мастер класс по теме «Использование ИКТ на уроках истории, МХК и обществознания».


Жевлакова Ольга ИвановнаМБОУ «СОШ №13», г. Миасс Использование ИКТ в процессе обучения на уроках истории, обществознания и МХК. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений информатизации современного общества - информатизация образования. Информатизация образования – это изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы. В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:- учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;- приоритетными являются репродуктивные методы обучения;-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, ученик , являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность. Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. Цель моей работы понять и оценить возможности использования информационно - коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся. Педагогические задачи: Обеспечить качество усвоения знаний по предметам. 2. Содействовать формированию познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала.3. Развить обще учебные умения и навыки.4. Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к истории.5. Использование и применение полученных знаний в реальной жизни. Умение работать с информацией на разных носителях, в разных формах представления (письменной, устной, звукозаписи) предполагает владение целым рядом интеллектуальных умений, в совокупности составляющих понятие критического и творческого мышления:умения осуществлять поиск информации под поставленную задачу, - умение анализировать информацию, сопоставлять полученные данные с известными ранее знаниями, с информацией из других источников, собственными и чужими наблюдениями, оценивать информацию, обобщать её и делать выводы, прогнозировать последствия принимаемых решений. Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют весьма успешно решать эти задачи. Современные информационно-коммуникативные технологии обладают уникальными дидактическими способностями. ИКТ позволяют: Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация.Выдавать большой объём информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.Мобилизовать внимание обучаемого.Печатать, воспроизводить и комментировать информацию.Входить в мировое информационное сообщество.Использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях. Всё вышеперечисленное позволило органично включить ИКТ в уроки истории, обществознания , МХК.Это демонстрация на уроках презентаций, разработанных самими детьми с помощью педагога по изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3- дисков с записями уроков, мультимедиа. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить экскурсии в разные временные эпохи, работать с виртуальными документами, картами прослушивать живую речь политических деятелей разных исторических периодов, слушать музыку, смотреть фрагменты фильмов. Всё это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Я применяю ИКТ при объяснении нового материалапри актуализации знанийдля обобщения и систематизации знаний при выполнении творческих заданийво время лекций, практических занятийпри самоподготовкев практической деятельности и при закреплении знанийдля контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала Государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием. Особенно успешно люди занимались земледелием возле больших рек, где мягкая земля и плодородная почва давала обильные урожаи. ▲ Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Подумайте, какие причины заставляли людей создавать государства? © Жадаев Д.Н., 2005 Объяснение нового материала. Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников. пример: урок повторения и обобщения материала по обществознанию 8 класс « Человек и общество» Государство –это организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры По форме правления По форме национально-территориального устройства По средствам и формам(политический режим) монархия республика федерация конфедерация унитарное авторитарноетоталитарноедемократическое Закрепление знаний. Вариант 1.1. Как называется река, протекающая по территории Египта?а)Нилб)Тигрв) Евфрат Вариант 2.1. Где находится Египет? а) в северо-восточной части Африкиб) в центральной Азиив) в центральной Африке Контроль степени усвоения учебного материала.Тест Древний Египет Вариант 1.2. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:а) Осирисб) Амон-Рав) Тутанхамон Вариант 2.2. Бог Солнца, самый могущественный из богов древнего Египта?а) Осирисб) Амон-Рав) Сет Широко применяется также и метод проектов. Ученикам на уроке МХК предлагается создать презентацию на определённую тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют её на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществлять принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников 11 класса, созданная к урокам МХК по теме «Искусство серебряного века», может быть использована и на уроках литературы. Для большей эффективности урока используется технологическая карта, которая помогает оценить проекты своих одноклассников и создать дополнительную мотивацию к предмету. Фамилия и имя Название темы План Представление презентации Лаконичность слайдов Что понравилось Что не понравилось Моя оценка Бражников Миша Музыка Барокко + 5 + - грамотность изложения музыкальное сопровождение - 5 Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы города, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ на уроках МХК является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства».Пример. – Барокко в архитектуре.       Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием интерактивных карт .Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Северная война. пример – флеш карта Полтавскя битва. Я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов , курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, тестов для подготовки к ГИА и ЕГЭ, рефератов, иллюстраций, фильмов, презентаций и многого другого. Функции сети ИНТЕРНЕТ, используемые в обучении Вещательные услуги: методическая литература, книги, газеты, журналы; обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике компьютерные программы; справочные файлы, словари, энциклопедии Интерактивные услуги: электронная почта Поисковые услуги: каталоги, поисковые системыС 2009 по 2014 год учащиеся 5-11 классов , где я работаю, участвовали в конкурсе по МХК «Золотое руно». Конкурс позволил нам использовать разнообразную информацию из Интернета для поиска ответов на задания. Систематическое использование ИКТ на уроках истории приводит к целому ряду важных последствий: 1) резко возрастает уровень использования наглядности; 2) повышается производительность труда учителя и учащихся; 3) устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники; 4) появляется возможность организации проектной деятельности учащихся; 5) изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, особенно увлеченными ПК; 6) учащиеся начинают воспринимать ПК не как, увлекательную игрушку, а в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере деятельности. Анализ результатов опроса учащихся, показал, что при использовании на уроках истории, МХК, обществознания ИКТ повышается учебная мотивация (85% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще).   Формируется эмоционально положительное отношение к предметам, внимание учеников остаётся устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости учеников на уроке с использованием И.К.Т. пока остаётся открытым и требует дополнительного исследования. Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если:Учитывать возрастные особенности и интересы детей.Контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором.Чередовать и виды и формы работы.Следить за темпом работы (не должен быть быстрым, навязанным).5) Исключить всякое принуждение и подавление желания ребёнка.       Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровье сберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой. Спасибо за внимание!