Конспект урока по МХК на тему Формы первобытной религии. Истоки архитектуры


Урок № 9
Раздел: ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Тема урок: Формы первобытной религии.
Истоки архитектуры.
RK. «Аркаим».
Цель урока:
Закрепление представлений о характерных особенностях живописи эпохи палеолита; расширение представлений о формах первобытной религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия;
Формирование представлений о развитии строительного искусства первобытной культуры; овладение теоретическими понятиями в пределах темы: городище, мегалитическая архитектура, менгир, дольмен, кромлех.
Задачи:
Воспитывать у учащихся эстетический вкус
Развивать знания об основных особенностях развития первобытного искусства
Воспитывать интерес к культуре прошлого.
Оборудование: экран, медиапроектор.
Литература:
Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.
МХК. Поурочные планы 8 класс.
Тип урока: урок-лекция
Оформление:
Презентация Power Point по теме урока; схема периодов первобытной культуры (раздаточный материал);
таблица: «Достижения культуры первобытного общества»;
карточки к уроку, рабочие листы.
Ход урока
І. Организационный момент, обобщение пройденного материала
Ребята давайте повторим, что же нового мы узнали с вами на прошлом уроке. Сейчас одна часть ребят получит карточки, а другая часть будет отвечать устно.
Устный опрос:
Что означает понятие «палеолит? (палео-древний, литос-камень)-древний каменный век -2млн.лет назад -40 тыс.лет до н.э)
Перечислите пожалуйста на какие периоды делится эпоха палеолит? (
ранний палеолит,
средний палеолит,
поздний палеолит (ориньяк, солютре, мадлен)
Эпоха мезолита
Эпоха неолита
Эпоха Энеолита
Было ли у первобытного человека чувство прекрасного?
Основная тема живописи эпохи палеолита?
Назовите известные вам пещеры с росписями первобытных художников? (Альтамира, Ляско, Игнатиевская, Капова)
Первобытное искусство носило синкретический характер. Что это значит?
СЕНКРИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, т.е. в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями. Так, например, надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит успешной охоте на
зверя).
--Ребята, сдаём ваши карточки с ответами. Не забудьте написать свою фамилию.
--По ходу урока продолжаем заполнять таблицу ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (обе графы)
ІІ. Введение темы урока.
Изучая памятники первобытной культуры, мы постепенно познаём общие закономерности развития художественного сознания первобытного человека. Из рода в род передавались устоявшиеся, освящённые преданиями родоплеменные представления и правила, которые воплощали многообразие мифологических и религиозных представлений. Наш урок будет посвящён религиозным представлениям и архитектуре первобытного человека.
Запишите, пожалуйста тему урока: Формы первобытной религии. Истоки архитектуры.ІІІ. Изучение нового материала
--Итак, мы выяснили: зверь был главной темой первобытного искусства эпохи палеолита. Изображения убитых и раненых зверей и просто фигур животных имело целью заворожить, околдовать зверя, овладеть им, обеспечить успех охоты. Рисуя того или иного зверя на стенах пещеры «художник» не обращал внимания на то, что там было нарисовано уже множество животных, важно было исполнить своё изображение, чтобы совершить перед ним ритуальный обряд. Существовали пещеры – святилища, где человек не жил: здесь совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных людей(как сейчас церкви, храмы, мечети..)
--Живопись палеолита хорошо сохранилась, потому, что в глубинах пещер круглый год держится примерно одинаковая температура и влажность. Да и красками художники рисовали самыми стойкими. Какими?
--Охрой.
--Посмотрите внимательно на слайд, что необычного в изображении?
(существо с человеческими ногами, туловище бизона и голова козла)
Да, есть и рисунки странных существ, у которых человеческие черты сочетаются со звериными- оленя. Мамонта, козла, бизона… В магических обрядах люди и звери выступали как одно неразрывное целое: зверь наделялся чертами человека, человек – чертами зверя.
Сложилось олицетворение стихий природы –Вселенной, неба и Земли – в виде животных, наделённых сознанием, чувствами, волей. Солнце и небо олицетворяли птицы, воду и подземный мир связывали со змеёй.
Так возникли самые первые формы религиозных верований. Это тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
--У вас на столах есть рабочие листы: Формы первобытной религии.--Религия – (лат –набожность, святыня, предмет культа)- одна из форм общественного сознания, отражение действительности в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях.
Тотемизм – вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определённым предметом, растением, животным(тотемом) с другой. Каждый род (племя) носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать или употреблять в пищу.
---Приведите пример.
Фетишизм – почитание неодушевлённых материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными силами. («фетиш» -«идеал, талисман»)
Вера в амулеты, обереги, талисманы. Сохранился в современных религиях (почитание чёрного камня в Мекке (ислам), креста и мощей (христианство).Анимизм – более высокая форма первобытных верований – вера в духов и душу (анима(лат) – «душа, дух»)
Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, природные явления. Характерен культ предков – почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь потомков.
Магия – вера в колдовство, магические приёмы, с помощью которых, по суеверным представлениям можно воздействовать на людей и природу.
--Как вы думаете, магия, дошла до наших дней? (гадание на картах, бобах, заговоры, проклятия…)
--Эти понятия дама вы перепишете в тетрадь и выучите.
АРХИТЕКТУРА
Заполняя таблицу, мы с вами узнали, как жил человек в эпоху палеолита и мезолита.. Мы знаем, что он уже овладел огнём, шил себе одежду, изобрёл лук и стрелы, делал удобные камене и деревянные орудия труда, приручил диких животных, начал возделывать землю. В эпоху неолита (новый каменный век) человек изобрёл водонепроницаемое вещество.
--Какое это вещество?
--Верно, человек научился обжигать глину, делать из неё керамическую посуду.
--Все эти достижения привели к тому, что человек перестал переходить с места на место и начал вести оседлый образ жизни, обживать то место где он живёт, улучшать его.
--Посмотрите на рисунки 1-3. Что изменяется в постройках человека от эпохи палеолита до эпохи бронзы?
(сначала человек строил себе жилище, которое можно было легко собрать и разобрать; затем люди стали строить укреплённые поселения, позже – отдельные постройки из больших камней)
Люди каменного века жили не только в пещерах. Ведь во многих местах, где обнаружены стоянки первобытного человека никаких пещер нет. Зато есть доказательства, что они умели строить себе жилища.
В начале 20 века близ города Чернигова учёные обнаружили завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили строительным материалом для отважных охотников. Позднее по расположению черепов и костей удалось восстановить первоначальную конструкцию сооружения.
В эпоху неолита начали строить дома из дерева, тростника, прутьев и глины.
К началу бронзового века, когда человек овладел метал лом, войны были довольно частым явлением в жизни того времени. Поэтому люди стали строить себе укреплённые поселения – ГОРОДИЩА.
Вокруг таких поселений возводилась изгородь и выкапывался ров, наполняемый водой. Невдалеке от городищ люди стали возводить курганы –земляные холмы, где хоронили умерших.
(учащиеся вносят дополнения в таблицу, в графу искусство: развитие архитектуры, строительство городищ и курганов)
--Посмотрите внимательно на слайд.
--как вы думаете, что это за необычные сооружения из больших каменных глыб? Для чего они?
---В конце эпохи неолита и в начале эпохи бронзы люди стали строить сооружения, ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОСТРОЕК.
--В Британии, Ирландии и на северо-западе Франции сохранились остатки памятников. Их называют мегалитическими (мегас- большой, «литос» - камень). Некоторые из них составляли часть надгробных комплексов, другие, скорее всего, были культовыми сооружениями, в которых совершались религиозные церемонии и астрономические наблюдения.
Выделяют три вида мегалитов:
Менгиры
Дольмены
Кромлехи
--Менгиры (мен (англ)- камень ; гир –длинный) – вертикально поставленные камни различной высоты (от 1м до 20м). Они могли быть и едва отёсанными и покрытыми рельефной резьбой.
Иногда менгиры могли быть увенчаны скульптурной головой человека или животного, либо целиком выполнены, как монолитная скульптура.
Менгиры, как и другие виды мегалитов, встречаются на обширных территориях Европы. Азии и Африки. Ставили их обычно на возвышениях, иногда они тянулись рядами на протяжении 2-3 км. 9франция); порой были центром поселения («аллеи менгиров»). Менгиры не были связаны с погребениями, а выполняли самостоятельную функцию. Возможно, менгиры были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбища и источников, или обозначали место церемоний.
Дольмены – сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху ещё одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми; внутри плиты иногда покрыты символическими знаками. Порой к дольмену вёл коридор из наклонных плит или небольших менгиров. Дольмены были местом захоронения членов рода.
Кромлехи – (брит.кром –круг, лех –камень).
Это самые значительные сооружения древности; представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы. Кругов могло быть несколько; иногда столбы перекрывались плитами. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь или жертвенный камень.
--Это первые известные нам культовые сооружения. Самый знаменитый и сложный кромлех находится в Англии близ Стоунхенджа (англ. «стоун» –камень, «хенд» -ров).
--Этот кромлех – самое знаменитое «доисторическое» сооружение Европы. Он представляет собой 5 колец, образованных 125 каменными глыбами; вес некоторых из них достигал 50 тонн.
---Такие кромлехи (а их в Англии около 600, есть и в других странах). Они были предназначены для астрономических наблюдений и для совершения обрядов культового характера, поскольку в те времена небесным светилам приписывали божественное значение. Это были древнейшие обсерватории: на отдельных плитах отмечены положения Луны; отклонения Луны, Солнца. Эти наблюдения позволяли древним жрецам определить продолжительность года, следить за сменой циклов, предсказывать солнечные и лунные затмения.
(Учащиеся вносят дополнения в таблицу, в графу искусство эпохи неолита- развитие мегалитической архитектуры :менгиры, кромлехи, дольмены).
ІV. Итог урока.
Итак, основа древней архитектуры – большой камень, отсюда её название –«мегалитическая». Своего наивысшего развития сооружения из огромных камней достигли в век бронзы. Письменных свидетельств о назначении мегалитических сооружений не сохранилось, и учёные пришли к выводу, что их использовали для религиозно-культовых церемоний.
--Сегодня мы познакомились с истоками архитектуры и формами первобытной религии.
--Изучение археологических находок, относящихся к эпохе палеолита, показывает, что в это время были и религиозные верования, и культовая практика.
RK. «Аркаим На юге Кизильского и Брединского районов Челябинской области запланировано было строительство водохранилища. Перед землекопными работами пригласили археологов. Археологи копнули… А там – бронзовый век! Наконечники стрел, копий, осколки глиняных сосудов… Организовали аэросъёмку и получили снимок – план города. Два года археологи, историки боролись за Аркаим. Первые раскопки начались в 1988году. Сам город занимал площадь около двух гектаров. Он был окружён рвом и грунтовой стеной высотой 5,5 метров. По верху стены шёл частокол из брёвен. Толщина стены достигала 5 метров. К внутренней стороне стены примыкали стены 35 домов, расположенных по кругу. Каждый дом имел крытый дворик, выходивший на улицу, мощёну. Брёвнами. Под мостовой находился канализационный сток. Внутренний круг представлял собой стену шириной в !,5 мтра и высотой 5-7 метров. К ней примыкало 25 домов, не имевших двориков и выходивших прямо на центральную площадь, которая скорее всего была общественным центром. Возможно, на ней помещался священный алтарь, а может и универсальная солнечно-лунная абсерватория. В городе могло проживать от 1000 до 2500 тчсяч человек. В каждом доме находился очаг. В Аркаиме были медеплавильные печи.
Археологи нашли при раскопках фрагменты боевых колесниц, оружие, останки коней, предметы труда и быта. Среди украшений – пуговица из Египта. Значит, были какие-то связи с этой далёкой страной.
В ходе раскопок, исследований, оказалось, что Аркаим не единственный город на этой равнине. Сейчас открыто двадцать древних укреплённых поселений. Это «страна городов» на Ю.Урале.
Жители Аркаима – арии – были огнепоклонниками. На многих предметах встречается символ огня – знак свастики.
Учёные предполагают, что именно из Аркаима и «станы городов» арии ушли искать новые земли, унося с собой достижения своей цивилизации и культуры, языка. Одна ветвь направилась в Индию. Другая часть осталась на месте. Но позже тоже разделилась на два направления – на Запад от Урала и Юг – в Иран, создав там ирано-арийскую культуру. Сейчас учёные предполагают, утверждают, что именно Аркаим – прародина индоевропейской расы.
После четырёх цивилизаций (Египет, Вавилон, Индия, Китай) на Ю.Урале текло не пустое время. Здесь была пятая цивилизация. Живой мост между Европой и Азией.
В настоящее время здесь музей-заповедник «Аркаим», руководителем которого является Г.Б.Зданович.
V. Домашнее задание
1 Знать значение понятий «тотемизм, фетишизм, анимизм, магия», «менгир», «дольмен», «кромлех», «курган».
КАРТОЧКА № 1
1. Напиши значение понятий:
а). Археология……………………………………………………………
б). Этнография……………………………………………………………
в). Лингвистика…………………………………………………………..
КАРТОЧКА № 2
1.Допиши слово:
а). Основу земляных красок составляет глина –……………………………
2. Закончи предложение:
а). Первобытная скульптура представлена большей частью………………
3. Характерные особенности первобытной скульптуры:
…………………………………………………………………………………