Презентация по музыке на тему: Композитор-исполнитель-слушатель


Композитор-исполнитель-слушательПрезентацию подготовила:учитель музыки МОУ лицей № 11Дьяконенко Л. В. Цель: Познакомить учащихся с такими терминами как: композитор, исполнитель, слушатель.Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с музыкой разных композиторов; научить различать выразительные средства музыки; учить слушать и слышать музыку.Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма; развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус; пробуждать эмоциональный отклик на произведение.  МЫ РАЗНЫЕВместе живут на огромной планетеРазные взрослые, разные дети.Внешностью разные и цветом кожи,Но, безусловно, мы в чём-то похожи!Всем нам счастливыми хочется быть,Новые звёзды на небе открыть,Крепко дружить, не бояться «другого».Друг мой в коляске, а что здесь такого?Годы пройдут, и мы станем взрослее,Ростом повыше, по жизни мудрее,И поменяется мир весь вокруг,Но рядом останется преданный друг! Повторение - Давайте с вами вспомним, для чего нужна дружба? О каких странах мы узнали на прошлом уроке? - С произведениями каких композиторов мы познакомились?А сейчас посмотрите и скажите, какой русский композитор изображен на данном портрете? В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей.С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла. А сейчас сядьте удобно, мы будем слушателями и внимательно прослушаем произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы». После прослушивания вы мне ответите на вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использует автор? -  Какие средства музыкальной выразительности использует автор? - Кукла Маша заболела.- Врач сказал, что плохо дело.- Маше больно, Маше тяжко!- Не поможешь ей, бедняжке.- Нас покинет Маша вскоре.Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох... ах...» Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении, переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий регистр. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряжённую кульминацию. Период завершается кадансом на тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула...) А теперь посмотрите на портрет и скажите, кто на нем изображен?  Сейчас мы с вами еще раз прослушаем произведение Э. Грига «Заход солнца». - Какая эта песня?  Смогли ли композиторы изобразить увиденное при помощи музыки? -Вот видите, ребята, несмотря на то, что эти композиторы писали о других странах, эта музыка нам понятна и доступна. Мы начинаем дружить с людьми тех стран, начинаем лучше понимать друг друга. Объяснение нового материала- А теперь давайте перейдем к изучению новой темы. Тема нашего урока «Композитор, исполнитель, слушатель».- Кто такой композитор? (это создатель музыкальных произведений).- А кто такой исполнитель? (это артист, исполняющий художественное произведение перед публикой).- А мы с вами можем быть исполнителями? (Да)- А кто такой слушатель? (это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь).-  А часто ли на уроках мы являемся слушателями? (да)Мы очень часто являемся слушателями. А слушая произведения, мы накапливаем свой музыкальный опыт. Музыкальная пауза -А сейчас мы будем исполнителями.«ПЕСНЯ О ШКОЛЕ» Д.Кабалевского Подведение итогов:Давайте вспомним, что нового мы узнали? Кто нужен, чтобы музыка получилась? Какие произведения слушали?  Кем мы были на уроке? Домашнее задание.Нарисовать то, что вам больше всего понравилось в произведениях. Молодцы! Понравился вам урок? Вы все сегодня молодцы! Все получаете по «5»!До свидания!