Статья Оптимизация форм и методов работы на уроке музыки и МХК через использование информационных и компьютерных технологий.


Оптимизация форм и методов работы на уроке музыки и МХК через использование информационных и компьютерных технологий.
Руководитель ГМО учителей музыки, учитель музыки и МХК
МБОУСОШ № 8 г. Ельца Рощупкина Ирина Юрьевна
Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности человека и их интеграция в образование, растущая роль информации и доступ к ее источникам вносят существенные изменения в процесс образования - содержание, методы, формы взаимодействия. Информатизация является одной из важнейших составляющих процесса модернизации системы образования, направленного на повышение качества, предоставление условий для обеспечения равных возможностей для получения образования всех уровней и ступеней. Это предъявляет повышенные требования к уровню информационной культуры всех участников образовательного процесса как важнейшего компонента сущностной характеристики личности.
Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума. Музыкальное образование развивается в рамках модернизации общего образования, сохраняя специфику преподавания своей предметной области. И то, что использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство» способствуют оптимизации образовательного процесса в школе уже ни для кого не секрет.   Учителя музыки г. Ельца имеют некоторый опыт использования цифровых образовательных ресурсов, в частности информационно-коммуникационных технологий.
Стаж моей педагогической работы достаточно велик, но последние несколько лет, размышляя о современном уроке музыки, я определила для себя некоторые насущные проблемы:
Как сделать один урок в неделю, предусмотренный учебным планом более интенсивным и насыщенным?
Как превратить пассивного ученика-слушателя в активного участника процесса обучения?
Одним из способов решения этой задачи стали применяемые мною современные информационные технологии. Кабинет музыки в нашей школе соответствует требованиям времени (компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, электропианино), и поэтому доступны различные виды деятельности с целью оптимизации форм и методов обучения.
Используя цифровые образовательные ресурсы при подготовке к урокам, я разрабатываю комплекс средств обучения:
Применяя программу Video Cutter Max, я монтирую видеоряд фрагментов из опер, балетов, мюзиклов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, художников и т.п.
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства.
Мультимедиапрезентации к урокам музыки и МХК, включающие таблицы, вопросы для закрепления, творческие задания, домашнее задание, что способствует оптимизации коллективным и индивидуальным формам учебной деятельности.
Видеоэкскурсии и виртуальные экскурсии в музеи мира, что позволяет обогатить урок нестандартными формами работы и способствует развитию познавательного интереса к формированию художественной культуры.
звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («минус» и «плюс»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом: (CD, DVD, MP3-диски).
С целью оптимизации методов стимулирования и мотивации учения, использую совместное с учеником музицирование с элементами оркестровки на электропианино, вне зависимости от развитости его способностей, умений.
С целью контроля и диагностики качества обучения использую обобщающие тестовые задания, викторины, олимпиады.
Для оптимизации игровых форм работы на уроке, использую электронные игры и кроссворды.
Для восполнения знаний учащихся, по разным причинам не посещающих школу, размещение уроков на школьном сайте, а также дистанционная передача учебного материала и индивидуального домашнего задания.
Для расширения собственных возможностей, а также для привлечения учащихся к практическому применению самостоятельного поиска информации использую компьютерные программы: Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge и т.д. Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски: «Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», серия дисков по искусству «Один час в Третьяковской галерее», «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов, серия «Музыка и живопись для детей», «Виртуальный музей музыкальных инструментов» и т.д.
Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).
Одной из современных и активных методов обучения является проектная технология. Проектную деятельность использую на уроках усвоения материала, на уроках по применению знаний, на уроках обобщения и при формировании умений осуществлять исследовательскую деятельность. Это долгосрочные, краткосрочные учебные проекты, а также исследовательские: «Восприятие музыки – отдых души или работа сердца?», «В музыкальном театре», «Музыкальная жизнь нашего города», «Храмы нашего города».
Использование проектных технологий даёт возможность проведения интегрированных уроков, например, музыки и литературы: «Стихи, которые поют» по творчеству С.Есенина, «Образы природы в музыке, живописи и литературе».
Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы, поэтому представить современный урок без использования ИКТ просто невозможно. В конце каждой главы учебника, в разделе «Творческая мастерская» учащимся предлагаются темы докладов, рефератов и проектов для обобщения и расширения знаний по изученной теме, завершающим этапом отчёта которого должна стать мультимедиапрезентация, созданная индивидуально или группой.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что использование ИКТ вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения; создаёт возможности доступа к современной, свежей информации. Сочетание различных форм использования компьютерных технологий расширяет возможности представления учебной информации, экономит время, позволяет управлять познавательной деятельностью школьников; строить обучение в рамках личностно - ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее; делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста; формирует эмоционально положительное отношение к предмету.Источники и Интернет – ресурсы: 1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – http://pedsovet.org/
Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
«Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел «Музыкальная электроника».
Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство». Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей».
http://festival.1september.ru/
Издательство детских образовательных программ http://www.vest-tda.