Статья Методические материалы к изучению романа И.С. Тургенева Отцы и дети

2.3.2. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Обратим внимание еще на одну типичную проблему, возникающую перед учителями литературы (особенно начинающими). Зачастую уроки литературы превращаются в «устную говорильню», записи в рабочей тетради или сводятся к минимуму, или делаются под диктовку учителя как выводы из темы урока. На наш взгляд, надо так продумать систему записей учащихся в рабочей тетради, чтобы она стала пособием по закреплению их литературоведческих знаний, умений и навыков, способствовала усвоению сюжета, тематики, проблематики изучаемого произведения. Записи должны представлять собой не сплошной текст, а тем или иным образом структурированный в виде таблиц, схем и т.п.
В этой главе представлены возможные варианты таких работ на уроках, посвященных изучению романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Работа №1 предваряется домашним заданием: внимательно прочитать первые две страницы романа и представляет собой краткие письменные ответы на вопросы, которые задает учитель. Вот эти вопросы и ответы на них.
Назовите дату начала действия романа. (20 мая 1859).
Каков возраст Николая Петровича? (Сорок с небольшим).
Род занятий отца Н.П. Кирсанова? (Боевой генерал 12 года, командовал дивизией).
Имя матери, ее прозвище в полку? (Агафоклея Кузьминична, «матушка-командирша»).
Каково образование отца и сына Кирсановых? (Сын, как и отец, закончил Петербургский университет).
Где жили в последний год жизни родители Николая Петровича? (В Петербурге).
Почему Николай Петрович не уехал за границу, как хотел, после смерти жены? («Настал 48-ой год»).
Цель этого задания - не столько проверить внимательность учащихся при чтении текста, сколько отметить детали, которые «работают» на выявление идеи произведения. Поэтому следующий этап работы - подробное обсуждение ученических ответов.
О чем говорит дата? - События в романе происходят накануне отмены крепостного права, это время, когда в России нарастала волна революционно-демократического движения.
Старшему Кирсанову – «40 с небольшим лет». Это, казалось бы, возраст цветущего мужчины, но автор как бы сознательно старит его, мы видим его «совсем седого, пухленького и немного сгорбленного». Это воспринимается как какое-то противоречие, запомним его, постараемся разрешить его вслед за автором при дальнейшем чтении романа.
Был ли похож на отца Николай Петрович? Видимо, нет. Во-первых, он получил высшее образование (отец был «полуграмотный, грубый»), во-вторых, отец был решительным, смелым человеком («боевой генерал», «командовал дивизией»), а Николай Петрович даже имел прозвище «трусишка» и не продолжил дело отца.
Старинное русское имя матери и ее прозвище в полку помогают нам понять образ героини гораздо глубже, чем его дает, на первый взгляд, автор: достаточно привлечь наш литературный опыт и вспомнить героиню повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Василису Егоровну Миронову. Становится понятным и оксюморон Тургенева «глухая столичная жизнь»: Агафоклея Кузьминична осталась без дела.
Тот факт, что в 1848 году Николай Петрович не уехал за границу, тоже характеризует его как осторожного, осмотрительного человека: в Европе шла революция, было опасно и непонятно (можно вспомнить факты биографии самого писателя - в этот год его видели в Париже).
Таким образом, цель этой работы - воспитывать внимание учащихся к каждому слову писателя, что особенно важно при чтении произведений Тургенева, который, как известно, был мастером «тайного психологического анализа».
Особенностям психологизма Тургенева следует посвятить следующий урок, начать который надо записью в тетрадях учащихся цитаты из письма писателя: «Художник должен быть психологом, но тайным, а не явным: он должен показывать лишь итоги, лишь результаты психического процесса».
Объяснить смысл этой фразы поможет выполнение работы №2: «Внимательно проследите за поведением Евгения Базарова и его поступками в первый день знакомства с Кирсановыми-старшими. Запишите на левой стороне страницы последовательность его поступков, справа - попробуйте объяснить их.

Поступки Базарова
Мысли и переживания героя - как я (ученик) их понимаю

1.При знакомстве с Николаем Петровичем не сразу подает руку. Называет свое имя «»ленивым, но мужественным голосом».
Видя торопливость Кирсанова при знакомстве, воспринимает ее как подчеркивание социального неравенства, которое тот хочет скрыть под воспитанностью. Ответной неторопливостью Базаров как бы подчеркивает свою независимость.

2. Из тарантаса перебивает Кирсанова, когда тот читает наизусть Пушкина.
Продолжает утверждать себя: «Да, я таков! Я груб, и поважать вашу дурь не намерен!»

3. Войдя в зал, потянулся и опустился на диван (в пыльном-то балахоне!). Решил даже не умываться (после дороги-то!), лишь скинул «одежонку», которую Прокофьич, вышколенный слуга, взял «как бы в недоумении».
Продолжает демонстративно утверждать свою независимость и неуважение к хозяевам.

4. После того как был представлен Павлу Петровичу и тот не только «руки не подал», но «даже положил ее обратно в карман», внезапно переменил решение и ушел из залы вместе с Аркадием.
Растерялся и боится показать это. Поступок выдал Базарова читателю с головой: вся его «железная» самоуверенность - лишь игра, бравада.

5. За ужином «почти ничего не говорил, но ел много».
Присматривается, решает, какую линию поведения выбрать дальше.

6.После ужина в разговоре с Аркадием оценивает Кирсановых:
а) Павел Петрович – «чудаковат», «архаическое явление», «смешно соблюдать ... щегольство в деревне».
б) Николай Петрович – «славный малый», «добряк», «но стихи ... напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит».
в) одним словом – «старенькие романтики».




Оценка довольно желчная, злая, может быть, месть за не поданную ему руку?
В этой оценке звучит снисходительная ирония

Мне кажется, отзываясь довольно безжалостно о родственниках Аркадия, которых тот любит (Базаров мог убедиться в этом), Евгений как бы проверяет прочность своих позиций: не ослабло ли его влияние на ученика.


Можно соглашаться или не соглашаться с выводами, которые делает ученица (кстати, эти выводы могут стать предметом дискуссии на уроке), но несомненно одно: моя учительская цель достигнута; учащиеся осознали особенность писательского стиля Тургенева, его «тайный психологизм».
Работа №3 представляет собой пролонгированное домашнее задание: во время чтения романа выписывать в тетрадь афоризмы Базарова, причем на трех страницах. В итоге должно получиться примерно следующее.
Первая страница. АФОРИЗМЫ, С КОТОРЫМИ Я СОГЛАСЕН.
«Мы действуем в силу того, что считаем полезным».
«Кто злится на свою боль, тот непременно ее победит».
«Человеку иногда полезно взять себя за хохол и выдернуть себя вон, как редьку из грядки».
«Всяк человек сам себя воспитать должен».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно».

Вторая страница. АФОРИЗМЫ, С КОТОРЫМИ Я НЕ СОГЛАСЕН.
«Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой».
«Свободно мыслят между женщинами только уроды».
«Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно».
«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».
«Рафаэль гроша медного не стоит».
«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
«Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того».

Третья страница. НАДО ПОДУМАТЬ.
«Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть»
«Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои!»
«Исправьте общество, и болезней не будет».
«Отчего я от него (времени) зависеть буду? Пускай же лучше оно от меня зависит».
«Мешкают одни дураки да умники».
Обсуждение итогов этой работы следует провести на уроке (по опыту могу сказать, что отмалчиваться на уроке никто не будет), и это уже будет подготовительным этапом к итоговому сочинению.
Работа №4 выполняется также как домашняя в течение всего времени изучения романа и представляет собой своеобразное структурирование его композиции и хронотопа.

Место дей-
ствия
Время дей-
ствия
Нумерация
глав
Основные события

Марьино

20 мая


На другой
день



Через 2
недели
На след.
день
Гл.1
Гл.2-3
Гл.4-5
Гл.6
Гл.7
Гл.8

Гл.10
Гл.11
Рассказ о прошлом отца и сына Кирсановых
Дорога в Марьино
Знакомство Базарова с семейством К-вых
Первый спор Базарова и П.П.Кирсанова
Прошлое П. П., любовь к княгине Р.
История любви Н.П. и Фенечки
«Схватка» Базарова и П.П.
Отъезд друзей в губернский город

Город


Несколько дней спустя

На следую-
щий день
Три дня
спустя
22 июня
Гл.11-12
Гл.13
Гл.14

Гл.15
Знакомство с Ситниковым
Посещение Кукшиной
Бал, появление Одинцовой

Друзья посещают Одинцову в гостинице, прошлое Одинцовой. Приглашение в Никольское
Дорога в Никольское


Никольское
2 недели
Гл.16
Появление Кати, княжны Хой



Гл.18

Гл.19
Объяснение в любви Базарова и Одинцовой
Отъезд друзей в деревню Базарова

Деревня
Базаровых
3 дня
Гл.20
Гл.21
Прошлое Арины Власьевны
Разговор друзей на стогу
Отъезд в Марьино

Никольское
1 день
Гл.21
Заезд друзей и скорый отъезд

Марьино
Через 10 дней
Гл.22
Гл.23
Гл.24
Возвращение Аркадия в Никольское
Базаров целует Фенечку
Дуэль. Понимание, что П.П. любит Фенечку

Никольское
Через несколько дней
На следующий день
Гл. 25

Гл.26
приезд Базарова.

Последнее объяснение Базарова и Одинцовой. Объяснение в любви Аркадия и Кати


Деревня
Базаровых
В течение 6 недель, не позднее августа
Гл.27
Болезнь и смерть Базарова.




кладбище
Через полгода, январь

Вне конкретного времени
Гл.28
Дальнейшая судьба всех Кирсановых


Посещение родителями могилы Базарова


Несомненно, что эта таблица отражает композиционные особенности романа, которые помогают прояснить его идейную суть. Так, становится очевидным, что ровно половину романа (14 глав) действие происходит неторопливо, с постепенным наращением «накала», а встреча с Одинцовой, которая круто изменила жизнь главного героя, произошла ровно в середине романа (гл.14). Дальше события убыстряются, герой совершает второй круг передвижений, отражающих «ломку» его мировоззрения. Заполнение четвертой поможет учащимся «уложить» в памяти основные события романа. Отметим, что и при повторении в конце 11 класса эта таблица принесет несомненную пользу.
Работа №5 поможет учащимся более четко представить женские образы романа и прояснить авторское отношение к ним. Необходимо, настраивая учащихся на чтение романа, попросить их составить таблицу, включающую следующие графы: 1.имя героини, 2. внешность, 3. одежда, 4. манера поведения, 5. интерьер, окружающий ее, 6. семейное положение, 7. авторское отношение. Эта таблица заполняется в ходе чтения. Благодаря ей учащиеся выясняют, что в романе 10 героинь, причем четыре из них являются внесценическими персонажами (Агафоклея Кузьминична, Мария Кирсанова-Преполовенская, княгиня Р. – Нелли, Арина Саввишна – не путать с Власьевной! ), что на первый план выходят образы Одинцовой, Фенечки и Кукшиной, что две последние героини противопоставлены, что ярко положительное отношение автора прослеживается к героиням-женам и матерям.
Работа №6 продолжает женскую тему и позволяет четко ответить на вопрос о том, кто является главной героиней романа.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
У каждого героя-мужчины есть «своя» героиня, но к одной из них они тянутся все – это, без сомнения, Фенечка. Базарову «она нравилась. Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривалпринимало выражение ясное, почти доброе» Именно ей посвящены слова Павла Петровича «Ах, как я люблю это пустое существо!». Это становится понятно из следующей фразы романа: «Николай Петрович только вздохнул; он и не подозревал, к кому относились эти слова». Аркадий относится к ней восторженно и дружелюбно. Вывод очевиден: именно в этой героине, нежно любящей мужа и ребенка, хранительнице семьи, автор видит идеал женщины.
Работы, выполненные в тетради, помимо всего прочего, способствуют более объективному оцениванию деятельности учащихся, что тоже очень важно.

Аркадий

Павел Петрович

Фенечка

Княгиня Р.

Катя

Базаров

Одинцова

Николай Пет-
рович



15