнца в жизни природы и человека (найдем примеры).
5)Как вы понимаете слова Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину»?
Д/з. Приготовится к внеклассному чтению по книге М. М. Пришвина «Лесные капели».