Развивающее занятие в старшей группе Мои чувства, мое настроение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 69 «Ладушки»
















КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «МОИ ЧУВСТВА, МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
(старшая группа)






Подготовила:
педагог-психолог
Базарова Т. М.










г. Старый Оскол

Цель: гармонизировать личность ребенка.
Задачи:
- формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;
- развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук;
- создавать групповую сплоченность, снимать эмоциональное напряжение;
- расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях;
- обучать приемам саморегуляции.
Материалы: цветной клубок шерстяных ниток, мяч, две иллюстрации с изображением эмоций (радости и грусти), листы чистой бумаги, фломастеры по количеству детей; аудиокассета с релаксационной музыкой.

Ход занятия
Вводная часть.
Психолог: Ребята, проходите в сенсорную комнату и присаживайтесь на подушки. Давайте выполним упражнение «Связующая нить» и таким образом мы с вами поприветствуем друг друга.
Дети сидят в кругу. Они должны по кругу передать друг другу клубок ниток так, чтобы тот постепенно разматывался, и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок, ребята желают друг другу здоровья и радости. Начинает психолог. Когда клубочек вернется к нему, дети натягивают нить, образуя круг. Затем они говорят, что мы одно целое, мы дружим друг с другом.
Психолог: Молодцы! А теперь выполним упражнение на психомышечную тренировку, которое называется «Жираф».
Сидя на подушках:
- сделайте вдох и расслабьтесь;
- положите подбородок на грудь, поверните шею направо, затем налево (повторить 3 раза);
- выполните круговое вращение шеей;
- приподнимите плечи, опустите их (повторить 3 раза), затем приподнимите поочередно каждое плечо несколько раз;
- сядьте прямо и удобно, почувствуйте, как удлинилась ваша шея.
Теперь расслабьтесь Почувствуйте, как расслабились ваши шеи. Представьте себя с длинной, как у жирафа шеей.
Основная часть.
Психолог: Ребята, сейчас вы будете передавать мяч друг другу и при этом заканчивать начатое мной предложение. Первое предложение такое: «Для ребенка радость – это», второе: «для мамы радость – это » и третье «Для друга радостно, когда».
Психолог: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что доставляет радость вам, маме и друзьям. Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку и скажите, какое выражение лица у девочки (пиктограмма «Радость»). (Ответы детей).
Психолог: Да, эта девочка радостная, веселая. Когда человек бывает радостным? (Ответы детей).
Психолог: Изобразите радость на своем лице. (Дети выполняют).
Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку и скажите, какое выражение лица у этой девочки (пиктограмма «Грусть»). (Ответы детей).
Психолог: Да, эта девочка грустная. Когда человек бывает грустным? (Ответы детей).
Психолог: Изобразите грусть на своем лице. (Дети выполняют).
Психолог: А теперь выполним этюд «Встреча с другом». У мальчика был друг. Но вот однажды им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, продолжал ходить в детский сад, а его друг уехал с родителями в другой город. Прошел месяц. Однажды утром, когда дети уже садились завтракать, открылась дверь, и в группу вошел его товарищ. Они очень обрадовались друг другу.
Ролевое проигрывание ситуацией.
Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, на развитие эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.
1. Ты участвовал в соревновании, бежал на скорость и был первым, а твой друг – последним. Что ты будешь делать, что скажешь?
2. Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, ты дал ему, а он вернул ее уже сломанную.
3. Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь, почему?
4. Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя приняли. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?
Психолог: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Я хочу вам прочитать стихотворение «Настоящий друг».
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг.


Мы поссоримся и помиримся.
«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий, верный друг!

Психолог: А теперь давайте выполним упражнение «Ожившие линии».
Детям предлагается изобразить на листе бумаги три типа линий: «веселую», «испуганную», «колючую».
Психолог: Давайте, посмотрим, как вы справились с заданием. (Беседа по рисункам).
Психолог: Молодцы! Вы отлично со всем справились. Не устали? (Ответы детей). Я предлагаю вам прилечь на подушки, закрыть глаза, послушать спокойную музыку и немного отдохнуть. (Дети выполняют просьбу психолога). Звучит спокойная музыка, психолог читает релаксационный текст «Достань звезду».
Представьте себе, что вы стоите на поляне. Над вами – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно - голубым светом.
Люди говорят, что когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но, может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. Загадайте желание. О какой мечте она вам напоминает? Хорошенько представьте себе: чего бы вы хотели (Пауза.)
А теперь глубоко вдохните, задержите дыхание, постарайтесь дотянуться до «звезды». Это непросто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки Еще, еще немного, вы уже почти достали ее. Уф, достали «звезду»! Выдохните и расслабьтесь. Ваше счастье в ваших руках. Положите свою «звезду» перед собой в красивую шкатулочку. Порадуйтесь, глядя на нее. Теперь можно открыть глаза и сесть на подушки.
Заключительная часть.
Психолог: В заключение нашего занятия я приготовила вам сюрприз. (Психолог достает коробку перевязанную бантом и предлагает каждому ребенку развязать на нем по одному узелку. Внутри этой коробки находится ваза с конфетами.) Это угощение за ваше старание, инициативу, активность на занятиях и проявление уверенности. На этом занятие окончено, до свидания.


15