ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «“ОБРАЗЫ” ЕДЫ НА СТРАНИЦАХ РУССКОЙ КЛАССИКИ»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «“ОБРАЗЫ” ЕДЫ НА СТРАНИЦАХ РУССКОЙ КЛАССИКИ»
(для 8-9 классов)
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
Галайдич Ольга Борисовна

Цель и задачи:
воспитание интереса к чтению; повышение общей и читательской культуры учащихся; осмысленное отношение к общечеловеческим и национальным
культурным ценностям, воплощенным в художественных произведениях отечественной литературы; формирование высокой нравственности,
эстетического вкуса, культуры речи и общения.

Ход мероприятия:
1-й ведущий: Сегодня мы вновь встречаемся в нашей литературной гостиной. (Объявляет тему занятия.) Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече станут слова Сократа: «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
Разговор об «образах» еды можно начать, обратившись еще к древней литературе, в которой они играли важную роль. Уже в античной мифологии Дионис воспринимался как апофеоз могучей жизненной силы и чувственного земного бытия. В евангельских сюжетах мы также неоднократно встречаемся с «образами» еды. Это широко известная притча о пяти хлебах и двух рыбах, которыми Христос накормил 5 тысяч человек. Здесь же появляется аллегорическое толкование хлеба. Христос называет хлеб своим телом.
2-й ведущий: Хлеб – всему голова! Иностранцев, приезжающих в нашу страну, неизменно поражает, сколько хлеба мы съедаем в день. Так уж исстари повелось, что без хлеба, особенно ржаного, для нас невкусно любое, самое изысканное блюдо, причем это общая черта славян. Приятель Пушкина, граф Шереметьев, по возвращению из Франции жаловался поэту: «Худо, брат, жить в Париже, есть нечего; черного хлеба не допросишься».
3-й ведущий: Любовь наших предков к черному хлебу была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Дело в том, что один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на католическую и православную – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине XI века в церкви разгорелся спор о том, что следует употреблять при причастии: квасный (кислый) хлеб, как это было в Византии и на Руси, или пресный – согласно практике католической церкви? Папа Лев IX запретил употреблять кислый хлеб, но Византия, стоявшая во главе восточной церкви, выступила против этого запрета, так как понимала, что иначе она лишится поддержки Руси.
1-й ведущий: В эпоху Возрождения мысль великих гуманистов о том, что в физиологии человека нет ничего противоестественного и порочного, приводит к своеобразному культивированию «образов» еды.
2-й ведущий: Эти мотивы, пройдя через столетия, проторили себе путь в произведения русской литературы. В древнерусском фольклоре, например, нашли отражение традиции славянской кухни.

Считалочка

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок,
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз, два, три – огонь зажжен –
Кочерыжка, выйди вон!

Заклички

Вот орешки!
Хорошие орешки!
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!

Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару –
Гривенник за пару!
Нажарила, напекла
Акулина для Петра.
Давай – наскакивай.
Сами мы рязанские!
Сельди – астраханские!
Давай, покупай!
Забирай, выбирай!

Ай да квас!
С медком, с ледком!
С винной брагой!
И густой, и забористой!

Исполнение танца с яблоками.

3-й ведущий: Шли годы, кухня становилась более изысканной и разнообразной. Заглянем в меню екатеринского вельможи:
1. Похлебка из рябцев с пармезаном и каштанами.
2. Филейка по-султански.
3. Говяжьи глаза в соусе.
4. Телячьи уши.
5. Баранья нога.
6. Хвосты телячьи по-татарски.
7. Голуби по-станиславски.
8. Гусь «в обуви».
9. Крем жирный.
Ну и обжора был этот вельможа! Гуся прямо в обуви съел. То ли дело Петр I – он всегда был скромен в еде.
1-й ведущий: Меню праздничного обеда Петра I:
1. Колбаса с чесноком.
2. Похлебка.
3. Жаркое.
4. Дыня в сахаре.
2-й ведущий: «Животное насыщается, человек ест, умный человек питается»,– так говорил ученый-физиолог Брилья-Саварен. Кто не знает фонвизинского Митрофанушку, у которого голова была слабее, чем брюхо, так как его маменька сводила воспитание сына не просто к питанию, а к обжорству?

Сцена из комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

3-й ведущий: Всем известно, что наш славянский народ всегда славился гостеприимством. Правда, герой одной из басен И. А. Крылова Демьян так увлекся, что закормил соседа Фоку чуть ли не до смерти.

Сцена из басни И. А. Крылова «Демьянова уха».

Кстати, издавна на Руси ухой называли всякого рода варево или похлебку и не обязательно из рыбы.
1-й ведущий: А знаете ли вы, что любимым блюдом А. С. Пушкина были пельмени?
Дословный перевод с финского языка слово пельмени: «пель» – ухо, «мень» – хлеб, что на русском обозначает – ушки из теста. Во времена Тридцатилетней войны в Западной Европе в период поста монахи прятали изрубленное мясо в тесто. Отсюда пошла современная технология приготовления пельменей.

Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров,
Не стану есть –

говорила Людмила Черномору устами Пушкина в поэме «Руслан и Людмила».

не слушать пений,
Пока не дашь ты мне пельменей, –

добавляют создатели современной рекламы.
2-й ведущий: Перелистывая «Евгения Онегина», мы находим упоминание о других блюдах.

Чтение отрывка из романа «Евгений Онегин».

3-й ведущий: грибы, растущие под землей. Ищут их с помощью специально обученных собак и свиней.
Страсбургский пирог – паштет из гусиной печенки.
Лимбургский сыр – мягкий, острый сыр, приготовленный в Лимбурге.
Ананас – южное растение с крупным, ароматным, сочным, толстокожим плодом овальной формы. Культурный ананас относился к деликатесным блюдам. Самые крупные плантации – на Гавайских и Филиппинских островах, в Мексике, Бразилии, на Кубе. В Европе ананас выращивается в теплицах и оранжереях с середины XVIII века.

Выразительное чтение стихотворения И. Северянина «Ананасы в шампанском».

1-й ведущий: Еще мудрый Омар Хайям отметил, что

Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий
Всем здравомыслящим вино разрешено.

Опять обратимся к роману «Евгений Онегин».

3-й ведущий выразительно читает отрывок из четвертой главы романа «Евгений Онегин».

2-й ведущий: «Клико», «Моэт», «Аи» – это сорта шампанского. Шампанское – игристое, белое виноградное вино, которое начали изготовлять в конце XVII века во Франции в провинции Шампань. Во времена Пушкина вино «Мадам Клико» производили и привозили в Россию только из Франции. Цена его была очень высока – 30 рублей, что приравнивалось к стоимости одной коровы.
«Бордо» – сорт красного вина, которое пили только аристократы.
1-й ведущий: Мы знаем, что в романе «Евгений Онегин» также описаны древнерусские традиции и обряды:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели
Им квас, как воздух, был потребен

2-й ведущий: Для любознательных. Безусловно, вы догадались, что речь сейчас пойдет о блинах – традиционном русском блюде, без которого не обходится ни одна масленица. Образную характеристику блина как ритуального кушанья дал А. И. Куприн: «Блин кругл как настоящее круглое солнышко. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Блины пекли в течение всей масляной недели. Даже поговорка такая была: «Без блина не Маслена, без пирога не именины». У древних славян масленица была многодневным праздником, знаменовавшим собой проводы зимы.
3-й ведущий: С первых страниц поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголь отводит немалое место «образам еды». А это, в свою очередь, является своеобразной характеристикой и места действия, и героев. Прибытие Чичикова в губернский город начинается с посещения трактира, где ему подают на обед «щи с слоеным пирожком, нарочно оберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей; мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечно слоеный сладкий пирожок».
1-й ведущий: Пулярка жареная – блюдо из молодой курицы, специально откормленной для стола.
Н. В. Гоголь привык относиться к еде с уважением, но все же резко отделял сытость от чревоугодия.

Инсценизация эпизода «Чичиков у Собакевича» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»).

2-й ведущий: Истинным гурманом и знатоком славянской кухни Н. В. Гоголь выступает в повести «Старосветские помещики».

Инсценизация эпизода из повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

Кофе – это напиток, который пригоняют из семян кофейного дерева. К нам это слово пришло из арабского языка, причем сначала оно имело значение «сорт легкого вина», так как в исламских странах кофе считали хмельным напитком и на него был религиозный запрет.
Родина чая – Китай. В Европу он попал в том же столетии, что и кофе. У чая были свои враги, в первую очередь среди врачей. В то время как врачи и сторонники чая спорили между собой, чай победоносно покорил Англию, Голландию и Россию, став в этих странах любимейшим напитком.

Сценка из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

3-й ведущий: Фазан – большая промысловая птица из отряда куриных, с ярким оперением. Слово пришло из греческого языка и обозначало птицу из Фасиды, эллинской речки.
1-й ведущий: А теперь о самом любимом блюде всех времен и народов – о мороженом.
Мороженое содержит витамины «хорошего настроения» – Д и Е. Китайцы знали об этом его свойстве еще до новой эры. Его изготавливали из фруктов, меда и кусочков льда. У нас мороженое появилось в XVIII веке.
В XIX веке родилась идея «вафельного стаканчика», а позже мороженое стали нанизывать на палочку – появилось эскимо. Мороженое никого не оставляет равнодушным. Говорят, что одним из тех, кто никогда не мог всласть наесться этим лакомством, был американский президент Джордж Вашингтон. Великий полководец Александр Македонский приказывал перед битвой баловать мороженым своих воинов.

Выразительное чтение стихотворения И. Северянина «Мороженое из сирени».

2-й ведущий: Великий русский критик В. Г. Белинский акцентировал внимание на том, что «пьют и едят все люди, но пьянствую и обжираются только дикари».

Инсценизация эпизода из повести М. Булгакова «Собачье сердце».

3-й ведущий: Обратимся снова к эпиграфу нашего занятия: «Надо есть, чтобы жить» Добавим: жизнь – это движение
Движение ведет не только к физическому, но и духовному совершенству. В человеке все должно быть прекрасно. Мера во всем – это гармония, к чему должен стремиться каждый человек.

Исполнение танца «Гармония».
15