Технологическая карта.Тема урока: У черного моря


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: У Черного моря
Класс: 4 «А»
Цель:   Способствовать повышению у учащихся интереса к изучению родной природы; формировать у них гражданское, сознательное и бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Образовательные: Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью человека, учить работать с географической картой, дополнительной литературой.
2. Развивающие: Развивать речь, умение наблюдать, умение работать в группах.
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к природе родного края, к уроку.
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:Регулятивные: - понимать учебную задачу урока;
- оценивать свои достижения на уроке.
Позновательные: - отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
- пользоваться учебником.
Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сформировать уважительное отношение к России;
- познакомить с разнообразием природных зон России;
- совершенствовать умения работы с картой;
- формировать умения работать с учебником.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.
Материалы для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемыена данном этапе урока)
1. Организационный момент Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.
- Здравствуйте. Меня зовут Юлия Владимировна. Присаживайтесь.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... 
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ...
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ...
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ...
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... 
- Ребята как ваше настроение?
Получают мотивацию для дальнейшей деятельности.
- Здравствуйте.
- Привет.
- Привет.
- Привет.
- Привет.
- Привет.
Отвечают на вопрос учителя.
Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы
2. Актуализация опорных знаний Предлагает задание для повторения ранее изученного материала.
Назовите природные зоны, которые вы изучили на прошлом уроке.
Прощаться с пустыней не будем спешить –
О ней мы сейчас будем говорить.
Пустынь в России немного у нас,
О пустыне послушаем мы сейчас рассказ.
Что мы знаем о пустыне?
Как растения приспособились к жизни в пустыне?
Какие растения растут в пустыне?
Как ведут себя животные?
Что можете о них рассказать?
Какое животное называют священным? Почему?
Что выращивают люди на орошаемых землях?
Каких животных они разводят? Почему?
Какие экологические проблемы существуют в пустыне?
Как люди питаются сохранить природу пустыни?
Почему заповедник назвали “Чёрные земли”?
Когда он был создан? Каких животных там можно встретить? Отвечают на вопросы учителя.
Один ученик рассказывает о пустыне.
Р.: понимать учебную задачу урока
П.: отвечать на вопросы
3. Самоопределение к деятельности Что же, друзья, в дорогу пора,
Ждут с нетерпеньем нас:
Чудный берег, море и пляж,
Но мы отправимся не отдыхать,
А зону субтропиков России изучать.
Обратимся к помощнице – карте.
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.
Слушают учителя.
Высказывают свои предположения.
Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления
4. Открытие нового знания - Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем проходить?
- С чем мы сегодня будем работать?
- Мы сегодня будем работать над Черноморским побережьем.
- Площадь Чёрного моря 422 000 км². Очертания напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м.
Здесь расположена субтропическая зона. «суб» (греч.) - «под».
Субтропики –
это территория
под тропиками.
Основная часть этой зоны расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. (слайд 3)
Эта зона расположена в умеренном поясе, но ещё ближе к Северному тропику. Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи.
Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. (слайд 4)
Кавказские горы находятся прямо у самого побережья. Они не пропускают сюда холод-ных северных ветров. Поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. (слайд 5)
Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побережья Кавказа.
Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на теплом юге. Здесь расположена субтропическая зона, протянувшаяся узкой полосой по побережью Черного моря.
Почвы довольно плодородные. Растительность богата. Основное полезное ископаемое этой территории — минеральные лечебные воды.
Обилие тепла, света, влаги, плодородные почвы благоприятные условия для жизни растений. Поэтому этот уголок покрывают пышные леса из пушистого дуба c пицундской сосной. Растут здесь бук, каштан, кипарис, серебристая акация, которую мы неверно называем мимозой. Многие не только хвойные, но и лиственные растения вечнозелёные. Это лавр, самшит, магнолия. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.
A вот животный мир не отличается большим разнообразием. Особенно здесь мало крупных животных. В лесах живут косули. Изредка встречается кабан. Сюда заходят лисицы, зайцы.
- Будем работать с учебником, искать нужную информацию, слушать учителя.
Выполняют задание учителя. Р.: понимать учебную задачу урока
П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления
5. Первичное закрепление
1. Рассмотрите в гербарии на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма. Подумайте по каким признакам вы узнаете эти растения.
2. По рисунку учебника стр. 128-129 познакомьтесь с животным миром Черного моря и его берегов информацию о животных найдите в тексте учебника.
3. Откройте ст.61 №4 составить схему цепи питания.
4.Откройте ст.61№3 с помощь учебника заполните таблицу.
5.Откройте ст.62 №5
Один человек читает вслух Узнают новый материал.
Взаимодействуют с учителем.
Отвечают на вопросы учителя
Ученик читаетЛ.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: понимать учебную задачу урока
К.: слушать собеседника
П.: пользоваться учебником
6. Физкультминутка Предлагает физкультминутку, с целью сбережения здоровья учащихся.
Предлагает посмотреть на экран и повторить движения вместе с актёрами видеоролика. Повторяют движения вместе с учителем.
Повторяют движения. 7. Включение полученных знаний в систему знаний - Посмотрите на презентацию. Какие фруктовые деревья растут у побережья Черного моря? (слайд 7)
- Какие обитатели суши нам встречаются на побережье? ( слайд 8-11)
-Какие морские обитатели нам встречаются? (слайд 12-14)
- Какие экологические проблемы существуют на побережье Черного моря? (слайд 15)
Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы
К.: вступать в речевое общение
П.: пользоваться учебником
8. Подведение итогов урока Где в России находится субтропическая зона?
Какие особенности природы этой зоны?
Отвечают на вопросы учителя Р.: понимать учебную задачу урока
К.: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение
9. Рефлексия Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания… Отвечают на поставленные вопросы. Р.: понимать учебную задачу урока
П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; - пользоваться учебником
10. Информация о домашнем задании  
Р.: оценивать свои достижения на уроке