Статья по искусству Ювелирное дело


ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО
Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежала к числу художественных ремёсел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Из всех великих культур древности лишь одна долина Нила оставила нам достаточно предметов, чтобы мы могли восстановить историю развития ювелирного дела у египтян на протяжении сорока столетий.
От I династии до нас дошли четыре браслета жены фараона Джера, представляющие собой золотых пластин с бусинами из светло-голубой бирюзы, лазурита, аметиста, камня, золота и пасты.
Почти не сохранилось ювелирных изделий IV династии – эпохи великих пирамид. Всё же мы знаем изящные браслеты царицы Хетепхерес, матери Хеопса. Они изготовлены из серебра более редкого в ту эпоху, чем золото, и украшены инкрустациями.
Период Среднего царства был временем подлинного расцвета ювелирного дела. Трудно выбрать лучшее из множества диадем, нагудных украшений, ожерелий , браслетов и перстней. Особенно хороши две диадемы: диадема царевны Хнумит из Дашура, состоящая из воздушных золотых нитей, сплетённых в сетку, и диадема царевны Сит-Хатор из Кахуна, представляющая собой золотой обруч, к которому прикреплены пятнадцать розеток из перегородчатой эмали.
Царские нагрудные украшения – типичные произведения египетского искусства. Они отмечены явным влиянием архитектуры. Они имеют форму наоса с нависающим выступом в верхней части. Их декор рассказывает о победах фараона и выглядит как исторический барельеф, выполненный в ювелирной технике. Все нагрудные украшения обычно ярки и красочны, оборотная сторона их обработана тонкой чеканкой.
С наступлением Нового царства, когда Египет достиг вершины своего богатства и силы, дает себя знать новое направление в искусстве. Сдержанности и уравновешенности предшествующих эпох противопоставляется теперь нечто вроде романтизма, обилие и пышность которого доходят иной раз до чрезмерности. Лучшие произведения этой эпохи – сокровища гробницы Тутанхамона, которые при всём своём ослепительном богатстве не теряют всё-таки гармоничности.
Украшения фараонов XIX и XX династий свидетельствуют об упадке искусства того времени, стремление к великолепию приводит к утрате строгости форм, лаконичности и гармоничности.
В классический период истории Египта золотых дел мастера достигли виртуозного совершенства в технике, которое никогда впоследствии не было превзойдено. В некоторых отношениях невозможно не только превзойти их, но и сравняться с ними. Так, например, они были замечательными чеканщиками и умели добиваться в 20 раз более тонкого слоя металла, чем самый тонкий которого добиваются в наши дни. Они применяли литьё, формовку, паяние, ковку. Для насечения орнамента использовалась насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление, окраска.