Урок по окружающему миру 2 класс Моря и острова

1
Направление
1. Использование ИКТ в образовательном учреждении

2
Номинация
ИКТ в системе учебных занятий: комплексное дидактическое обеспечение уроков (информационные, практические ЭОР) по отдельной теме

3
ФИО (полностью)
Никонова Марина Евгеньевна

4
Наименование образовательного учреждения
Падунская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова, филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г.Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

5
Название работы
« Моря и острова». Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе, реализующего системно - деятельностный подход и формирование УУД 2 класс, УМК «Школа 2100»

6
Перечень используемых ЭОР с пометой «авторский», « адаптированный», из базы ФЦИОР» (ссылки на заимствованные материалы обязательны)






Интернет ресурсы:
1.1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Титульный лист
\

Методическая записка
Вид деятельности
Учитель: Никонова Марина Евгеньевна

Тип урока
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями

Форма проведения урока
Урок - исследования

Целеполагание – образовательный результат:
Постановка целей урока/занятия:
Дидактическая - Научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте
Образовательные: Иметь чёткое представление о том, что такое море, острова, полуострова
Развивающие: Дать возможность учащимся быть активными участниками образовательного процесса, через включение их в исследовательскую деятельность: открытие свойств моря, выход на самостоятельное формулирование этих свойств, разрешение учебных проблемных ситуаций, развития их логического мышления и поддерживание внимания через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока. Воспитательные: обогащение личного опыта ученика посредством учебного эксперимента, открытие путем логических умозаключений свойств морей.

Проектирование образовательных результатов:
Образовательные результаты:
Предметные: находить, различать и показывать по карте моря, острова и полуострова
Регулятивные - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  прогнозировать предстоящую работу (составлять план);осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные –  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации .
Коммуникативные – развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре и в группах.
Личностные - развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Информационно-образовательная среда урока/занятия
Информационные технологии и электронные средства обучения:
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
– Ребята, почему столько много разных версий возникло?
– Можно ли разбить моря на группы?

Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан.
1. Можно ли разделить на группы?
2. Дайте название.
– Объясни, что обозначает это понятие.
– Почему сразу вы не можете дать чёткий ответ на вопросы?
– Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?
Тема урока: Моря. Острова и другие части суши.
План
1.Где располагаются моря?
2.С какими объектами связаны?
3.В чем особенности морей.
Значит, необходимо выяснить, солёная или пресная вода находится в них




Определение проблемы
Относящиеся к суше: равнины, горы, острова. Связанные с водой: реки, океаны, озёра




Это географические объекты























Работа в группе Слайд 6


Ответ группы: Слайд 7
2. Река – это постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах, озёрах или родниках. Впадают реки в озёра, океаны или в другие реки. Вода в реках пресная.
3. Лена при объяснении причины выделения групп ошиблась. Нужно было указывать либо часть света, либо материки (Лена их смешивает). Мы тоже предлагаем выделить две группы: Обь, Лена, Ганг и Амазонка, т.к. первые реки текут по части света – Азии, а Амазонка – по Америке.




Ответы групп:
Мы считаем, что группы Мишей указаны неверно. Тихий океан тоже омывает Евразию. Можно, например, выдвинуть такую причину: омывает Америку и не омывает Америку.
Можно выделить и другие группы по другой причине: пересекают экватор, не пересекают экватор.
Первая группа: Индийский, Тихий. Вторая группа – Северный Ледовитый.










Ребята считают, что это моря.


Ответы могут быть самыми разными.













Ребята приходят к выводу, что ещё не разбирали, что такое море











Ребята, определяют тему урока и составляют план урока
Слайд 12

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

III. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.
Цель.
Формулирование темы урока
Отвечаем на 1 пункт плана
1. Работа по учебнику.
– Попробуйте описать эти части суши.

- Найдите определение на с 120
Работа со словарями
Слайд 14

Как взаимодействует с сушей вода?

2. Работа с плакатом из набора наглядных пособий.
– А как, вы думаете, образовались полуострова?


– А что бы произошло, если бы уровень моря понизился?

Предположите, что произойдёт со временем с участком суши (нижний левый рисунок).
Вспомните, ребята, как образуются вулканы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

– А если всё это происходит в океане, что в результате может образоваться? Посмотрите на среднюю иллюстрацию на с. 123.

Какие острова образуются из потухших подводных вулканов? Где их можно найти на карте?

– Как вы думаете, а могут ли живые организмы построить остров сами?

Острова и неизвестная нам часть относятся к суше.


Острова – это части суши, окружённые со всех сторон водой. А другие части суши окружены водой только с трёх сторон. Это полуострова.

Она размывает берега, уносит с собой камни, песок

Если посмотреть на полуострова, то можно обратить внимание, что все они в центре имеют возвышенность, видимо, океан постепенно затапливает низкие участки суши, а высокие остаются.
Полуостров превратился бы в остров.

Считаем , что со временем вода размоет узкое место, связывающее полуостров с материком, и вместо него образуется остров.
Внутренняя сила поднимает с огромной силой верхние земные слои, на поверхность вырывается раскалённая магма

Мы думаем, что на этом месте возникнет остров












Предположения детей
Делают вывод
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

IV. Развитие умений – применение знания.
Цель: Включение в систему знаний и повторение
Работа над 2 пунктом плана
Работа по учебнику
откройте с. 123 и прочитайте о ещё одном варианте возникновения островов.
– Поработаем с помощью плаката «Полуострова и острова» (из комплекта
наглядных пособий для 2-го класса).
– Где встречаются коралловые острова? Из чего они состоят?

Ребята, скажите, случайными ли были вопросы Миши и Лены, связаны ли они с морями?

Давайте попробуем ответить на поставленные нами вопросы

Что мы знаем о воде в реках и океанах?

Какая же вода в морях?



К какому выводу вы пришли?
– Можете ли объяснить свой вывод? Слайд15
Ответить на этот вопрос, вам поможет схема на с. 122.

3. Работа с картой.
Дети изучают карту Евразии и приходят к выводу.












Подтвердит ли наш вывод сказка? Откройте с. 121 выполнение практического задания :рассмотрите иллюстрации к сказке о Дракоше-Водохлёбе и по картинкам запишите вывод.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
– А зачем нужно было людям придумывать названия морям?
– Какой вопрос возникает у вас?

4. Демонстрация опыта на с. 122. Слайд16
– Какой вывод можно сделать? Давайте запишем его на доске.

– Можно ли сказать, что вода в реке или озере находится на той же отметке?


Представим, что перед нами океан. Где будут находиться моря?
Что происходит с водой в океане? Она неподвижна или нет?
Как действует морская вода на сушу? Где больше всего опасностей подстерегает моряков в морях или океанах?





Просмотрите учебник на с. 121–122 и проверьте наши выводы. Что ещё нового вы нашли в учебнике?
– Вернёмся к заданиям Миши и Лены. Сможем ли мы их теперь выполнить?
Задание № 3.










Задание №4
В жарком поясе. Состоят из известковых домиков




Лена и Миша рассматривали реки и океаны. Мы считаем, что и реки, и океаны связаны с морями

Многие реки впадают в моря, а моря являются частью океана

В реках находится пресная вода. А в океанах – солёная

Наверное, пресная вода из рек смешивается с солёной из океана. Поэтому вода в море солёная

В море вода соленая
Нет
Отвечают по плану урока
Вывод: моря связаны с реками и океанами.

Некоторые моря омывают материк и являются продолжением океана: Охотское, Баренцево, Северное моря. Они отделены друг от друга полуостровами. Другие имеют небольшое сообщение с океаном, но большая их часть ушла глубоко в материк: Средиземное море, Балтийское море, Японское море, Красное море. Третьи находятся внутри материка – это большие озёра.










Почему эти водоёмы названы морями?





Вода в океанах и морях находится на одном уровне

Река течёт по наклонной плоскости, озеро может находиться на любой высоте относительно уровня океана. Это зависит от того, где располагается место, в котором находится озеро.
Мы думаем, что ближе к суше будут находиться моря.

Нет, вода находится в постоянном движении

Ребята считают, что на сушу обрушиваются большие волны. Вода, наверное, разрушает поверхность суши, она может полуостров отделить от суши и превратить его в остров. Наверное, морякам из-за волн и небольшой глубины опаснее плавать по морям.

Дети читают и делают выводы.





1. Средиземное, Баренцево, Чёрное – это моря.
2. Море – огромный водоём, омывающий сушу. В море солёная вода. Вода в морях находится на одном уровне. Моря связаны с океанами. Морская вода разрушает поверхность суши.
3. Дети предлагают свои варианты классификации.
Ответы детей:
– Сахалин, Мадагаскар и Гренландия – это острова.
Острова – это участки суши, окружённые водой.
Камчатка, Индостан – это полуострова. Полуострова – это участки суши, с трёх сторон окружённые водой
Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.
Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

V. Первичное закрепление
Цель.
Знаешь ли ты карту?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] викторина
Продолжают заполнять таблицу по образцу на с. 120.

Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку

VI. Рефлексия
Цель.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 
Выполнение коллективной картинки позитивного летнего моря. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выполнение коллективной картинки позитивного летнего моря.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

VII. Итог урока.
Цель:
Оценить результаты учебной деятельности.
Я – знаю
Я –запомнил
Я -смог
Высказывания детей
Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

VIII. Домашнее задание.
Цель: Закрепить результаты учебной деятельности.
Работа в Рабочей тетради.
1-й вариант – задания 1 и 5,
2-й вариант – задания 3 и 4.

Выполняют задания в Рабочей тетради дома

Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием















15